Папки-передвижки

Конспект познавательного занятия в средней группе «Экскурсия в «Музей казачьей старины!» (1 фото)

Глазкова Марина Анатольевна
Конспект познавательного занятия в средней группе «Экскурсия в «Музей казачьей старины!»

Цель: Расширить знание детей о жизни казаков, о самобытности, культуре, обычаях и традициях этого народа.

Обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с историей жилища людей на Дону.

2. Расширить знание детей с внутренним убранством куреня.

Казачка : Встречаем гостей!

В руках хлеб, соль. - Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Публикация «Конспект познавательного занятия в средней группе „Экскурсия в „Музей казачьей старины!“» размещена в разделах

В старину у казаков был обычай : встречать гостей хлебом и солью. Потому, что у казаков есть такая поговорка: «Хлеб, соль, вода казачья еда».

Вот и мы, вас дорогие гости встречаем хлебом и солью.

Давайте сядем рядком, да поговорим ладком, о том, как казаки строили свои дома, о поверьях и обычаях, которые казаки соблюдали во время строительства своего жилья. Давайте, сейчас пройдем в наш музей «Казачьей старины. Я приготовила там много чего интересного для вас. (Воспитатель с детьми проходят в музей).

Воспитатель: Предлагаю, вам, ребята, присесть на стульчики и внимательно послушать, что я вам расскажу. Многое изменилось с тех времён, когда жили первые казаки, но мы помним и храним их обычаи и традиции сложившиеся много – много лет назад. Скажите, как называется жильё казаков - дом?

Дети: Курень

Воспитатель: Правильно, курень.

В строительстве куреня обычно принимали участие родственники, друзья и соседи – все считали своим долгом помочь, ведь в любой момент помощь могла понадобиться каждому. Строительство куреней зависело от места жительства. Казаки, которые жили у реки, ставили двухэтажные курени. Курень — очень удобное жилище. Летом первый этаж используется как жильё. В жару там прохладно, а зимой используется для хранения продуктов и как хозяйственное помещение, а люди живут «в верхах».

Казаки, живущие подальше от реки, там, куда воды не доходили, строили одноэтажные курени, на невысоком фундаменте из глины и дерева. Когда казаки строили курень, то они выполняли специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме.

Как вы думаете, для чего нужны перья, монеты, куски шерсти, крест, горшок со злаками и бобовыми, подкова?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Перья и шерсть есть у кого?

Дети: Куры, утки, гуси, козы, кони, коровы…

Воспитатель: Правильно, молодцы! Вот, чтобы у хозяина нового куреня было много домашних животных, казаки при закладке фундамента в него бросали перья и шерсть.

Ребята, казаки ещё при строительстве куреня закладывали монеты. Как вы думаете, для чего они так делали?

Дети (Чтобы деньги водились)

Воспитатель: В передний угол дома казаки клали крест, чтобы Бог помогал и оберегал этот дом и его хозяев. Когда курень был построен, самым главным местом в курене считался «Красный угол», в котором находится икона, обрамленная рушником. Православные казачьи семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, покос, сбор урожая.

Воспитатель: У порога зарывали глиняный горшок со злаками и бобовыми, как вы думаете, ребята, к чему? (к урожаям богатым).

В курене у казаков у дверей вешали подкову. Подкова вешалась концами вверх для удержания благополучия семьи, вниз - чтобы из семьи ушли беды. Вешать нужно на один гвоздь и больше не перемещать.

Вот вы и узнали, ребята, народные поверья казаков при строительстве.

В прошлый раз я вам рассказывала, чем занимались раньше мужчины-казаки. А чём я вам рассказывала? Главной и основной обязанностью казака — была защита своего Отечества. Казаки ребята, верой и правдой служили царю и должны были защищать границы России. 25 лет они проводили в седле, участвуя в боях и походах. Каждому казаку для несения службы нужен был : верный, боевой конь, шашка.

«Казаку честь — за Родину лечь» - гласит пословица. Тоскуя по мужьям и сыновьям, казачки всю свою любовь переносили на детей. Родился мальчик, до 3-х лет — материн сын, с 3-х лет — отцов. Поэтому и сложил народ пословицу: «Сумел родить — сумей и на коня посадить».

Казаки умели защищать свою Родину, любили её и дорожили казачьей дружбой.

А сегодня поведу рассказ о жизни женщины-казачки. Жена казака, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу или речке, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать одежду и приготовить обед.

А в курене у казачки её «помощники» стоят, давайте рассмотрим их. В каждом курене была грубка – это русская печь, она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.

Печь жильё украшала,

Избу пополам разделяла.

За печью бабий кут.

Там женщины хозяйство свое ведут.

Стирают, прядут, варят.

Рубелем белье гладят.

Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казаков был стол.

Украшением стола в курене был самовар. Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

Чай заваривали из трав:ромашки,зверобой,чебрец,липы.

Для приготовления еды хозяйка использует чугунок. Он тяжелый, отлит из чугуна. Еда в нем получалась очень вкусная, пальчики оближешь. Обратите внимание на форму чугунка, сверху пузатый, а к низу сужается.

Берёт хозяйка чугунок ухватом, да и в печь сажает. Любимыми блюдами казаков считались : лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это? (кувшин)

- определите, из чего сделан кувшин? (дать потрогать)

- Правильно, кувшин, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук мастера, сделавшего этот кувшин. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду. Летом в жару в кувшины наливали квас, молоко, узвар, так называли казаки компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб. Глиняная посуда имела удивительную способность сохранять свежесть всех продуктов.

Часть посуды молодая хозяйка приносила в дом мужа вместе с приданым. Всегда под рукой у хозяйки –били плошки разных размеров, чугунки, сковороды, глиняные сосуды, которые имели самые разнообразные формы. Казачки бережно относились к домашней утвари, после приготовления начищали чугунки. Мыли глиняную посуду и расставляли ее на полках.

Воспитатель: А вот этот деревянный предмет с ручкой-не что иное, как маслобойка.

В маслобойку заливали сметану. Крутили ручку и взбивали эту сметану до тех пор. Пока из неё не получится густое сливочное масло.

- Казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми (рассматривают иллюстрацию казачки и казака).

Одевались казаки нарядно и красиво : их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна. Праздничная одежда шилась из шелка и бархата.

Казачки сами шили и расшивали свою одежду. Гладили свои вещи, казачки, вот таким утюгом. Утюг помещали на горячую печь. Он нагревался. А затем уже им гладили бельё.

Электричества в то время не было, А вместо электроосвещения в то время пользовались керосиновыми лампами. (лампу, даю детям для рассмотрения).

Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

В каждом курене у казачки была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе такая керосиновая лампа, казачки пряли и пели песни.

Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Экскурсия в «Музей казачьей старины!»
Публикации по теме:

Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука»Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука» [h3]Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука».[/h3] Составила: воспитатель Скачкова А. А. Цель:познакомить с народными символами.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей изобразительного искусства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе и презентация «Экскурсия в музей изобразительного искусства»Занятие проводится.

Конспект комплексного познавательного занятия «Такая разная обувь» для детей средней группыКонспект комплексного познавательного занятия «Такая разная обувь» для детей средней группы Цель: уточнить и расширить представления детей о обуви; вызвать желание порадовать маму новым подарком. Задачи: - уточнить и расширить.

Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина»Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина» Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина» Занятие проводится в рамках межгруппового проекта «Я.

Конспект познавательного занятия по теме «Индейцы» для детей средней группы «В гостях у Чингачгука»Конспект познавательного занятия по теме «Индейцы» для детей средней группы «В гостях у Чингачгука» Тема: "В гостях у Чингачгука". Цель: познакомить с жизнью индейского племени. Задачи: - дать представление о жизни индейского племени:.

Конспект познавательного занятия «Мебель» для детей средней группыКонспект познавательного занятия «Мебель» для детей средней группы Цель: уточнить и расширить представления детей о мебели. Задачи: - учить узнавать и называть предметы мебели, их части; - показать детям.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Хлеб — наше богатство»Конспект познавательного занятия в средней группе «Хлеб — наше богатство» Конспект познавательного занятия в средней группе «Хлеб - наше богатство» Цель: составить представление детей о хлебе Задачи: развивать.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Мои руки»Конспект познавательного занятия в средней группе «Мои руки» Цель: продолжение формирования представления детей о руках человека, о значении рук в нашей жизни. Задачи:- закрепить названия пальцев;.

Конспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группеКонспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группе Конспект познавательного занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в средней группе «Этот удивительный воздух».

Мини-музей «Предметы старины глубокой»Мини-музей «Предметы старины глубокой» Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло. Народная мудрость О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия в средней группе «Экскурсия в «Музей казачьей старины!»
Опубликовано: 18 мая 2023 в 11:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД