Лучший педагог года

Проект по познавательному развитию «Как живёшь ты, муравей?»

Наталья Петрова
Проект по познавательному развитию «Как живёшь ты, муравей?»

Актуальность: Как много людей живёт на нашей планете. И ещё больше на ней живёт самых разнообразных существ, так похожих и не похожих на нас. Например, вы не задумывались о некотором сходстве жизни людей и муравьёв? Жизнь этих насекомых очень сложна и интересна. Внимательное наблюдение за жизнью муравьёв не может не навести на мысль о поразительном сходстве общественной жизни человека и этих насекомых. Они, как и мы, живут семьями. Людям следовало бы почерпнуть многие положительные моменты из муравьиного поведения, а основным примером для подражания могла бы стать забота о своей семье.

Публикация «Проект по познавательному развитию „Как живёшь ты, муравей?“» размещена в разделах

Гипотеза: Возможно, муравьи разумные насекомые, поэтому они живут

семьями и заботятся друг о друге.

Цель исследования: Изучить и обосновать жизнь муравьёв.

Объектом исследования является рыжий лесной муравей.

Задачи:

1. Провести наблюдения за поведением муравьёв.

2. Познакомиться с образом жизни муравьёв.

3. Выяснить, как муравьи общаются между собой.

4. Узнать, чем полезны муравьи.

Этапы работы:

1) Сбор материала.

2) Систематизация полученных знаний.

3) Наблюдения.

4) Создание макета муравейника.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников и Интернет-ресурсов, систематизация данных о муравьях, наблюдения и эксперименты с целью изучения поведения муравьёв, экскурсия в лес.

Введение:

Однажды, на экскурсии по лесу мы с детьми увидели муравейник. Муравьи бегали туда, сюда, суетились, но самое главное, что они помогали друг другу тащить огромную для них гусеницу. И мы решили более подробно познакомиться с этими насекомыми и побыть в роли учёных-мирмекологов — которые занимаются изучением этой группы насекомых. И, вот что из этого получилось.

1. Исследования на основе информация о муравьях, которую мы узнали из Интернета и научной литературы:

Исследование 1.1.

Оказывается, муравьи жили на нашей планете более ста миллионов лет назад, и до нашего времени совершенно не изменили внешний вид. Это доказывают застывшие в янтаре их дальние предки.

Вывод: Муравьи – древнейшие животные, так как живут на Земле более 100 миллионов лет.

Исследование 1.2.

Мы выяснили, что на нашей планете существует более чем 12 000 видов муравьёв. Проживают муравьи на всех континентах и во всех широтах, исключение составляют лишь Антарктика, Гренландия, Исландия и некоторые отдельно стоящие острова. Невероятно, но факт – на каждого человека приходится один миллион этих созданий, а общая масса их примерно равняется общей массе всех людей. Некоторые виды муравьёв совсем маленькие, едва, заметные глазом, а другие крупные. В Африке встречаются огромные муравьи – до 35 сантиметров. Окраска у них тоже самая разнообразная: светло – жёлтые, коричневые, чёрные, красные, с пятнышками и полосками. Самый обычный из них — рыжий лесной муравей, который населяет всю лесную зону. Живут муравьи только в тех лесах, где чистый воздух.

Вывод: Самые многочисленные насекомые на земле – это муравьи.

2. Практическое исследование:

Исследование 2.1.

Мы будем исследовать жизнь обычного рыжего лесного муравья. Тело состоит из 3 отделов: головы, груди и брюшка. Лап, как и у всех насекомых, шесть. На голове расположены пара усиков и пара глаз. Усики-антенны – это органы чувств муравья. Мы выяснили, что не все муравьи имеют одну длину, когда измерили муравьёв из нескольких муравейников.

Вывод: Все лесные муравьи имеют одинаковое строение, длина их тела колеблется от 4 мм до 9 мм.

Исследование 2.2.

Мы узнали, что муравьи очень сильные насекомые. Например, если представить, что Коля (мальчик из нашей группы)муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Конечно у Коли так не получится. А вот муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого.

Вывод: Муравей, хоть и маленький, но самый сильный на планете.

Исследование 2.3.

Мы выяснили, что муравьи живут одной большой семьёй. В которой каждый член семьи выполняет свой, определенный вид работы. Правит в муравейнике муравьиная царица. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О них будут заботиться муравьи-няньки : кормить и ухаживать. «Муравьиные профессии», как у людей – рабочие, строители, солдаты, сторожа, разведчики. Муравьи единственные насекомые, которые содержат своих «домашних коров». Конечно, это не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят их на зиму в муравейники, а весной переносят на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. Муравьи умело защищают свою семью с помощью своего оружия - муравьиной кислоты, умеют передавать информацию друг другу, отличают членов своей семьи от других муравьёв. Если встречается сытый муравей с голодным, он после взаимного контакта усиками отрыгивает капельку

пищи, которую голодный слизывает. В случае затруднений, возникших у одного из муравьев, с доставкой домой крупной добычи, ему помогают другие члены семьи., пытаясь общими усилиями дотащить ее к дому.

Вывод: Муравьи - самые дружные и трудолюбивые существа в мире.

Исследование 2.4.

Мы познакомились с устройством дома муравьёв – муравейником. Он состоит из двух частей — надземной и подземной. Его по праву можно назвать «муравьиный терем» : надёжный, теплый, уютный; с хорошей вентиляцией, с множеством комнат: спальнями, детскими, кладовками; с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Вывод: Муравейник – надёжный дом.

Исследование 2.5.

Нам стало интересно, а как такие маленькие муравьи в огромном для них мире, узнают дорогу домой? Оказывается, что муравьи просто помечают свой путь капельками пахучей жидкости. У муравьёв отлично развито обоняние и осязание.

Мы взяли двух муравьёв и отнесли подальше от их дома – муравейника. Сначала они засуетились, а потом быстро направились по направлению к своим муравейникам.

По запаху следов муравьи находят дорогу к муравейнику, узнают «своих» и «чужих».

Вывод: У муравьёв отлично развито обоняние.

Исследование 2.6.

Если бы муравьёв не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши леса. Участвуют в почвообразовательном процессе (рыхление, обогащение кислородом, удобрение, перемешивание).

Муравьи приносят огромную пользу и человеку. В медицине известен муравьиный спирт – выделения из рыжих лесных муравьев. Из муравьев готовят препараты кровоостанавливающего действия. Муравьиный яд уменьшает воспаление суставов, снижает боль при артрите.

Вывод: Муравьи - полезные насекомые.

Заключение:

Изучив весь материал исследований, мы пришли к выводу, что муравьи – разумные насекомые, так как они умеют информировать друг друга об опасности, пропитании, отличают «своих» от «чужих», заботятся друг о друге и умело защищают свою семью.

Рыжие лесные муравьи – друзья леса, они требуют бережного отношения, нуждаются в нашей защите и охране. Ведь защита леса от вредителей и болезней – очень важная экологическая задача. Поэтому мы должны защищать муравейники от разрушений.

Список используемой литературы:

1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о насекомых. -Ярославль: Академия развития, 2007.

2. Детская иллюстрированная энциклопедия «Насекомые». : «РОСМЭН», 2014.

3. Длусский Г. М., Букин А. П. Знакомьтесь: муравьи! –М. : Агропромиздат, 2009.

4. 3. Захаров А. А. Муравей, семья, колония. -М. : Наука, 2008.

5. Шорыгина Т. А. «Насекомые. Какие они?».

6. Шорыгина Т. А. «Стихи и сказки о родной природе».

7. Плешаков А. А. Атлас-определитель «От земли до неба».

Интернет-источники:

1.https://www.floranimal.ru/familes/4810.htm/ Семейство Муравьи

2.https://www.antclub.ru/muravi/ Antclub. Муравьи

3.https://www.mirnasekomyh.ru/muravej.htm/ Мир насекомых

4.https://films.imhonet.ru/element/1195489/movie-online/Планета тайн

5.https://www.youtube.com/watch?v=xmtSKdnHBdoСкрытая жизнь муравьёв

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности познавательно-речевому развитию в средней группе «Стрекоза и муравей» Конспект непосредственно-образовательной деятельности попознавательно-речевому развитию в средней группе «Стрекоза и муравей» с использованием.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как выращивают хлеб» Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Как увидеть воздух?» Цель: Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как появился календарь» Конспект занятия по познавательному развитию. Старшая группа Тема: «Как появился календарь». Цель: познакомить детей с историей возникновения.

НОД по познавательному развитию «Как появилась книга» в подготовительной группе НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Как появилась книга" Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность.

НОД по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме» (подготовительная группа) КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Задачи: 1. Уточнить представления.

Проект по познавательному развитию «Магазин»Проект по познавательному развитию «Магазин» Проект: «Магазин «Продукты» Возрастная группа: 2-я младшая группа Форма организации: групповая Вид детской деятельности: познавательно-речевая,.

Проект по познавательному развитию «Удивительные муравьишки»Проект по познавательному развитию «Удивительные муравьишки» Автор проекта: Токарева. А. Ш. Воспитатель смешанной группы (3-5лет) Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный. Руководители.

Проект по познавательному развитию «Исследуем космос»Проект по познавательному развитию «Исследуем космос» Паспорт проекта Участники проекта 1. Воспитанники подготовительной группы №2 2. Родители воспитанников группы. 3. Воспитатели группы Возраст.

Экологический проект «Трудолюбивый Муравей» в средней группе Экологический проект «Трудолюбивый муравей» Средняя группа ГБДОУ Воспитатель Кибалина Валентина Валерьевна Прогулка к муравейнику Вчера.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по познавательному развитию «Как живёшь ты, муравей?»
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 20:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД