Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 1)

Алексей Алексеевич Токарев
Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 1)

часть 2

часть 3

часть 4

Проблема единого образовательного пространства, в частности на этапе перехода от дошкольного к школьному звену, в настоящее время обретает особую актуальность. Это связано с развитием новых подходов к образованию, где в первую очередь учитываются факторы развития личности, растет понимание необходимости формирования готовности детей к новому образу жизни, смене основного вида деятельности, расширению познавательных, личностных и социальных горизонтов.

К данной проблеме обращались такие исследователи как Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин, В. Байденко, Э. Зеер, И. Зимняя, А. Маркова, В. Афанасьев, В. Беспалько, П. Пидкасистый и мн. др.

В то же время внедрение принципов преемственности в образовательный процесс на практике зачастую означает узконаправленное «натаскивание» детей на предметные задачи – письмо, счет, логика и т. д. Между тем, по выводам многих исследователей, таких как В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Д. Б. Эльконин, Е. Г. Нестерова, Т. А. Ерахтина, А. П. Сманцер, И. И. Гончарова, Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько и других, приоритетным направлением в вопросе преемственности выступает личностный аспект и возможность формирования психологической готовности ребенка к перемене образа жизни и основного вида деятельности.

В работах, посвященных изучению преемственности ДОУ и начальной школы, выявлены некоторые особенности ее осуществления, адекватные специфике содержания воспитательно-образовательной работы и своеобразию психического развития детей 6-7 лет (Н. Ф. Виноградова, Т. А. Ерахтина, Р. А. Должикова, В. Т. Кудрявцев, В. Я. Лыкова, Т. С. Комарова и др.).

Цель исследования: рассмотреть особенности проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования.

Задачи исследования:

- проанализировать особенности и сущностные аспекты проблемы дошкольно-школьной преемственности;

- рассмотреть теоретические подходы к осмыслению проблемы преемственности в образовании;

- проанализировать эмпирические подходы к исследованию возможностей формирования преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования на примере уже внедренных в систему образования экспериментальных программ соответствующей направленности.

Методологическую основу исследования составил теоретико-методологический анализ источников по проблеме исследования.

В рамках данного исследования были проанализированы результаты апробирования программы В. В. Давыдова и В. Т. Кудрявцева, разработанной в рамках специальной проектно-исследовательской работы по созданию соответствующей модели преемственности.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Автор публикации:
Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 1)
Опубликовано: 23 января 2014 в 21:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Беда в лесу». Конспект занятия по рисованию в младшей разновозрастной группе....
Программное содержание: уточнить знания детей о том, какие изменения происходят с деревьями зимой, развивать творческое воображение, эстетический вкус,...
Дидактическая игра «Телевизор»
В нашей комнате живёт Африканский бегемот, Сто индейцев и пираты, И дремучий лес растёт! Океанские глубины, в них акулы и дельфины. Есть из мультика...
Фотоотчет о кукольном спектакле «Волк и три поросенка»
Ребенок с помощью нас, взрослых постигает мир, учится не только видеть, слышать, но и чувствовать и понимать. До семи лет дети особенно восприимчивы....
Лепбук «Все профессии важны, все профессии нужны»
Лэпбук "Все профессии нужны, все профессии важны" В нашем детском саду широкое применение нашли такие технологии, как проектная деятельность, но особое...
КВН для старших дошкольников «Азбука дорожного движения»
КВН для старших дошкольников «Азбука дорожного движения» - Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады видеть вас на нашем празднике, который мы посвятили...