Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи»

Наталья Теницкая
Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи»

Практические задания к семинару

Тема: Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры.

Задание№1

Прочитайте текст, и используя эмоциональную окраску, исходя из содержания текста и собственного настроения:

Мне грустно -

Папе на меня

Нажаловалась мама.

Конечно, я не слушался,

Я вёл себя упрямо.

Но можно было шлёпнуть

И даже накричать,

Сама ж меня учила:

Не ябедничать.

С. Махотин.

Задание № 2

Произнесите фразы «Уколола кошка лапку», «Побежал ёж по комнате», «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза.

Задание №3

Попробуйте восстановить искажённые фразеологизмы. Что они означают? А если попробовать представить их в прямом смысле — какая картина возникает?

Делать из комара слона;

Два валенка пора;

Заблудиться в трёх осинах;

Кошку съел;

Восемь четвергов на недели;

Пишет как индюшка лапой;

После снегопадика в субботу.

Задание №4

Фразеологизмы - антонимы перепутались. Найди потерявшиеся пары.

1. Повесить нос.

2. Хоть отбавляй.

3. Как кошка с собакой.

4. Воспрянуть духом.

5. Кот наплакал.

6. Сложа руки.

7. Душа в душу.

8. Засучив рукава.

Задание№5

Произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердито, ласково).

Мы поедем на экскурсию.

Задание №6

По произнесённым междометиям догадайтесь какие чувства я хотела передать.

1. Ах! - радость, восхищение.

2. Ой! - испуг, страх.

3. Ух! - недовольство.

4. О! - удивление.

5. Эх! - грусть, сожаление

Задание №7.

Паузирование. С помощью пауз передайте настроение героя, выделите главные смысловые слова:

«Упрямый ослик» «Капризная корова»

Упрямый ослик Капризная корова

- Идти не хочу! Мычала на лугу:

И груз на себе я везти не могу! - Жевать траву с цветами

Тащите вы сами на гору мешки, Я больше не могу.

А после спускайтесь с такой высоты! Бока все отлежала,

Хозяин с упрямством справляется разом И солнце напекло

- Приносит упрямцу морковки он тазик. А молока так много,

- Ешь ослик, морковку. Тебя я люблю. Что вымя затекло.

-За труд твой тяжёлый тебя я хвалю. Коза совет дала ей

-А после работы мы ляжем в тени - А ты пойди в лесок.

-И я для тебя почитаю стихи. В тенёчке там прохладно.

Да и трава там шелк.

И в лес ушла корова,

А там был серый волк.

Капризную корову к себе он уволок.

Задание №8.

Используйте ускорение или замедление для передачи динамики произведения.

«Поползём?» «Песенка друзей»

Кто идёт, а кто ползёт. Мы едем, едем, едем

Или всё наоборот. В далёкие края

Вот малыш пыхтит, ползёт, Весёлые соседи -счастливые друзья.

Соску всё засунул в рот. Нам солнышко смеётся,

Тучи по небу ползут, Мы песенку поём,

За собою дождь ведут. А в песенке поётся о том,как мы живём.

По стене паук ползёт, Красота! Красота!

Паутину он плетёт. Мы везём с собой кота,

Поезд медленно ползёт, Чижика, собаку, Петьку — забияку,

Пассажирам не везёт. Обезьяну, попугая — вот компания какая!

Задание№9.

Используя все интонационные средства: фразовые и логические ударения, паузы, движения голоса по высоте, силе, тембру, темп речи, мимику, жесты прочитать произведение:

«Курочка Ряба и золотое яйцо»

Радовались дед и баба:

– Снами вместе наша Ряба.

По яичку нам снесёт

И на завтрак принесёт.

Ну а Ряба всё хлопочет,

Всё порадовать их хочет:

– Ешьте свежее яйцо.

Принесу я вам ещё.

Жили бедно баба с дедом,

Голодали за обедом.

Ряба им помочь решила

И богатством одарила.

– Я снесла яйцо, - сказала,

– Весит то яйцо немало.

Всё из золота оно,

Для богатства вам дано.

Удивились дед и баба:

– Для чего ты это, Ряба?

Не видали никогда

Золотого мы яйца.

Уму учит Ряба деда:

– На базар сейчас поедешь,

Там продашь яйцо купцу,

Будут деньги на лапшу.

Хорошо, -ей дед сказал

И поехал на и базар.

Там с купцом поторговался

И в накладе не остался.

Все запасы закупил,

Ситца бабке прихватил

И домой приехал в срок,

Рябы выполнив урок.

– Здравствуй, Ряба! - молвил он.

– Я продал яйцо твоё.

Будем жить теперь мы сыто.

Да и ты не позабыта.

Накупил тебе зерна,

Чтоб яички ты несла.

Птичник новый я отстрою,

Будем славно жить с тобою.

Только Ряба промолчала.

Бабка деду рассказала:

Не несёт яички Ряба.

Покупать теперь их надо.

Плачет дед и плачет баба:

– Золотого нам на надо. Мы хотим яйцо простое,

Очень вкусное, живое.

Итак, подведя итоги, требования к речи педагога должны быть следующие: правильность, точность, логичность,чистота, выразительность, богатство, уместность, темп, поза, мимика, жесты.

Следует избегать следующих недочётов в речи: торопливость, невнятность произношения, монотонность, повышенная громкость, неточность произнесения отдельных звуков или слов; нарушения в лексико — грамматическом оформлении, употреблении в речи слов — паразитов, небрежное — неряшливое произношение, побуквенное произношение отдельных слов, произнесение с неправильным ударением,неблагозвучность голоса, частое употребление слов с уменьшительно — ласкательными суффиксами, использование новых слов, не учитывая возраст детей.

Литература:

1. Болотина Л. Р. ,Комарова Т С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика — М., 1997 — 240с.

2. Буре Р. С., ОстровскаяЛ. Ф. Воспитатель и дети. - М. ,2001 — 174с.

3. Десяева Н. Д. ,ЛебедеваТ. А. ,Ассурова Л. В. Культура речи педагога. -М. ,2003 — 189с.

4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. ,1987 — 207с.

5. Колосова И. В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения// Справочник старшего воспитателя,2009,№3. - с. 19 -21.

6. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - М.:Лайнер,2005 -324с.

7. Прияткина А. Ф. Русский язык. Культура речи. - Владивосток,2005 — 302с.

8. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.:Просвещение. 2004. - 240с.

9. Столяр А. А. Давайте поиграем. - М.: Наука,2008. - 235с.

10. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 2005. - 308с.

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово»Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово» Цель. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка деления слов на слоги, умения определять количество слогов в словах, находить слова,.

Игры на развитие звуковой культуры речи Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Консультация для родителей на тему «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников» Уважаемые родители! В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха, то есть способности четко отличать одни.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха» Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей» Краткое описание: В данной консультации раскрывается значение.

Презентация «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему: "Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста". Основное назначение презентации.

Презентация «Развитие звуковой культуры речи посредством игр и игровых упражнений» 2 слайд Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.. Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому.

Раннее развитие фонематического слуха ребёнка Раннее развитие фонематического слуха ребёнка. Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка. В раннем возрасте стоят.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи»
Опубликовано: 20 января 2018 в 22:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Праздник волшебной воды»
Предварительная работа: познакомить детей с разными состояниями воды. Дать им возможность самостоятельно провести опыты, поэкспериментировать. С детьми также...
Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Подъемник»
Доброго времени, дорогие коллеги! Продолжаю представлять конспекты занятия с программируемыми конструкторами, разработанные творческой группой , в которую...
Конспект наблюдения на прогулке «Черёмуха весной» во второй младшей группе
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию наблюдение за цветущей черёмух ой. Цель: продолжение ознакомления детей с деревьями,...
Консультация для родителей «Мозаика из пластилина»
Занятие выкладывания мозаики из пластилиновых шариков на основе изображения может стать увлекательным видом деятельности для ребёнка. Во время творчества...
Фотоотчет «Приглашение на выпускной для родителей»
Приглашения для администрации на выпускной в нашей старшей специальной группе мы сделали и вручили. Осталось пригласить на наш праздник родителей. Идей...