Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Непоседы»

анна мартышина
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Непоседы»

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Непоседы»

Предметно-развивающая среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.

При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет в своей группе, я учитывала возрастные физиологические и психические особенности детей, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения ребенка.

При оформлении группового помещения я старалась соблюдать основные характеристики предметной среды для групп раннего возраста:

1. Разнообразие.

2. Оптимальная насыщенность.

3. Стабильность.

4. Доступность.

5. Эмоциогенность.

6. Зонирование.

Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т. е. без функциональной направленности, — в ней не создана развивающая среда для малышей.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды осуществлялась на основе следующих характеристик детского сообщества:

возрастного состава малышей;

• психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);

• количественного соотношения мальчиков и девочек

• социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

• окружающей социальной практики.

Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и пр., а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т. д. Эти особенности я учитывала при планировке группы.

Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство (игры с куклами в нешироком игровом поле, поэтому им создала условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.

Оформление предметно-пространственной среды в группе подчиняется комплексному подбору игрушек, картинок, иллюстраций и книг. Так, например, в группе имеется достаточное количество игрушек одного вида из разного материала. Это помогает ребенку освоить функцию обобщения, которая играет особую роль в развитии его мышления и речи.

В книжном уголке есть картинки, отображающие те игрушки, которые видят малыши, с которыми играют. Есть также книги, в которых об этих игрушках рассказывается.

Так обеспечивается интеграция содержания, поступающая из разных источников среды.

Она должна соответствовать различным уровням обобщения информации:

1. Ознакомление с реальным объектом (например, наблюдение за автомобилем, рассматривание растения, предметов домашнего обихода, животных и т. п.). Это первый уровень освоения заданного содержания.

2. Отражение полученных впечатлений в игрушке и игре (игрушка — особая категория предметов, имитирующих и отражающих в игре малыша окружающую действительность). Это второй уровень освоения содержания.

3. Отражение наблюдавшегося объекта действительности в рисунке, иллюстрации, на картине или картинке. Это третий уровень освоения.

4. Отражение наблюдавшихся объектов или событий в художественном слове (рассказ, стихотворение, потешка). Это четвертый уровень освоения содержания.

5. Отражение объекта или события в продуктивной деятельности (рисунок, лепка, аппликация). Это пятый уровень освоения содержания.

Другой инновационный подход в оформлении предметно-игрового пространства в группе в его оформлении по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, у нас уголок экологического воспитания (природный) сочетается с уголком сказок (книжный уголок) и местом отдыха (релаксации, с «музеем» одной картины или классических произведений известных художников на тему природы. Интересны для малышей рисунки художников-анималистов (И. И. Чарушин, картины 3Д изображения, а также натюрморты, цветы и др.

Из новых технологий имеется домотека, фильмотека, уголок экологического воспитания; стенд развития символической функции мышления (плоскостное конструирование); модуль сенсомоторного развития (дидактический стол с набором дидактических пособий);

Умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе.

Исследования показали, что окружающая ребенка среда выступает в интеграле взаимодействия трех составляющих:

• развивающего общения ребенка со взрослым;

• развивающей предметно-пространственной и игровой среды;

• развивающих видов детских деятельностей.

Сказанное позволяет вернуться к понятию «качество жизни» ребенка в условиях детского сада. Оно подразумевает психофизическое благополучие ребенка, складывающееся из четырех объективных реалий:

физического (соматического) здоровья;

психического здоровья;

душевного (эмоционального) комфорта;

духовного благополучия (интереса к жизни и познанию окружающего мира)

Вместе с тем очевидно, что предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения. Значит, развивающее общение — это такое взаимодействие взрослого с детьми, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста.

А я учу детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде.

Группа начинается с раздевалки.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Непоседы»
Публикации по теме:

Совершенствование предметно-развивающей среды. Из опыта работыСовершенствование предметно-развивающей среды. Из опыта работы Большое внимание в своей работе я уделяю совершенствованию предметно-развивающей среды в целях обеспечения психологического комфорта и развития.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Непоседы»
Опубликовано: 27 октября 2013 в 15:26
+20
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Дидактические игры по знакомству с родным селом.
Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту. 1. Где находится памятник? Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села,...
Лэпбук для индивидуальной работы на тему: «Дорожная безопасность»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения и его...