НОД. Наши имена и фамилии.

Ольга Ларионова
НОД. Наши имена и фамилии.

Задачи.

• Дать сведения о значении имени, фамилии.

• Уточнить знания о семье, о том, кто такие родные.

• Формировать представление о составе семьи.

• Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.

• Развивать связную речь.

• Способствовать развитию познавательного интереса.

Материал. Портреты для игры (Носов, Круглов, Солнцев, Худяков)

Мяч.

Рисунки детей на тему «семья».

Словарь имён и фамилий.

Литература.

1. Волчкова В. Н Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.

2. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё «Я». Книга – путеводитель для ребёнка 6лет.

3. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи/Дошкольное воспитание. №12, 2007.

4. Сергеева Л. Н. Учимся любить родное слово. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Новгород. 2000.

5. Орлова Е. О. Имя в моей жизни. В. Новгород. 2004.

6. Хигир Б. Имена и судьбы. Москва. 2004.

7 Унбегаун Б. Словарь русских фамилий.

Ход занятия

- Ребята, Вы помните, когда в первый раз пришли в детский сад?

- А помните, как знакомились с ребятами?

- Как вы запоминали своих друзей? (по внешнему виду, по одежде, по имени)

- У каждого человека есть имя. Произнесите каждый своё имя по очереди. Как красиво звучат ваши имена.

- А по имени можно узнать, кто это мальчик или девочка?

-Значит, есть имена, какие?

-Каждое имя можно назвать ласково. Как вас ласково называют родители?

У каждого имени есть своя история. Существует словарь имён. Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители подбирают имя и хотят видеть своего ребёнка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым. Давайте посмотрим, что означают ваши имена (находим в словаре значение имён).

Физкультминутка. Дети становятся в круг, водящий в центре, бросает мяч ребёнку. В ответ ребёнок должен назвать.

1. Назови три имени девочек.

2. Назови (например, Полину) ласково.

3. Как зовут твою маму?

4. Как зовут твою сестру?

5. Назови три имени мальчиков.

6. Назови своего папу ласково.

- Имя ребёнку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает?

Фамилия переходит от папы. А папе она от кого досталась (от дедушки)

- Можно прожить без фамилии?

Очень трудно. У нас в группе две Насти. Как мы их различаем?

Когда то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, а фамилии не было. Но людей становилось всё больше и стали придумывать фамилии. Фамилии придумывали по внешнему виду, например похож человек на зайца, стал Зайцев, похож на синичку, стал Синицыным. Придумывали по профессии, например, был кузнецом, стал Кузнецов. А чаще всего от имени, например, папа Сергей, вот и стала вся семья Сергеевы.

Чтобы узнать, откуда произошли ваши фамилии, заглянем в словарь.

Игра. Посмотрите, художник нарисовал несколько портретов, но забыл подписать фамилии. Попробуйте догадаться кто из этих людей Носов, Круглов, Солнцев, Худяков.

-У нас с вами есть имя, есть фамилия, а что ещё есть, что мы забыли? Вот пока Катя маленькая, её называют Катей. А когда вырастет, как её будут называть?

-Отчество от кого нам достаётся?

-Ребята, а как вы думаете, что же такое семья?

Это люди, которые любят друг друга, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня.

Кирилл подготовил нам сегодня стихотворение. Послушайте внимательно, чтобы услышать кто же в стихотворении родня?

Мама с папой – моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю

Скоро всем подарки куплю

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню - волшебная щётка

Молоток настоящий – братишке

Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке

А ещё есть друг у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня

Я к нему прибегаю с утра

Без него мне игра не игра

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

-Как вы думаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи?

Это стихотворение шуточное. Не все его герои являются членами одной семьи. Мама, папа, сестрёнка, братишка – это родня. Друг Серёжка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим и заботимся о них. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька.

Этот пальчик – наш малыш!

Зовут его Ванюша!

Итог. А теперь давайте вспомним, на рисовании вы рисовали свою семью.

-Кто хочет рассказать о своей семье по рисунку?

Публикации по теме:

«Я и мое имя». Конспект организованной образовательной деятельности Конспект организованной образовательной деятельности «Я и моё имя» для детей старшей группы[/b] Цели: • познакомить детей со статьёй Конвенции.

Право на имя. 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. 2. Имя ребенку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. 3. Фамилия.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
НОД. Наши имена и фамилии.
Опубликовано: 14 февраля 2013 в 09:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Район «Птичий». Элементы весеннего оформления. Мастер-класс
Наступила весна. Вот уже на ветвях некоторых деревьев и кустарников появляются маленькие листочки. Прилетают птицы. Эти и другие приметы прихода весны...
Фоамиран, что же это такое??
Фоамиран или пластичная замша является достаточно новым материалом, в состав которого входит венилацетат. Этот синтетический материал завозится в Россию...
Фотоотчёт «Открытка маме к 8 Марта» в средней группе
Из цветной бумаги Вырежу кусочек. Из него я сделаю Маленький цветочек. Мамочке подарок Приготовлю я. Самая красивая Мама у меня! ( Ольга Чусовитина)...
Конспект занятия по лепке в младшей группе «Хороша, зелена елочка-красавица!»
Цель: Использование природного материала для развития творческих способностей. Задачи: 1. Формировать интерес к лепке, развивать мелкую моторику...