Практикум с элементами тренинга «Пути преодоления стресса» (из цикла занятий по психологической профилактике педагогов)

Оксана Литвинова
Практикум с элементами тренинга «Пути преодоления стресса» (из цикла занятий по психологической профилактике педагогов)

цикл занятий «Помоги себе сам»

Занятие № 1

Цель – сохранить и укрепить психофизиологическое здоровье педагогов

Задачи:

• Научить определять предстрессовое состояние

• Научить педагогов рационально использовать психическую энергию

• Научить педагогов использовать приемы саморегуляции, релаксации и других способов снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.

Схема занятия (по Вачкову И.):

• Приветствие

• Опрос самочувствия

• Тема занятия

• Притча

• Разминочные упражнения

• Основная часть

• Рефлексия педагогами

• Резюме ведущего

• Прощание

Приветствие

Упр. «Улыбка по почте». Стоя в кругу, участники держатся за руки. Необходимо «почтальону» передать улыбку при этом совместить с легким пожатием руки. «Получатель» приняв «письмо» широко улыбается.

Опрос самочувствия

Какое настроение, какие ощущения в данный момент, какой вкус во рту…

Упр. «Выбери свой рисунок». Участники, сидя в кругу, выбирают любую по вкусу «свою» картинку. Мини сочинения участников – обоснование выбора картинки.

Практикум с элементами тренинга «Пути преодоления стресса» (из цикла занятий по психологической профилактике педагогов)

Тема занятия

Наш цикл занятий носит название «Помоги себе сам». Первое занятие «Пути преодоления стресса»

Девиз

«Помоги себе сам»

Притча

СТРЕСС?.

Упр. «Пакет». Психолог делает из бумаги пакет. Участники мысленно кладут в пакет самое «дорогое». Через некоторое время пакет сминается психологом резко и грубо (демонстрация разрушения).Беседа об ощущениях, чувствах участников упражнения.

Часто педагоги при подготовке к аттестации находятся в состоянии стресса. Что такое стресс? (ответы участников)

ИТОГ:

Это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование

Это напряжение…

Это приправа для жизни…

Признаки стресса

(Перечень совместный с педагогами)

• Физиологические:

*бессонница

*головные боли

*учащённое сердцебиение

*боль в спине, желудке и т. п.

они ведут к:

артриту, глаукоме, склерозу, инсульту, раку, лейкемии…

• Психологические:

*рассеянность

*расстройство памяти

*тревожность

*беспричинные страхи

*плаксивость

*раздражительность и беспокойство

они ведут к:

потеря уверенности в себе, соматическим (физическим) заболеваниям, психическому расстройству, лекарственной зависимости.

За время, прожитое в группе, мы попытаемся скорректировать, частично восстановить, укрепить наше психофизиологическое здоровье.

• Научимся определять предстрессовое состояние

• Научимся рационально использовать психическую энергию

• Научимся использовать приемы саморегуляции, релаксации и другие способы снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.

Разминочное упражнение

Перечень ответов участников упр. «Способы быстрого снятия стресса».

Библиотерапия

Массаж

Психогимнастика

Аутогенная тренировка

Физическая нагрузка

Слезы

Смех

Светотерапия

Музыкотерапия

Направленная визуализация

Мышечная релаксация

ДРД (диафрагмально – релаксационное дыхание)

Основная часть

1. Психогимнастика.

Упражнение «Улыбка на весь день». Проводить это упражнение желательно утром, после пробуждения, т. к. оно настраивает на бодрое, жизнерадостное настроение на весь день. Кончики губ растягиваем до ушей и в таком положении напеваем мелодию веселой песни, при этом голова закинута назад. Затем, достаем подбородком до груди, и все повторяем сначала.

Упражнение «Улыбка для себя». Расслабляем мышцы лица, таким образом, снимаем мышечное напряжение. Оживляет умственную деятельность. Эмоции: удивления, гнева, страха, презрения, отвращение, блаженства, ярости, радости.

2. Мышечная релаксация.

Упражнение «Лимон» Расслабляем мышцы кисти, рук для снятия мышечного напряжение. Визуализация давки лимонного сока

Упражнение «Кукла – марионетка». Это упражнение для снятия телесных зажимов, внутреннего напряжения. Все части тела двигаются в разные стороны – свободно (начиная, с головы и заканчивая пальцами ног).

Упражнение «Тише едешь дальше будешь». Это упражнение для тренировки психической пластичности: свобода и сила. Попытка войти в образ другого человека, смена ритмов движения при этом пластичность и непрерывность.

3. Диафрагмально-релаксационное дыхание как основа здорового образа жизни.

упр. "Шарик".Представляем мысленно как надувается и сдувается шарик у нас в животе. Вдох - шарик надувается, выдох - шарик сдувается. Упражнение выполняется в медленном темпе. Повторить несколько раз.

4. Направленная визуализация в сочетании с музыкотерапией. Музыкальная композиция из трех тем «Зеленая поляна - Парящий орел - Осенний лес», тематика от грустной-минорной переходит в энергичную мажорную. Психолог читает небольшой описательный текст.

5. Аутогенная тренировка «Я буду! Я смогу!»Участники громко проговаривают слова с уверенностью и бодростью "Я буду! Я смогу!"одновременно ударяют себя в грудь кулачком.

Рефлексия педагогами

\ какое настроение на данный момент

\ какой способ от стресса более доступен и реален в оказании помощи

\какие чувства испытали при проживании и прослушивании музыкального фрагмента

\совпали ли ваши ожидания по поводу занятия

\что понравилось в занятии

\за кого вы порадовались

\что огорчило на занятии

\все ли удалось на занятии выполнять с легкостью

\что хотелось бы повторить на следующем занятии

Резюме ведущего

«Гармония психических и физических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться»!»

Прощание

На следующем занятии будут предложены игровые способы преодоления стрессовых ситуаций.

[b]Упр. «Свеча пожеланий».[/b] Участники по кругу передают свечку с пожеланиями.

Раздаточный материал. Памятка для участников «Резюме»

До встречи! Удачи!

Публикации по теме:

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы.Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Русские народные сказки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Практикум с элементами тренинга «Пути преодоления стресса» (из цикла занятий по психологической профилактике педагогов)
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 19:28
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...