МААМ-картинки

Практический семинар для воспитателей «Зимушка-зима»

Ольга Бычкова
Практический семинар для воспитателей «Зимушка-зима»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и расширение их представлений о видах коррекционной работы с детьми.

Задачи:

• Выработка общего понимания задач образовательного процесса, углубление сотрудничества между учителями-логопедами и воспитателями.

• Совершенствование профессионализма педагогов и внедрение в практику работы новых методик, прогрессивных педагогических технологий.

• Повышение мотивации профессиональной деятельности и общекультурного уровня педагогов.

Публикация «Практический семинар для воспитателей „Зимушка-зима“» размещена в разделах

Оборудование: Мольберт, картина «Зимние развлечения», мнемотаблица, игровой куб, звуковые мешочки, картинка «Белый медведь», цветные мелки, бумага для акварели А3, фломастеры.

Ход практического занятия:

1. Логопед:

-А сегодня у зимы новоселье

И она нас пригласила на веселье!

В горницу с поклоном входим,

А на встречу нам сама.

«Здравствуй, зимушка зима!»

Игра «Имена» (Развитие слухового внимания)

Логопед:

- Вы в кружок быстрей вставайте,

- на хлопок имя свое называйте!

Игра «Назови и повтори» (Развитие смысловой памяти).

Логопед: А теперь игра другая, очень легкая, простая. Вспомним слова из песни «Елочка», каждый называет свое слово, повторяя слова предыдущих.

– В лесу

– В лесу родилась

– В лесу родилась елочка

– В лесу родилась елочка, в лесу,

– В лесу родилась елочка, в лесу она

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная зеленая

– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была.

- Молодцы!

Игра «Звучащие мешочки» (развитие чувства ритма)

Логопед: Поиграем в игру со звучащими мешочками

Инструкция: «Возьмите мешочек в левую руку. На команду «раз» - перекладываем в правую руку. На «и» - передаем мешочек партнеру.

Выполняем движения со словами:

Вился, вился

Белый рой.

Сел на землю,

Стал горой.

Чтобы четко говорить

Нужно с язычком дружить!

2. «Язык путешественник». Артикуляционная гимнастика и межсистемное взаимодействие. (Развитие артикуляционной моторики с согласованными и несогласованными движениями рук.)

а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик. (Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.)

б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся. (Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.)

в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел, и слизнул остатки с верхней губы. Вот так. (Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.)

г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач! (Поднимать язык вверх – вниз (до нижней и верхней губы, параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед – назад. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными.)

д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик – так. (Двигать язык к уголку рта вправо – влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными.)

е) Решил поиграть в стрелочки, вот так. (Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, влево, а другая рука при этом – на поясе. Это упражнение проводится сначала ведущей рукой, потом не ведущей. На втором этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык – вверх, рука – вниз; язык – влево, рука – вправо и т. д.)

ж) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать цокать, как лошадка, вот так. (Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.)

з) А потом стал играть в «змейку». Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятался. (С силой выкидывать 8 – 10 раз язык вперед, изображая «жало змеи». Одновременно с этим сжатые в локтях руки выбрасывать вперед и выпрямлять их. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными.)

и) Потом опять поиграл немножко в «лошадок» и побежал домой обедать и спать (Цокать, стоя на месте, руки на поясе.)

Вот зима пришла серебристая.

Белым снегом замела поле чистое.

Днём с детьми на коньках всё катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

3. Работа с картиной (Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; Развитие навыков связной речи. Стимулирование интеллектуальной инициативы речевой активности. Нацеливание на самостоятельное решение игровых задач и межличностное взаимодействие с другими людьми.)

Логопед: Перед вами картина “Зимние развлечения». И я предлагаю вашему вниманию игры, цель которых: развитие словаря и связной речи детей, их мышления и воображения.

Внимательно рассмотрите всех персонажей, их внешний вид и действия, а также другие интересные детали.

Упражнение «Слова-действия». Назовите все слова – действия, которые можно подобрать к изображённому на картине. Работаем по цепочке, и я начинаю: Скользит, кидает, падает, летит, блестит, …

Упражнение «Составь предложение». Надо составить предложение о действии каждого ребёнка (или объекта). По сигналу произносите по одному предложению. Необходимо произносить предложения довольно быстро друг за другом. Победа в игре достанется тому, кто произносит своё предложение последним.

Девочка катится с горы. Мальчик катит снежный ком.

Я предлагаю вам выход из затруднительной ситуации:

- Можно составить предложение о нескольких объектах сразу. Например: Дети гуляют во дворе.

- Надо составлять предложения и о неживых объектах. Например: Лёд блестит.

Игра «Речевые цепочки». Опять работаем «по цепочке». Предложения о самых разных объектах должны быть составлены по одному образцу (или правилу).

А) В предложении должны быть два слова-действия, которые выполняет один и тот же объект. Например: Девочка села не санки и съехала с горы.

Б) В предложении должно быть слово-признак, которое относится к выбранному объекту. Например: Мальчик скатал снежный ком.

В) В называемом предложении должно быть определённое количество слов (1, 2, 3, и более) Игра проводится с кубиком. При проведении игры с детьми за столами можно выкладывать фишки, пуговицы по количеству слов.

Игра «А что у вас?» Ведущий произносит предложение о действии любого объекта на картине. Следующий игрок должен найти объект, который выполняет точно такое же действие: Девочка держит в руках верёвочку.

Спасительные советы: Некоторые действия может выполнять даже неприметный неживой объект: Ёлочка держит на ветвях снежок.

Игра «Потому что, потому». Первый игрок начинает предложение: «Мальчик весело смеётся, потому что …». Второй игрок должен закончить это предложение. Для этого игроку надо внимательно рассмотреть картинку, найти нужного мальчика и определить, почему ему стало весело, закончить предложение.

Мальчик весело смеётся, потому что ему нравится кататься с горки.

Игра «Небылицы» помогает развивать речевое творчество участников. Вдруг появляется новый персонаж. Можно предложить детям пофантазировать, придумать рассказ о новом герое и событиях, связанных с его появлением.

Мальчик катил снежный ком и заметил рядом ещё один комок. Но он был не из снега. Это был румяный Колобок! Колобок поздоровался и сказал, что он никогда не видел зимы. Он попросил ребят рассказать о зиме, о том, что дети делают зимой. Мальчики и девочки рассказали, что зимой много снега. Поэтому ребята любят лепить снеговиков, кататься на санках, на лыжах, на коньках. Зимой весело и интересно! Колобок решил поиграть с детьми в снежки.

1, 2, 3, 4, 5

Вышел мишка погулять.

Чтобы мишке не хворать,

Надо шубку согревать.

4. Игра «Превращалочки» (развитие сенсомоторных координаций, межполушарного взаимодействия.)

Логопед: В разгар зимы у белой медведицы в снежной берлоге рождаются крошечные медвежата.

В берлоге морозы и ветра не страшны медвежатам. Когда медвежата подрастают, медведица выводит их из берлоги знакомится с миром.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращалочки». Я – медведица, а вы – медвежата. Мы будем учиться ходить. Встаём на четвереньки и ползём вперёд с одновременным передвижением руки и ноги. При этом руки и ноги располагаются параллельно друг другу. Затем выполняем это упражнение разноимёнными руками и ногами. Это упражнение можно усложнить. Для этого надо скрестить руки и ползти. Сначала мы передвигаем одноимённые руки и ноги, а затем - разноимённые.

5. Учим детей запоминать стихи. (Формирование у детей желания заучивать стихотворения. Сокращение длительности заучивания. Уменьшение количества ошибок при запоминании текстов. Развитие долговременной памяти.)

Логопед: Сегодня, я познакомлю вас с технологией, которая облегчает процесс запоминания стихотворных текстов у детей.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, можно использовать приём мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такую программу? Мнемотехника и является такой программой. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

В процессе заучивания детям предлагается мнемотаблица. Это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветную мнемотаблицу, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка – серая и т. д. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, действий, т. е. можно изобразить все то, что понятно детям.

Например, учим с детьми стихотворение о зиме И. З. Сурикова:

«Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело».

Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запоминать логическую последовательность. Таким образом, с помощью мнемотаблица можно достичь следующих результатов:

* у детей появится желание рассказывать;

* расширится круг знаний об окружающем мире;

* активизируется словарный запас;

* дети преодолеют застенчивость, робость.

Попробуйте сами и вы увидите результат!

Практическая часть:

Воспитатели, разделившись на две подгруппы, рисуют мнемотаблицы по предложенным стихотворениям.

1. Н. Некрасов «Снежок»

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

2. С. Маршак «Круглый год. Январь»

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнца в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

В заключении педагоги демонстрируют полученные таблицы, сопровождая их чтением стихотворений.

На окне, серебряном от инея

За ночь хризантемы расцвели

В верхних стеклах небо ярко – синее

И застреха снеговой пыли. (И. Бунин)

Упражнение «Снежные узоры». (Развитие ритмичности, согласованности действий руки и речи.).

Логопед: Мы попробуем нарисовать сегодня снежные узоры, напоминающие горизонтальные восьмёрки. Совершая это действие, вы должны почувствовать их гармоничность, представить красоту зимнего рисунка. В процессе медленного прорисовывания «вальдорфских форм» попробуем ровно дышать, чётко произносить чистоговорку. В результате прорисовывания вы должны почувствовать согласованность ваших действий.

Ру – ру – ру – позовите детвору.

Ра – ра – ра – начинается игра.

Ры – ры – ры - дружно скатимся с горы.

РА – ра – ра- вот и кончилась игра.

Итог практического семинара: Вот и подошло концу наше занятие. Надеемся, что вы расширили свои знания и получили практические советы. Предлагаем вам написать свои отклики и пожелания Зимушке-зиме и опустить их в символический почтовый ящик.

Литература:

• Семенович А. Введение в нейропсихологию. М., «Генезис», 2007

• «Вальдорфская педагогика» М., «Просвещение», 2007

• Омельченко Л. В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи» журнал «Логопед» № 4 – 2008

• «Русская поэзия детям» М., «Детская литература», 1995

• Семенович А. В. Ланина Т. Н. «Интеграция сенсомоторного репертуара ребёнка – фундамент коррекции общего недоразвития речи» журнал «Практическая психология и логопедия» М. 2004.

Публикации по теме:

Беседа «Ах, ты зимушка-зима, зима снежная пришла» Цель: познакомить детей с зимними забавами. Задачи: Образовательные: расширить знания детей о зимних развлечениях (катание на лыжах, на.

Педагогический проект «Зимушка-зима!» для детей 4–5 летПедагогический проект «Зимушка-зима!» для детей 4–5 лет ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА. Направление Развития ребенка /Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Презентация Зимушка — зима для детей 4–5 лет 1 слайд тема:Здравствуй зимушка - зима! Составила воспитатель: Марьина Оксана Николаевна Детский сад «Тополёк» 2. слайд изображение зимнего.

Проект для детей раннего возраста «Зимушка-зима»Проект для детей раннего возраста «Зимушка-зима» Проект для детей раннего возраста «Зимушка — зима» Автор проекта: воспитатель Иванова Наталья Анатольевна. Продолжительность: зимний период.

Проект для средней группы «К нам пришла Зимушка-зима» Воспитатель: Немерицкая А. А. Тип проекта: творческо-исследовательский Продолжительность: 1 месяц Участники: дети средней группы и родители.

Проект для второй группы раннего возраста «Зимушка-зима» Краткосрочный проект для второй группы раннего возраста: «Зимушка-зима». Тип проекта: познавательно-исследовательский. Вид проекта: краткосрочный,.

Спортивный праздник для старшей группы «Зимушка-зима» Сценарий спортивного праздника для старшей и подготовительной групп «Зимушка- зима» Подготовила воспитатель МАДОУ ДС№11 «Теремок» г. о.

План образовательной деятельности в рамках недели «Зимушка-зима, зима снежная была» Тема недели: «Зимушка-зима, зима снежная была» Цель: -помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, наблюдать.

Экологический проект «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей 5–6 лет)Экологический проект «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей 5–6 лет) Здравствуйте Уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию экологический проект «Здравствуй.

Здоровьесберегающие технологии семинар для воспитателей Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии» Забота о здоровье ребёнка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практический семинар для воспитателей «Зимушка-зима»
Опубликовано: 26 сентября 2017 в 00:11
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД