Лучший педагог года

Праздник с детьми и родителями «У Маланьи, у старушки» (На тему русский быт, с элементами тренинга)

Оксана Носова
Праздник с детьми и родителями «У Маланьи, у старушки» (На тему русский быт, с элементами тренинга)

Праздник с детьми и родителями

«У Маланьи, у старушки»

(На тему русский быт, с элементами тренинга)

Цель: формирование представления о русской избе, как традиционном жилище русского народа

Задачи:

1. Обучающая – закреплять представление о русской избе, русской печи, утвари, из чего эти предметы сделаны, каково их назначение.

2. Развивающая - Развивать умение читать потешки, играть в русские народные игры с правилами, развивать мышление, внимание.

Публикация «Праздник с детьми и родителями „У Маланьи, у старушки“ (На тему русский быт, с элементами тренинга)» размещена в разделах

3. Воспитательная - воспитывать уважительное отношение к традиционной русской культуре, обычаям и традициям.

Создать праздничное настроение детей.

Предварительная работа. Разучивание потешек, загадок, считалок, песен, народных игр, экскурсия в музей «Русская изба», занятие в уголке «Русская изба».

Действующие лица: ведущие – воспитатели в роли Хозяина и хозяйки, Емеля – педагог, дети и родители средней группы.

Приглашенные гости: родители воспитанников, педагоги детского сада. Оборудование и материалы: Каравай, презентация «Путешествие по русской избе», игрушки (мышка и кошка), музыкальные инструменты на каждого ребенка, крупа (фасоль, кукуруза, горох, аудиозапись игр и народной музыки, угощения к чаепитию.

Звучит мелодичная музыка. Выходят воспитатели (хозяйка и хозяин) в русско-народных костюмах.

Хозяин. Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный!

Хозяин. Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам, да радости!

Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяин. Русь – так наша страна в старину называлась. В России живём мы теперь. Познакомимся ближе с русской культурой. И сердца наши станут добрей и родней.

Звучит музыка дети входят под русскую народную музыку выполняют несколько перестроений. Затем, девочка в русском костюме выносит каравай:

Ребенок: Мир Вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Ребенок: Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

Здесь для Вас потеха

И русский каравай.

Ребенок: Мы начинаем посиделки,

Несем вам хлеб и соль

На этой расписной тарелке.

Кланяются на все четыре стороны и подходят к гостям.

Хозяйка. Мы гостей встречаем вкусным, румяным караваем.

Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. И сегодня румяный каравай мы вручаем нашим гостям.

Тарелку двигают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.

Хозяин. Поставь-ка, хозяйка каравай на стол. Эх попьем чайку из самовара. Но с начала нужно аппетит нагулять: в игры поиграть, да танцы танцевать.

Хозяйка.

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Выходят дети, становятся в хоровод.

Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали (встаем)

Себя показали. (повертелись)

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали (топаем)

В ладошки мы похлопали.

(хлопаем)

А теперь зовем народ на веселый хоровод

Затем дети приглашают своих родителей для общего хоровода.

Общий хоровод.

Хозяин: Что же, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее!

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ свой поведу,

Хозяйка:

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Фоном играет русская народная музыка. Дети и взрослые рассаживаются на лавочки у стенки для просмотра презентации.

Хозяин. У нас говорят: «Мой дом – моя крепость» У каждого человека есть дом, а как назывался дом на Руси?

Хозяйка. Правильно, изба. Вот и у нас в детском саду есть своя избушка. Давайте все вместе посмотрим. Приглашаем вас в путешествие по русской избе.

Презентация «Путешествие по русской избе»

Давным - давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная? (ответы детей и родителей)

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет.

Деток спать она уложит!

Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит.

С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий (женский) кут.

Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.

Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.

За столом и семья вся большая соберется, и гостей дорогих за стол хозяева посадят! А на столе-то вот что есть. Это всей семьи радость-САМОВАР. Недавно на ярмарке куплен был. Из него чай пьем. А посуда то наша глиняная да деревянная! Ее наши народные умельцы делают! Да еще как украсят да распишут, что любо-дорого посмотреть.

Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.

После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Есть много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!", "Щи да каша - пища наша". А знаете ли вы, ребята, какие блюда готовили на Руси? Мамочки, помогайте ребятам!

Ответы: вареники, блины, кисель, пироги, сочни, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, окрошка, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы.

Хозяйка. Что-то вы, ребятушки, призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Есть для вас у меня игра-забава.

Игра: «Котик мышку догони»

Дети встают в круг. Посередине с одной стороны ребенку дают игрушку-мышку, с другой – игрушку-кошку. Под музыку дети передают игрушки по кругу. Кошка должна поймать мышку.

Хозяйка: Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Выходите петь частушки

Будем бойко плясать,

Каблуки ломать!

Девочки (становятся в круг, поют и пляшут)

Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких!

Эх, топни, нога,

Топни, правенькая!

Я плясать пошла,

Хоть и маленькая!

Дроби бей, дроби бей,

Под ногою воробей!

Под другою - серый гусь,

Я плясать-то не боюсь!

Бабка Оля пляшет,

Платочком белым машет,

Песни новые поет,

В пляске спуска не дает!

Пойду плясать

По соломушке.

Раздайся, народ,

По сторонушке!

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка со мной!

Встал наш Ваня на носок,

А потом на пятку

Стал он русскую плясать,

А потом вприсядку!

Хозяйка: Топ-топ, топочок.

Приударь-ка, башмачок!

Так и этак, так и сяк!

Вот и этак! Вот и так!

(Все отбивают каблучками под музыку, Ваня пляшет)

Хозяйка: Люди русские всегда славились умением песню спеть, станцевать, да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, так, как предки, сумеете?

Хозяин. Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

- Утки

Дети: в дудки!

Хозяйка. Кошки

Дети: в ложки!

Хозяин. Тараканы

Дети: в барабаны!

Хозяйка. Чайки

Дети: в балалайки!

Хозяин. Кукушки

Дети: в колотушки!

Хозяйка. А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы!

Играют, играют, Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем вам ладком

И станцуем вам рядком!

Танец и игра на музыкальных инструментах

(Под музыку «Сени, мои сени»)

Хозяйка. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется. Немного недоглядела, а мой котенька - коток все мешочки с крупой рассыпал. Нужно крупы разобрать, чтобы можно было кашу варить.

Хозяин. Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите, Свое уменье покажите!

Игра «Переберём крупу»

(фасоль, кукуруза, горох).

Хозяйка: Хорошо потрудились наши гости. Спасибо вам.

Хозяйка.

Говорилки, прибаутки –

Это русские шутки.

Говорить, шутить мы будем,

Про веселье не забудем.

Хозяин.

Кто шутку расскажет,

Тот свой ум покажет!

Шутку разыгрывают родители. Выбегает Тит и Тут, Тит с ведром «смолы» (имитация).

Тут. Куда, Тит, идешь со смолой?

Тит. Шутка ли, Тут,- Лодку смолить.

Тут. На что лодка, Тит?

Тит. Шутка ли, Тут,- Рыбу ловить.

Тут. На что рыба, Тит?

Тит. Шутка ли, Тут,- Ковалёчка (кузнеца) кормить.

Тут. На что ковалёчек?

Тит. Шутка ли, Тут,- Ковать тополёчек.

Тут. На что тополёчек, Тит?

Тит. Шутка ли, Тут,- Рубить лесочек.

Тут. Что в том лесочке?

Тит. Шутка ли, Тут,- Дубовая бочка.

Тут. Что в той бочке, Тит?

Тит. Шутка ли, Тут,- Маковое зерно.

Тут. А где зерно?

Тит. Куры склевали, в поле побежали.

Тут. А где поле, Тит?

Тит. Шутка ли, Тут,- Цветами заросло.

Тут. А где цветы?

Тит. Шутка ли, Тут,- Дети пощипали.

Тут. А где дети, Тит?

Тит. Шутка ли, Тут,- На войну побежали.

Тут. А где война?

Тит. Шутка ли, Тут,- Посреди двора!

Тут:

Вот приехали два брата

Во деревню из села,

Одного зовут Ерема,

А другого звать Фома.

Вот Ерема купил лодку,

А Фома купил челнок.

У Еремы лодка с дыркой,

У Фомы челнок без дна.

Вот Ерема стал тонуть,

Фому за ноги тянуть,

Вот Фома пошел на дно,

А Ерема там давно.

Тит:

Это, дети, да не чудо ли?

Бегала дубинка с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика,

А мужик со страху влез на ворота.

Деревня закричала: «Озеро горит!»

Сено со дровами тушить пожар спешит.

Звучит музыка появляется Емеля.

Емеля: Шумно, разбудили меня!

Хозяйка: Здравствуй, Емеля, хватит греться на печи, лучше выходи да поиграй с нами.

Емеля: А мне неохота!

Хозяйка: (уговаривает) Попробуй, это так весело!

Емеля: Да мне лень, дрема одолела, на печи лежать, да бока греть – лучше.

Хозяйка: Вот, лодырь, кто ленив, тот и сонлив.

Емеля зевает, укладывается спать.

Хозяин: Емеля, Емеля!

Емеля: Ну, чего Вам?

Хозяин: А хочешь съесть бублики-калачи?

Емеля: Не мешало бы подкрепиться. Давайте сюда. Проголодался я.

Хозяин: Хочешь, есть калачи, не сиди на печи!

Емеля: А чего делать?

Хозяин: Пойди дров натаскай

Емеля: Еще чего! Мне неохота ничего делать.

Хозяйка: На печи заседать – хлеба не видать! Нужно потрудиться! Правда, ребята? Недаром есть такие пословицы (которые рассказывают родители) :

Почет и труд рядом идут.

Труд и хлеб – всему голова.

Как работаешь – так поешь.

Кто трудиться – у того все сбудется.

Емеля: Ладно учить-то! Сейчас я Вас научу, (шепчет) «По щучьему веленью, по- моему хотенью давай на стол пироги румяные, сдобные, вкусные».

Хозяйка: Ну, и где твои пироги (показывает на пустой стол). Ничего там нет. Так только в сказке бывает! А мы с ребятами можем научить тебя скуку разгонять, да дрему пугать, да в игры играть. Знаешь, как это весело! Хочешь попробовать?

Емеля: Да ну! (чешет затылок) Да неееет (машет рукой, у меня не получится?

Хозяйка: Получится, получится! Еще как получится!

Емеля: Ну ладно, уговорили. Показывайте!

Хозяйка: А ты не зевай, с ребятами поиграй!

Игра «Дрема»

(См. музыкальное приложение)

Хозяйка: Ну что, Емелюшка, понравилось тебе играть?

Емеля: Да-а-а! Понравилось!

Хозяйка: Давай еще поиграем!

Емеля: Давайте! Но только в мою игру!

Хозяйка: Ребята, согласимся? (Ответ детей)

Емеля: Есть у меня любимая игра, называется она «У Маланьи, у старушки».

Хозяйка: Хорошо! А что нужно нам делать?

Емеля: Дело то и в том, что особо ничего не надо делать, а только повторять за мной!

Игра «У Маланьи, у старушки»

(См. музыкальное приложение)

Хозяйка: Ну, Емелюшка, насмешил, развеселил?

Емеля: Да-а-а! Умею, если захочу! Только не всех развеселил- то я. Вон, народ сидит – скучает! (показывает на гостей)

Хозяйка: Да! Что же делать?

Емеля: Есть у меня в запасе старинная русская игра- пляска. Называется она…. не поверите! «Шел козел дорогою!»

Хозяйка: Судя по названию, веселенькая игра!

Емеля: Других не имеем! Включайте музыку!

Хозяйка: Вот Емеля разошелся!

Игра-пляска «Шел Козел дорогою»

(см. музыкальное приложение.)

После каждого куплета танцующая пара расстается и берет себе в пару другого участника, с каждым куплетом количество игроков увеличивается вдвое.

Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяюшка. Не красна изба углами, а красна - пирогами!

Видите, Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Хозяйка: Любите чай с пирогами,

С баранками да кренделями?

Тогда садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!

Хозяин с хозяйкой

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

До свиданья, ждем еще,

Любим вас - и это все!

Публикации по теме:

Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга»Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга» Цель: помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения. Задачи: расширить представление детей о межличностных отношениях,.

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренингаФотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга 08. 11. 2018 г. старшим воспитателем Романычевой Т. В. была проведена деловая игра с педагогами с элементами тренинга на тему «Креативность.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Отпустите меня в Гималаи»: Как дожить до отпуска Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов. Ход мероприятия: Ритуал приветствия Игра «Круг друзей» Все поют: «Что мне снег,.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей странички! Поздравляю Вас с Новым 2019 годом! Приглашаю Вас на занятие с элементами тренинга.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Занятие с элементами тренинга «Путешествие по цветным морям» Целевая аудитория: дети Формы и методы работы: обсуждение, упражнения, изо – терапия, составление рассказа, игра. Цель: развитие навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Праздник с детьми и родителями «У Маланьи, у старушки» (На тему русский быт, с элементами тренинга)
Опубликовано: 25 января 2021 в 08:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД