МААМ-картинки

Практический материал к семинару «Искусство выразительного чтения»

Светлана Моисеенко
Практический материал к семинару «Искусство выразительного чтения»

Практический материал к семинару «Искусство выразительного чтения»

Семинар-практикум «Искусство выразительного чтения» предназначен для совершенствования навыков выразительного чтения у педагогов детского сада. Я попыталась сделать практическую часть максимально интересной, сочетая информационный и практический аспекты с элементом развлечения.

Предварительно участники семинара делятся на две команды. Задания выполняются в командах с подсчетом баллов членами жюри.

Публикация «Практический материал к семинару „Искусство выразительного чтения“» размещена в разделах

1. Перед вами так называемые «цифровые» стихотворения. В них зашифрованы известные стихотворные строки великих поэтов. Прочтите их вслух с выражением и постарайтесь определить, какое стихотворение зашифровано в цифровом виде.

А. С. Пушкин: (Монолог Татьяны из «Евгения Онегина»)

17 30 48

140 10 01

126 138

140 3 501

В. В. Маяковский: («Стихи о советском паспорте»)

2 46 38 1

116 14 20!

15 14 21

14 0 17

С. А. Есенин: («Письмо женщине»)

14 126 14

132 17 43.

16 42 511

704 83

170! 16 39

514 700 142

612 349

17 114 02

2. Предлагаю вашему вниманию однострочники. Моностих (одностишье)литературная форма: стихотворение, состоящее из одной строки.

Расцвет одностиший как литературной формы начался в XX веке: в 1914 году Гийома Аполлинера с выходом одностишья «Поющий» Гийома Аполлинера, форма одностишья стала популярным экспериментом не только французских, но и английских (Р. Ходжсон, американских, итальянских, румынских поэтов.

Русская поэзия, однако, обратилась к литературному моностиху двумя десятилетиями раньше, когда Валерий Брюсов опубликовал свое знаменитое однострочное сочинение «О закрой свои бледные ноги».

На рубеже 1980-90-х гг. поэт Владимир Вишневский даже создал на основе моностиха собственный авторский жанр, который принес автору широкую популярность.

Специалисты также проводят параллели между моностихами и хайку – одним из жанров стихотворной японской поэзии - который в оригинале представляет собой один столбец иероглифов.

Литературоведенье (литературная терминология) рассматривает моностих как парадоксальное явление, ибо многие определения стиха явно или неявно требуют наличия в стихотворном тексте более чем одной строки, в которой концентрируется весь смысловой фон.

Сегодня одностишья обрели новый виток в развитии и активно применяется в жанре юмора и сатиры. Декламирование однострочника требует особой выразительности. Поэтому предлагаю вам прекрасные юмористические однострочники Натальи Резник. Каждая команда выбирает одностишия, которые читаются членами команды по очереди. Жюри после конкурса определяет команду, победившую в конкурсе.

- Я отказала вам совсем не наотрез…

- Да согласись же, наконец, я не упряма!

- Мужчинам проще – их свекрови любят…

- Уйди! Я одинока не настолько!

- Да, солнце я! Но вам, дружок, не светит…

- Вокруг враги, а я без макияжа!

- Я вас чуть-чуть совсем не понимаю.

- Стреляю взглядом – сто мужчин в минуту!

-Продам дрова. Недавно наломала.

-Что исправлять! Меня уже родили…

- Вы с этим умным видом даже спите?

- Наш кот не гадит в туфли – он брезгливый.

- Да, невесёлым получился некролог.

- Быть честным хочется… Но меньше, чем богатым.

- И жить не хочется, и застрелиться лень…

- К чему Вам в вашем возрасте здоровье?

- Не надо инсценировать раздумья.

- Сейчас я расшатаю Вам здоровье!

- Украсьте мир отсутствием своим…

- О, как не вовремя порой приходит время!

- А быть моим врагом — врагу не пожелаю!

- Я Вас пристрою в лучший из миров…

- Я от судьбы уйти хотела. Не судьба.

- Еще вчера сегодня было завтра.

- Контрольный выстрел Вас бы не испортил.

- Я всё отдам, но где мне это взять?

- Путь к сердцу на желудке оборвался.

- Любить до гроба? Это я устрою…

- Идут года, мне все еще за тридцать…

- Я сражена… Не наповал, но на пол.

- Большому кораблю – большие в трюме крысы

- Хотелось бы чуть-чуть всемирной славы…

- “Ты действуй. Я посплю,” – сказала совесть.

- Всей правде обо мне прошу не верить.

- Два дня не сплю, не ем уже три ночи…

- Упал кирпич на голову. К чему бы?

- Я замужем. Давно и безответно.

- Сегодня дел полно! Во-первых, завтрак…

- И в пятый раз… Так я ли всех прекрасней?

- Когда умру, прошу – без ликованья…

- IQ хорош, но мог бы быть трехзначным…

- Стремлюсь к бессмертью и пока успешно.

- Чего б еще разумного посеять?

- Лень продолжать. Пусть будет одностишье…

- И рай не тот, и змеи мелковаты…

3. Перед вами басни – сложнейший в декламационном отношении вид поэтического искусства. Не зря именно басня становится частью экзамена в театральные вузы, поскольку чтение басни требует не просто интонационной выразительности, но и настоящего актерского мастерства, сочетающего искусное владение голосом, тембром, скоростью речи, мимикой. Я предлагаю вам для декламации прекрасные и злободневные басни Олеси Емельяновой

Каждая команда выбирает басню и чтеца из членов команды. Каждой команде предоставляется время для подготовки чтеца к конкурсу. Жюри определяет лучшего чтеца.

Дуб и поганки

Могучий справедливый дуб

Веками мудро лесом правил,

Пока его не обезглавил

До денег жадный лесоруб.

Осиротел без дуба лес,

Печально зашумел листвою,

Волками взвыл с такой тоскою,

Как будто Солнца свет исчез.

И, обступив с почтеньем пень,

Как богатырское надгробье,

Цветы шептали: «Благородней

Не сыщешь древа по сей день!»

С тех пор прошло немало лет,

Пень гнил, и как-то спозаранку

На нем никчемные поганки

Толпой повылезли на свет

И громко начали кричать

Пря вверх, сквозь моховую шубу:

«Мы – новые побеги дуба,

Извольте кланяться-встречать!

Теперь весь лес по праву наш,

Мы будем здесь судить и править!»

И многим изменила память,

Каков собой был леса страж.

Все стали мерзости служить,

Пред ней дрожать и пресмыкаться,

Грибница ж – пуще разрастаться

И добрый лес в труху крушить.

Ему б совсем конец настал,

Но прилетел к ним мудрый ворон –

Он посшибал поганки с «трона»

И новый желудь закопал.

И у людских великих дел

Лжепродолжателей с избытком.

Гоните самозванцев прытких,

Чтоб мир наш гнилью не болел.

Два ореха

В морозный день на ветке старой ели

Бельчата длиннохвостые сидели,

И вот дождались – парка старожил

В кормушку горсть орехов положил.

Один орех красивее был прочих,

Его все сразу захотели очень.

Кто пошустрее – Хвать! – и все за ним,

Бегут, дерутся – двадцать за одним!

Пока они играли в «угорелки»,

Спустилась с ветки опытная белка.

Она орешек каждый потрясла

И самый вкусный среди них нашла,

Чтоб им утешить глупого сынишку,

Отнявшего у всех орех-пустышку.

Так и с людьми – на внешность не смотри,

Послушай и поймешь, что там внутри.

Мышиный указ

Постановили на собраньи мыши:

«Должны быть все слоны мышей не выше,

А каждый человек обязан впредь

Безропотно делить с мышами снедь,

Но чтоб при этом никаких уловок –

Ни яда, ни стекла, ни мышеловок!

И главное – мышь повстречав, коты

Обязаны бежать, поджав хвосты!»

Указ подписан был без промедленья,

Но так и не дождался исполненья.

Суть такова: легко закон принять,

Да нелегко заставить исполнять.

Чтоб следствием закона дело было,

Должны стоять за ним и власть, и сила.

Поборница добра

Дремучим лесом в миллион дерев

Четыре года правил грозный лев,

Был он сердитым и порою лютым,

Не допускал ни воровства, ни смуты,

И так жестоко истреблял всё зло,

Что остальных от ужаса трясло.

Невинные от мысли холодели,

Что будет, если он доест злодеев,

Вдруг примется всех без разбору жрать? –

И отказались льва переизбрать.

Хотелось им другого отношенья –

Спокойствия, добра и уваженья.

И вот лиса им говорит: «Друзья!

Никто добро не любит так, как я!

Добра я ради умереть готова!

Коль вру, пусть хвост оттопчет мне корова!

Я рьяная поборница добра!

Меня избрать во власть давно пора!»

«Ура! – в восторге звери закричали. –

Избрать лису!» И вот лису избрали

Законно, честно, волей большинства,

Чтоб правила в лесу завместо льва.

Да только пожалели очень скоро –

Житья не стало от ее поборов,

Что видит, тут же тащит со двора.

И, правда ведь, «поборница добра».

Вот так же простаков наивных тыщи

В чужих словах свои надежды ищут,

Нет, чтоб задать самим себе вопрос –

Кто и зачем те речи произнес.

Свинья и курица

Однажды неожиданно, с ранья,

В дом постучалась к курице свинья

И говорит: «Любезная соседка!

Как жалко, что встречаемся мы редко,

Ведь ты мне драгоценней всех подруг!

Ну, как сама? Как детки? Как петух?»

И, выслушав с вниманьем превеликим,

Прохрюкала: «Дай мне ведро клубники –

Слыхала я от мыши на меже,

Что у тебя поспела вся уже».

И курица ответила «Конечно!»

И ягод ей насыпала поспешно –

Подруге лучшей как же отказать?

А та, спасибо не успев сказать,

Ушла, вдруг вспомнив про другое дело.

Прошло два дня, и клуша захотела

С подружкой новой душу отвести.

Пришла да оказалась не в чести.

Кудахчет: «Отчего ж ты мне не рада?»

А та: «Так мне же ничего не надо!»

С тем не водись, кто ласков, лишь пока

Есть выгода от «друга-дурака».

Собачья радость

Однажды утром по селенью

Шла шавка в скверном настроеньи,

И все счастливое зверье

Злость вызывало у нее.

Идет довольная кобыла,

А шавка ей: «Почем фунт мыла?

Не знаешь! А узнать пора,

Ведь ты, голубушка, стара!»

И на веселую корову

Рычит: «Ну, ты и бестолкова!

В быка, слыхала, влюблена?

Ему такая не нужна!

Есть в стаде помилей буренки,

А ты годна лишь на бульонки!»

И даже крошке-поросю,

Доевшему ботвинью всю,

Она пролаяла: «Невежа!

Побольше ешь – быстрей зарежут!

Теперь поспи еще часок,

Глядишь, и мне дадут кусок!»

Всем нахамила, всех задела,

Зато сама повеселела

И, улыбаясь во всю пасть,

В тени забора улеглась.

Гоните тех, что с наслажденьем

Чужое портят настроенье,

Таких хоть хлебом не корми –

Дай пособачиться с людьми.

После завершения конкурсов жюри подводит итоги и награждает победителей.

Публикации по теме:

«Хочу все знать о насекомых». Практический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время«Хочу все знать о насекомых». Практический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни,.

«Метод глобального чтения (единица чтения — слово)»«Метод глобального чтения (единица чтения — слово)» Педагогический опыт обучения чтению детей дошкольного возраста «Метод глобального чтения (единица чтения - слово)» Авторами метода "Глобальное.

Особенности подбора репертуара для детского хорового коллектива Особенности подбора репертуара для вокальной группы детского сада. Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое.

Доклад к семинару: «Формирование навыков безопастного поведения в летний период» Информация к семинару : «Формирование навыков безопасного поведения в летний период». Подготовила: Герасименко Е. А воспитатель 2 мл. группы.

Фотоотчет по практико-ориентированному семинаруФотоотчет по практико-ориентированному семинару 28 апреля 2016 года на базе ГБОУ СОШ с. Верхние Белозерки прошел практико-ориентированный семинар на тему: «Кружковая деятельность – средство.

Гимнастика для глаз. Практический материал к «Развернутому перспективному планированию» Приложение № 2 Авторы составители: Баева Ольга Николаевна, Пузырева Дарья Николаевна Гимнастика для глаз (Мерк Л. О.) Комплекс 1 Взгляд.

Приложение к семинару «Родитель-ребенок» Задание: прочитайте текст, сократите и перефразируйте основные мысли. Составьте свой Указ. (раздатка для работы родителей по группам) ДЛЯ.

Практический материал к статье «Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников» (часть 1-я) Приложение 2 Примерные вопросы для диагностики взаимодействия в системе «педагог – родитель». • Как часто Вы общаетесь с родителями воспитанников?.

Сценарий вечера выразительного чтения стихотворений любимых поэтов Сценарий вечера выразительного чтения стихотворений любимых поэтов "Поэзия – чудесная страна…" Подготовили: Волосатова А. В., Головачева.

Создание выразительного образа человека с дошкольниками в изобразительной деятельности Создание выразительного образа человека с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности Казакова Надежда Константиновна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практический материал к семинару «Искусство выразительного чтения»
Опубликовано: 8 января 2017 в 18:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД