Предметно-развивающая среда как условие сенсорного развития детей второго и третьего года жизни

Лювена Евдокимова
Предметно-развивающая среда как условие сенсорного развития детей второго и третьего года жизни

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача- помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т. д.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире, распознование творческих способностей малыша.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры не полноценное восприятие.

В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величины, формы, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может составить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а так же черный и белый; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины (большое, среднее, маленькое, поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представление именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.

В каждом возрасте перед сенсорном воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором- третьем году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются.

Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств. Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п.

Идея развивающей предметной среды детства принята практикой образования. В настоящее время уже появились публикации видных ученых, в которых убедительно показано, что дети нуждаются для своего полноценного гармоничного развития не только во внимании взрослых в форме непосредственного благожелательного, эмоционального и содержательного общения, но и в предметной среде, развивающей их способности к разнообразным видам деятельности.

Учитывая важность сенсорного воспитания и предметно — развивающей среды для развития детей раннего возраста, в нашей группе "Солнышко" организована предметная среда, способствующая сенсорному развитию детей.

Уголок для фотографии "Солнышко" оформлен в раздевальной комнате для создания у детей положительных эмоций в период адаптации. В будущем будет использоваться для фотовыставок.

Сенсорное развитие - форма: круг, лепесток

цвет: розовый

Игра "Покажи":- Покажи, где у солнышка глаза (нос, рот, брови, реснички, веснушки).

- Какого цвета глаза? (форма, размер) и т. д.

Кукольный уголок "Семья"

включает кукол, кукольную мебель, постельные принадлежности для кукол, игрушечную посуду, коляски.

Сенсорное развитие - форма в деталях мебели: круг, квадрат, прямоугольник;

- величина предметов: большой, маленький;

- цвет: розовый, белый, голубой, красный, зеленый.

Уголок ряжания " Цветик- многоцветик"

включает зеркало, банты, бусы, расческа, головные уборы, шарфы, маски.

Сенсорное развитие - форма: круг, прямоугольник, лепесток;

цвет: синий, голубой, фиолетовый, белый, красный, розовый, желтый, оранжевый, зеленый;

величина предметов: длинный, короткий, широкий, узкий.

Уголок природы "Домик в деревне"

включает календарь природы, мини огород, комнатные цветы.

Сенсорное развитие - форма: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг;

цвет: белый, зеленый, желтый;

величина предметов: большой, средний, маленький.

Физкультурный уголок " Паравозик"

включает мячи, кегли, игрушки-забавы, горку, кольцебросс, флажки, ленточки на палочках, обручи, скакалки; нестандартное оборудование: ловушки, мягкие мячи, пуговичная дорожка, лесенка- чудесенка, медальки, цветной канатик "Змейка", круг и квадраты, чудо- палочки.

Сенсорное развитие - Форма: прямоугольник, круг, квадрат,

треугольник, овал, трапеция;

цвет: желтый, зеленый, синий, голубой, розовый, серый;

величина предметов: длинный, короткий, большой, средний, маленький;

Уголок " Книжки-малышки"

включает книги для детей раннего возраста.

Сенсорное развитие - оформление книг, книги " Счет, форма, цвет", "Говорящие цвета".

Дидактический уголок и игровая зона

включает игры и игрушки для детей раннего возраста.

Сенсорное развитие - игры: "Цвета", " Геометрические формы",

"Сложи матрешку", "Шнуровка",

"Чей хвост", " Что мне нравится";

Игрушки: пирамидки из колец, цилиндров, " Башня", " Грибочки", матрешки, конструктор " Цветной", "Логика", кубики в картинках, неваляшки, музыкальный коврик "Транспорт", ксилофон, синтезатор, бубны, погремушки, колокольчик, логическая игрушка "Щенок", дидактическая игрушка "Ведерко", коврик- пазл, куб "Умный малыш", "Логический куб".

Зона отдыха "Сухой бассейн"

Сенсорное развитие - цвет: красный, желтый, синий, голубой, зеленый;

форма: шар, шестиугольник;

величина предметов: меньше - больше.

Предметная среда помогает нам решать следующие задачи воспитания детей до трех лет:

1. Сенсорное воспитание, направленное на формирование восприятия цвета, величины и формы предметов.

2. Развитие мелкой моторики пальцев, которые оказывает положительное воздействие не только на сенсорную сферу ребенка, но и на развитие речевого аппарата.

3. Познавательная деятельность детей в процессе действий с предметами, при ознакомлении с окружающим миром.

При создании игровых уроков и подборе игрушек мы придерживались правил: используемый материал и игрушки отвечают педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям; материал размещен с соблюдением требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Представляю свой обобщенный опыт по формированию понятия величина у детей с ограниченными возможностями здоровья Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств, он готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать и.

Сенсорное развитие детей в группе.Сенсорное развитие детей в группе. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как условие сенсорного развития детей второго и третьего года жизни
Опубликовано: 9 июня 2013 в 21:34
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...