Познавательно-речевое занятие «Путешествие в лес со Стариком-моховиком»

Ширшова Ольга
Познавательно-речевое занятие «Путешествие в лес со Стариком-моховиком»

Познавательно-речевое занятие «Путешествие в лес со Стариком-моховиком»

(средний дошкольный возраст)

Путешествие в лес со Стариком-моховиком.

Задачи.

1. Формировать представление детей о взаимосвязи состояния природы и человека.

2. Закреплять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в жизни животных и растений, о влиянии человека на природу.

3. Учить беречь и охранять природу.

4. Развивать речь, мышление детей, умение формулировать простейшие умозаключения.

5. Закреплять ориентировку в пространстве, употребление в речи предлогов у, на, над, под, сравнение предметов по ширине.

Материал и оборудование.

Костюм Старика-моховика, картинки деревьев к игре «Найди и назови», листочки «Найди правильный листок», муляжи птичьих клювиков, семена, ягоды, шишка, кора дерева, крошки хлебные и т. д. ; дорожки широкая и узкая, гимнастическая скамейка – «мостик», кольца – «кочки», дуга; принадлежности для аппликации, картинки - силуэты обитателей леса, 3 цветных квадрата; ватман, клей; аудиозапись «звуки весеннего леса», музыка.

Ход занятия.

В группу входит воспитатель в костюме Старика-моховика.

Старик-моховик.

Здравствуйте, дети! Я – Старик-моховик – хозяин леса. Собрался я проверить всё ли в лесу в порядке: все ли деревья на месте, всем ли животным хорошо в моём лесу. А вам, дети, интересно посмотреть, что там у меня в лесу происходит? А трудностей не испугаетесь? Ну, тогда в путь.

Дидактическое упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: приветствие участников друг друга (разминка).

Ножками затопали,

Ручками захлопали,

Головкой закивали (кивки головой.)

Здоровья пожелали

Руки подаём (подавать соседу руки)

И бегаем кругом. (Бег на месте)

Старик-моховик.

Для начала нам надо пойти по широкой дорожке. Где же эта дорожка?

Дети находят место расположения.

Дети.

Возле берёзки.

Старик-моховик.

Правильно. А вот здесь большое дерево наклонилось и мешает нам пройти в лес.

Дети ползут под дугой.

Старик-моховик.

Дети, а какие деревья растут в лесу?

Дидактическое упражнение «Найди и назови»

Цель упражнения: учить детей узнавать изображения деревьев и называть их.

Выбирают деревья, которые растут в лесу дуб, берёза, ель, сосна, рябина.

Старик-моховик.

Какую пользу приносят деревья?

Дети.

Деревья красивые, в жаркий день можно спрятаться в их тени, на деревьях живут птицы.

Старик-моховик.

Молодцы, дети! Зимой деревья отдыхают, накапливают силы, чтобы весной на их ветках распустились листья.

А как люди заботятся о деревьях, которые растут в садах и парках?

Дети.

Зимой подгребают снег к стволам деревьев. Весной рыхлят под деревьями землю и белят стволы. Летом поливают. Осенью сгребают опавшие листья.

Игра «Найди правильный листок».

Цель игры: учить детей узнавать листья деревьев по характерным признакам; правильно называть их (берёзовый, дубовый, рябиновый, осиновый и т. д., указывать характерные особенности (резной, округлый).

На столе перед детьми раскладываются в беспорядке листочки разного размера от разных деревьев. Старик-моховик просит показать различные листочки, например: большой листочек дуба, маленький листочек березы и т. д.

Старик-моховик.

Ну, а теперь дальше пойдем. Ноги выше поднимайте, через кустики шагайте. Затем пройдите по узкому мостику. А где же он? (Дети находят). Да в воду не наступите, ноги не промочите. А потом с кочки на кочку. Вот и добрались до полянки. Теперь можно присесть и отдохнуть.

Звучит аудиозапись щебет птиц (CD Звуки природы для школьников. Щебет птиц. Звуки весеннего леса).

Атмосфера, созданная пением птиц, создаст эмоциональный настрой у детей, разбудит воображение. А иллюстрации с видами природы способствуют более сильному восприятию звуков.

Старик-моховик.

Какое время года сейчас?

Дети.

Весна.

Старик-моховик.

А как вы догадались? Какие признаки весны вы знаете? Назовите их.

Дети.

Солнце пригревает, тает снег…

Старик-моховик.

Зимой в лесу тихо. А весной повсюду раздается весёлый щебет птиц. Зимой птицам тяжело приходится. А почему?

Дети.

Холодно зимой, не хватает корма.

Старик-моховик.

А я в лесу не только за порядком слежу, но и помогаю животным пережить холодную зиму. А как вы помогаете птицам?

Дети.

Делаем кормушки.

Дидактическая игра «Подбери корм для птицы по клюву?»

Цель игры: закрепить умение находить и подбирать корм по клюву (определённого размера, формы).

К муляжам птичьих клювов дети подбирают корм – семена, ягоды.

Старик-моховик.

А как весной птицы находят себе пищу?

Дети.

Появляются насекомые.

Старик-моховик.

Птицы благодарят нас за то, что мы о них не забываем. А хотите познакомиться с животными, которые водятся в лесу? Тогда отгадайте загадки.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

Косолапый и большой

Он в берлоге спит зимой. (Медведь.)

Скачет он и тут и там,

По полям и по лесам

В белой шубке под сосной

Длинноухий зверь лесной. (Заяц.)

Игра «Летает, прыгает, бегает».

Цель игры: уточнить знание детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; развивать внимание, память.

Старик-моховик подбирает картинки с изображением животных, птиц, насекомых, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата, условно обозначающие классификацию: «летают» — зеленый, «прыгают» — желтый, «плавают» — синий.

По команде Старика-моховика дети, у которых картинки с изображением обитателей леса кто летает, собираются вокруг зеленого квадрата, кто прыгает – вокруг желтого, кто плавает – вокруг синего.

Старик-моховик.

Вот мой лес. А где же мои лесные звери? Вот беда! Что случилось с деревьями? Одни пеньки вокруг да ветки валяются. Кто это мог сделать? Дети, разве можно ветки ломать, деревья пилить без нужды?

А куда же подевались мои лесные звери?

Дети.

Убежали в лес.

Старик-моховик.

Почему убежали звери? (Испугались шума, стрельбы охотников, нечего стало есть, негде стало укрываться, разорились гнезда, норы)

Дети, давай те вместе подумаем, как помочь лесу, чтобы он стал таким же красивым, как раньше, чтобы в нём вновь запели птицы и стали жить звери.

Дети.

Надо посадить деревья, охранять лес, подкармливать птиц и зверей.

Дети вместе с Стариком-моховиком делают картину – коллаж «Лес». Дети самостоятельно намазывают клеем изображения растений, птиц, животных и приклеивают на общую картину.

Воспитатель спрашивает у детей местоположения каждого обитателя леса звери на земле внизу, птицы на деревьях вверху (закрепляются употребление предлогов у, на, над, под).

Старик-моховик.

Дети! Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам понравилось?

Дети.

Да, понравилось. Очень интересно и познавательно было.

Старик-моховик.

Лес нужен птицам, животным, насекомым. А как вы считаете, человеку лес нужен?

Какая польза от леса человеку?

(Мы сможем ходить в лес, дышать свежим воздухом, наслаждаться красотой природы, собирать дары леса – ягоды, грибы)

Да лес нужен всем, не только животным, птицам, но и человеку. Поэтому все мы, и взрослые, и дети, должны охранять и беречь лес.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е. Л. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения». — М.: Творческий Центр Сфера, 2005 г.

2. Звуки природы для школьников. Щебет птиц. Издательство: ИДДК. Звуки весеннего леса.

3. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. «Тропинка в природу» Экологическое образование в детском саду. Санкт-Петербург; Издательство РГПУ им. А. И. Герцена «Союз», 2001 г.

4. Столяр А. А. «Давайте поиграем». — М. ; Просвещение; 1996 г.

5. Орлова Ф. М., Соковнина, Е. Н. «Нам весело». Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. — М. ; Просвещение; 1973 г.

6. Филичёва Т. Б. «Развитие речи у детей дошкольного возраста». — М. ; Мозаика – синтез, 2009 г.

7. Чубботский Е. В. «Ребенок открывает мир». — Москва; Просвещение, 1991 г.

Публикации по теме:

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Познавательно-речевое занятие «Путешествие в лес со Стариком-моховиком»
Опубликовано: 27 марта 2013 в 23:05
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...