Праздник «Капустник»

Светлана Барсукова
Праздник «Капустник»

Цель: Формирование нравственных ценностей дошкольников через приобщение к народной культуре.

Задачи: Познакомить с традиционными обычаями русского народа, использовать художественные средства выразительности.

2. Учить читать потешки, небылицы. Играть в народные игры.

3. Прививать любовь к традиционным праздникам.

Ход занятия:

Дети, какой праздник летом отмечали все жители нашего города? (День Рожденья). Сколько лет исполнилось нашему городу(350).

К своему юбилею наш город Ялуторовск получил в подарок восстановленный острог. Дети, вы были в остроге? Что же это такое – острог? (ответы детей).

Ребята, острог – это крепость, с которой начался наш сибирский городок Ялуторовск. Его восстановили таким, какой он был 350 лет назад.

Что вы видели в остроге? (ответы детей).

Сегодня в остроге вновь бурлит жизнь. Здесь разместились усадьба первопоселенцев – амбары, изба, хозяйственные постройки, колодец, качели. Есть целая улица с ремесленными лавками – мастерскими по лоскутному шитью, ковроткачеству, гончарному делу, росписи по дереву. В кузнице у горна работают настоящие кузнецы. А ещё здесь можно попробовать испечь хлеб в русской печи, примерить костюм древнего воина. Когда погода была хорошая, народ собирался на площади: водили хороводы, устраивали игры. А долгими зимними вечерами все собирались в самой большой избе: пели песни, рукодельничали. Вот и мы сейчас с вами пойдем в гости в старинную русскую избу.

Хозяйка: Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Пригласила вас сегодня, красны девицы да добры молодцы, чтоб рассказать об одном старинном обычае русского народа - о капустных вечорках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму.

Один из таких праздников отмечался 8 октября. Называли его в народе Сергей- капустник. Начиная с этого дня хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.

Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, с шутками, с разными прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Приходя в дом, капустницы поздравляли хозяев с капустой, как с праздником.

После работы парни и девушки водили хороводы, играли в весёлые народные игры, пели шуточные песни, состязались в рассказывании небылиц. Веселились от души!

Парни капусту рубить не помогали, а приходили для веселья. Да и невесту за работой лучше выбирать. Пока молодёжь веселилась, хозяйки готовили угощение. Главным блюдом на праздничном столе были пироги с капустой. Вот и у нас сегодня- капустник!

К нам наехали капустны вечера

На конях, на соболях,

На лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки- голубушки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту посолить.

Пособите-ка её мне посолить!

Девочки: Эй, хозяйка, выходи встречать! Работнички пришли!

Хозяйка. Для дорогих гостей и ворота настежь! Проходите, девицы, проходите, красавицы! Давно вас поджидаем, работу не начинаем! Надевайте-ка фартуки, чтобы наряды не испачкать, да начнем капусту рубить!

Хозяйка надевает передник, косынку, помогает одеться девочкам. Затем показывает и рассказывает, как рубили капусту в специальных деревянных корытцах ножами – секачами. Девочки по очереди повторяют за хозяйкой, учатся рубить капусту.

Хозяйка: Солили капусту на Руси и с морковкой, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и вкусной и красивой получалась, приятно на стол подать!

А вы знаете, что капуста богата витаминами и очень полезна? Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложил русский народ про неё поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят»

Хозяйка смотрит, как девочки нарубили капусту.

Хозяйка: Хорошо у вас получилось, помощницы мои! Хорошее начало полдела откачало! А чтобы у нас дело лучше спорилось, распотешьте-ка нас, гости дорогие, весёлыми нескладухами!

Дети по очереди рассказывают небылицы.

Пришёл медведь к броду_

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис…

Вымок, выкис, вылез, высох,

Стал на колоду_

Бултых в воду!

***

Рано утром, вечерком,

Поздно, на рассвете,

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за неё во всю прыть

Тихими шажками

Волк старался переплыть

Миску с пирогами!

***

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняла

Мужика кнутом.

Хозяйка: Развесёлые потешки! Но нам ещё чуть-чуть осталось: помять, посолить, грузом сверху придавить.

Девочки засаливают капусту в ведёрке.

Хозяйка: А теперь запевайте песню шуточную, песню шуточную - прибауточную.

Дети исполняют русскую народную песню «Стрекоза и муравей»

Хозяйка: Вот мы и закончили! Недаром говорится - дело мастера боится. Заводите-ка, девицы, хоровод про капусту нашу белокочанную, чтобы и тот год она так же хорошо уродилась!

Хоровод «Вейся, вейся, капустка»

Вейся, вейся, капустка моя,

Вейся, вейся, белая моя!

Как мне, капустке, не виться,

Белою Вилою не навиться?

Развивайся ты, капустынька,

Развивайся ты, Вилой кочешок.

Хозяйка: Кто сказал – частушки вроде

В наши дни уже не в моде?

Да и разве дело в моде,

Если любят их в народе!

Частушки

***

Шире, улица, раздайся,

Мы с подружками идём

И весёлые частушки

От души сейчас споём!

***

Уж я так устроена –

Петь, плясать настроена.

Один день не попляшу, -

На другой с ума схожу!

***

Я надену бело платье,

Буду я красавица.

Пусть лентяи не подходят.

Пока не исправятся!

***

Эх, пятка – носок,

Расковыривай песок!

Уж я так попляшу,

Вам всю избу распашу!

***

Меня судят на мосту,

Что ленивая расту

Я на это не гляжу –

Пойду на печке полежу!

***

Ох, топну ногой

Да притопну другой.

Сколько я не топочу,

Всё равно плясать хочу!

***

Мы частушек много знаем

Под разлив гармошечки,

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки!

***

Я ногою топнула –

На мне юбка лопнула.

Дайте юбку подвязать,

Я опять пойду плясать!

Хозяйка: После таких частушек задорных ноги сами в пляс просятся

Мальчики:

Обойди весь белый свет,

Лучше русской пляски нет.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

***

Раздайся, народ, меня пляска берёт!

Пойду, попляшу и друзей приглашу!

***

Ай да ты, ай да я,

Ай да барыня моя!

Барыня, барыня,

Попляшем, сударыня?

Дети танцуют под мелодию русской народной песни «Барыня» После пляски садятся на места.

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что в старину люди очень внимательно и бережно относились к природе, старались подмечать её особенности, приметы. О них русский народ сложил поговорки, многие из которых дошли до наших дней. Вот одна из них:

«Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд». А какие вы знаете поговорки об осенних месяцах?

Дети по очереди.

Сентябрь лето красное провожает, осень золотую встречает.

Октябрь – капустник, пропах капустой.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

Октябрь – ложка воды, ведро грязи.

В октябре до обеда осень, после обеда – зима.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Хозяйка: Делу – время, потехе – час.

Кто хочет поиграть сейчас?

А играть мы будем в «Колышки».

Мальчик: Я на камушке сижу,

Я топор в руке держу

Да всё колышки тешу,

Огород свой горожу.

Там капустку посажу,

Да всё беленькую,

Да кочаненькую.

Девочки-подружки, разбирайте колышки!

Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг. Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.

Водящий: – Кума, кума, продай колышки!

- Купи!

- А что стоит?

- Кочан капусты, веник да рубль денег.

- Ну, по рукам!

Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Кто прибежит первым, тот встаёт у «колышка».

Проигравший становится водящим.

Хозяйка: И капусту засолили, и пели, и плясали, очень весело играли. Да только играми и плясками сыт не будешь. Пока вы веселились, у меня пироги поспели! Приглашаю вас всех на пироги с капустой!

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Автор публикации:
Праздник «Капустник»
Опубликовано: 22 января 2013 в 19:45
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....