МААМ-картинки

Практическое занятие с элементами тренинга по конфликтологии

Наталия Лунькова
Практическое занятие с элементами тренинга по конфликтологии

Занятие 2. Динамика развития конфликта, модели поведения в конфликтной ситуации, информационный конфликт

Задачи:

1. Познакомить педагогов с динамикой развития конфликта, моделями поведения.

2. Расширить представления педагогов по вопросу управления конфликтами.

3. Способствовать осознанию участниками собственных личностных качеств.

4. Способствовать профилактике эмоционального выгорания.

Публикация «Практическое занятие с элементами тренинга по конфликтологии» размещена в разделах

Материалы: колокольчик, листочки на каждого участника, карандаши, презентация, одноразовые стаканы, бутылка воды, конверты с квадратами.

• Игра «Имя на ушко».

- Поприветствуем друг друга необычным способом: шепнем на ухо каждому встречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен. Предупреждаю вас о том, что в один прекрасный момент вы услышите звон колокольчика, и это будет сигналом: надо остановиться и ждать новых указаний. А теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя.

Слайд 12.

• Информация «Динамика развития конфликта».

Цикл конфликтной ситуации состоит из 4 стадий:

1. Образование конфликтной ситуации

2. Выбор стратегии конфликта и повода

3. Открытое столкновение сторон

4. Угасание конфликта

? Как вы думаете, на какой стадии развития конфликта присутствует больший шанс, процент скорейшего разрешения конфликта?

С конфликтной ситуацией – как с вином: на первой стадии начинается процесс брожения напряжения. У сторон копится взаимное недовольство, обиды, неприятный осадок. Постепенно растет межличностная дистанция, холодеет взгляд. Вроде ничего не происходит, каждый разбирается со своим напряжением самостоятельно. Один его подавляет, говорит, что все хорошо, другой делает план магазину по реализации спиртного. На этой стадии, если принять меры, конфликт можно решить в 92 % случаев.

Вторая стадия связана с выбором стратегии и повода для настоящего конфликта. Участники внимательно изучают друг друга. Активно ведут «информационную войну» и занимаются «перетягиванием» общественности на свою сторону.

? «на засыпку» и под запись: Вы часто перед «военными действиями» думаете об их последствиях? Если ответ +, то конфликт для вас становится для вас поводом конструктивного изменения; если – то конфликт для вас – это возможность «выпустить пар». Хочу напомнить: выпустить пар и решить конфликтную ситуацию – это разные вещи. Выпускание пара – самая неэффективная стратегия

(1- тяжелый осадок; 2- энергия конфликта не используется для развития как отношений, так и вашей личности; 3- есть полезные способы эмоц. разрядки – фитнес). Вторая стадия конфликта – это период размышлений, сбора информации и работы с ней. Эмоциям здесь не место. Только здравый смысл, жизненный опыт, поддержка со стороны. На этой стадии решается только – 42 % конфликтов. Поразмышлять помогает технология «Шесть шляп». Такое течение мысли в конфликте экономит силы и здоровье.

Третья стадия конфликта – открытое столкновение сторон. На этой стадии решить конфликт возможно только в 5% случаев. Начало боевых действий провоцирует наиболее агрессивная, не обязательно сильная сторона. Нередко агрессивный страдает повышенной эмоциональной неустойчивостью. Это мешает ему объективно оценивать ситуацию в целом. Он слышит только себя. Совет – старайтесь избегать подобных партнеров по конфликту. Взывать их к здравому смыслу бесполезно. В этом случае вы отстраняетесь не от ситуации, не от человека или нерешенной проблемы. Вы отстраняетесь от навязываемой вам чужой агрессии, не впускаете ее в себя. Вовремя отстранившись от чужой агрессии, вы получаете возможность управлять ситуацией.

И на стадии спада – 20 %.

Слайд 13. Приемы управления конфликтом на стадии открытого столкновения сторон.

1. Отсрочка активного столкновения. Иногда полезно потянуть время (красная шапочка)

2. «Выключатель ушей». Прием хорош и полезен в скандалах. Противник глушит вас воплями. Ваша задача – не скатиться до участия в подобной истерике, просто молчать, предварительно заложив уши ватой.

3. «Запасной игрок». Когда конфликтующий с покупателем продавец заменяется более спокойным новым продавцом. Суть: одна из сторон выпускает на поле нового игрока, к которому противная сторона еще не имеет личной неприязни.

4. Признание своей вины. В определенный момент конфликта одна из сторон берет на себя вину не за конфликт, а за сопутствующую ему деталь. Выражая сожаление по поводу собст. Действий, неприятных для др. стороны, мы выводим противника из конф. удара, напоминаем ему истины, как «ничто человеческое нам не чуждо». Главное – вы берете на себя вину не за конфликт, а за какие-то свои действия в ходе конф. или до его возникновения.

• Упражнение «Архитектор - строитель».

- Объединяемся в пары. Определитесь, кто из вас будет выполнять роль «архитектора», а кто строителя.

Задача строителей – выполнять указания архитектора молча не разговаривать и ничего не уточнять не задавать вопросы, не комментировать услышанное.

Архитекторы подходят ко мне. Ваша задача – посмотреть на рисунок и передать информацию так, чтобы строитель нарисовал такой же рисунок. Указать что, где и как он должен нарисовать. Информацию передавать только словами, что-либо показывать нельзя.

? что помогало, что мешало понять информацию «архитектора». Одна и та же информация по- разному интерпретируется и обрабатывается партнерами по взаимодействию.

Слайд 14. Рисунок

Слайд 15. Схема фильтров слушания.

Содержание передаваемой информации может быть значительно искажено вследствие работы фильтров слушания.

• Информационный блок «Информационный конфликт».

Слайд 16. Конфликт правды возникает, когда информация либо утаивается, либо искажается, либо ее слишком много и с ней сложно справиться. Когда один другому врет, что-то недоговаривает, либо говорит много. Почему он возникает? Один из партнеров не готов к принятию правды о другом. Так думает тот, кто искажает информацию. Готова ли жена узнать из уст мужа, что у нее есть соперница? Правда не всегда приносит радость. Тот, кто скрывает, бережет нас от стресса. Ему так кажется. А на самом деле он просто оттягивает момент. Конфликт правды жесток. Тайное всегда становится явным. Конфликт правды воспринимается нами как предательство со стороны того, кому мы доверяли. Мудрецы говорят, что каждый должен пройти через предательство, чтобы приобрести мудрую осторожность. Людям свойственно врать. Придется перепроверять значимые сведения. Если вы пользуетесь информацией только из одного источника, риск возникновения конфликта правды резко возрастает. Нужно использовать от 4 до 7 источников информации.

Слайд 17. Правила поведения в ситуации конфликта правды :

1. Получив страшную информацию, сделать глубокий вдох- выдох. Сохранять спокойствие духа.

2. Постарайтесь найти возможность проверить информацию из других источников. Найдите сходства и различия.

3. Помните, чувства в конфликте опасны. Не принимайте серьезных решений, руководствуясь чувствами. Отреагируйте их, только в отсутствие того человека, который принес информацию.

4. Продумайте содержание дезинформации и собственное поведение. Возможно лучше скрыть то, что вы знаете правду и понаблюдать.

5. Подумайте, как создать провокацию, чтоб вывести на чистую воду. Важно быть готовым принять правду.

6. Помните, что близкий контакт с лгуном может вызвать противоречивые чувства и вы рискуете не справиться с собой. Лучше сохранять дистанцию.

7. Сосредоточьтесь на наблюдении, а не на собственной обиде. Воспринимайте как информацию для размышления.

Конфликт информации случается и из-за недостатка информации. Люди домысливают. Рождают сплетни. Нужно относиться к информации критично. Доверяй, но проверяй. Полезен ли конфликт правды? Энергетически нет, а в плане готовности к принятию информации любого рода и способностью работать с нею – да. Чтобы не стать источником инф. Конфликта, серьезно продумайте систему защиты информации. Что кому говорить можно, чего и кому говорить нельзя. Важно не поддаваться чувствам, постарайтесь грамотно работать с информацией. Не спешите принимать решения. Поспешность связана с желанием освободиться от напряжения, от груза информации. Это ловушка конфликта правды. Лучше примерить шесть шляп.

• Упражнение «6 шляп»

• Групповая работа «Сложи квадрат»

Объединяемся в группы по 4 человека.

- упражнение на развитие сотрудничества. Каждому из вас выдан квадрат, разрезанный на 4 части, предлагаю собрать его. Выполнившей задание считается та группа, в которой ученик собрал «свой» квадрат. Но есть определенные правила: во время построения

- нельзя разговаривать, общаться можно при помощи жестов;

- нельзя брать у соседа недостающие детали;

- нельзя просить помощи у товарищей;

- можно самим предлагать свою помощь.

? Удалось ли вам выполнить задание? Удалось ли сотрудничать? Что вы чувствовали, когда у вас не хватало детали? Что вы чувствовали, когда вам предложили помощь?

В сотрудничестве важно уметь видеть других, внимательно прислушиваться к себе и другим и использовать миролюбивые способы общения, вовремя распознавать сигналы конфликтов.

• Информационный блок «Модели поведения в конфликте»

Слайд 18. Как люди ведут себя в конфликтной ситуации? Обычно выделяют три основных модели поведения в конфликте : конструктивная, деструктивная, конформисткая.

Демонстрируя конструктивную модель, человек стремится уладить конфликт, нацелен на поиск решения для обеих сторон, отличается выдержкой и самообладанием.

Следуя деструктивной модели, человек стремится к расширению конфликта, негативно оценивает личность, нарушает этику общения.

Проявляя конформисткую модель, человек уступчив, легко соглашается с точкой зрения соперника. Все вроде бы и ничего, но опасность конформисткой модели поведения заключается в том, что она повышает и даже провоцирует агрессивность соперника.

• Слайд 19. Упр. «Четыре квадрата»

• Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4.

1 2

3 4

• Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можно назвать качества одним словом, например «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».

• После того как задание выполнено, тренер предлагает «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваши качеств, которые вам не нравятся, которые вы считаете негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

• После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает : «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».

• После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает : «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».

• После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает : «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!

• Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.

• А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом Деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

• Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».

?Обсуждение может касаться того, какие качества было анализировать и переформулировывать, положительные или отрицательные, в каких ситуациях может пригодиться этот навык.

Такой подход к «противнику» помогает найти в нем позитивные качества и иногда меняет отношение к нему, минимизируя риск конфликтного развития событий. Полезным может оказаться и анализ своих качеств с точки зрения оппонента.

• Информация. Главный источник наших конфликтов – это мы сами. Не верите? Напрасно! Наши внутренние противоречия, неудовлетворенные амбиции и ожидания, честолюбивые замыслы, болезненное состояние духа и тела порождают вихри конфликтной энергии. Каждый из нас – носитель вихря конфликтной энергии различной величины. Один вихрь накладывается на другой и возникает конфликт. Говорят, что многих конфликтов можно избежать, если

• Стать «человеком слова», т. е. соблюдать все договоренности и совместно принятые решения;

• Не быть «железнодорожным шлагбаумом», т. е. не терять способности понимать оппонента и при необходимости идти на уступки

• Сохраняя доброжелательность, стараться убеждаться в том, что вас поняли именно так, как вы хотели;

• Уметь держать дистанцию и относиться к любому оппоненту с уважением, но не выше своего уровня самоуважения.

• Рефлексия «Незаконченные предложения».

Положительным я считаю…

Мне было трудно….

Мне было легко…

Полезным было…

Новым было…

Еще хотелось бы сказать….

Во время занятия я ловила себя на мысли…

После занятия я хотела бы применить…

Самым удачным было….

Я желаю нам….

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренингаФотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга 08. 11. 2018 г. старшим воспитателем Романычевой Т. В. была проведена деловая игра с педагогами с элементами тренинга на тему «Креативность.

Практическое занятие «Скоро в школу!» (НОД)Практическое занятие «Скоро в школу!» (НОД) Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Отпустите меня в Гималаи»: Как дожить до отпуска Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов. Ход мероприятия: Ритуал приветствия Игра «Круг друзей» Все поют: «Что мне снег,.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей странички! Поздравляю Вас с Новым 2019 годом! Приглашаю Вас на занятие с элементами тренинга.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Занятие с элементами тренинга «Путешествие по цветным морям» Целевая аудитория: дети Формы и методы работы: обсуждение, упражнения, изо – терапия, составление рассказа, игра. Цель: развитие навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое занятие с элементами тренинга по конфликтологии
Опубликовано: 10 мая 2020 в 14:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД