МААМ-картинки

Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)

Алексей Алексеевич Токарев
Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)

Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)

часть 1

Часть 2

Часть 3

Публикация «Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)» размещена в разделах

Работа с детьми проводится в форме знакомства дошкольников со школой. В частности проводятся регулярные экскурсии по школе для детей из подготовительных групп. Организуется посещение школьного музея, библиотеки, спортивного и актового залов, поддерживается контакт с бывшими воспитанниками данного детского сада. Такой подход вызывает у дошкольников интерес и положительное отношение к школе, снижает страх перед ожидаемыми изменениями, связанными с поступлением в школу, повышает самооценку.

В рамках данной деятельности также проводятся дни открытых дверей с концертом, выставками и общими развлечениями для дошкольников и школьников.

Активное взаимодействие со школьным психологом позволяет держать под контролем не только процесс адаптации первоклассников, участвующих в программе, но и обеспечивает своевременную диагностику готовности к школе у дошкольников. Данное сотрудничество высоко оценивается педагогами, включенными в работу по данной программе и, кроме этого, позволяет контролировать результативность применяемых методов и подходов, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку.

Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников обнаруживается высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, в то время как дезадаптированных детей не выявлено. Кроме того, высокий уровень мотивации к поступлению в школу обнаружен у 79% детей, средний уровень у 20% детей.

Таким образом, анализ показал результативность применяемых подходов к обеспечению дошкольно-школьной преемственности в том случае, когда в данном процессе активизируется личностный потенциал, творческое воображение, познавательный интерес, а также поддерживаются социальные связи с предполагаемым местом обучения и к программе достижения образовательной преемственности приобщаются родители.

Заключение

В данной работе проанализированы особенности достижения преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования. Проблема преемственности рассматривалась на основе существующих сегодня теоретических подходов и практических методов обеспечения преемственности между детским садом и школой.

Было выяснено, что преемственность характеризуется обогащением предыдущего опыта ребенка и выведением его знаний, умений и навыков на новый уровень. При этом особая роль уделяется психологической составляющей данного процесса, обеспечению устойчивого развития личности ребенка.

При этом обозначен как ошибочный распространенный в настоящее время подход к подготовке ребенка к школе, сосредоточенный на узкоспециальной проработке определенных знаний, умений и навыков. При таком подходе детям большей частью предлагается тренировочное прохождение элементов учебной программы первого класса, что отчасти подготавливает детей к учебной деятельности, но не к новому образу жизни в целом.

При этом, социально-психологическая составляющая, как было выяснено в ходе исследования, является ключевым фактором в достижении успешной преемственности между дошкольным и школьным образованием. Лишь внимание к личности ребенка, факторам ее развития, способствует оптимизации процесса перехода от детского сада к школе.

Это было доказано на примере многолетнего опыта апробации обучающее-воспитательной программы, разработанной на основе соответствующей модели преемственности (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев). Как показали исследования, положенные в основу метода принципы развития творческого воображения и развития личности показали очевидную эффективность данного подхода в обеспечении преемственности.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : Избранные психологические труды. - М. : Московский психолого-социальный институт, 1999.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школ : от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.

3. Белошистая А. В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. Гончарова И. И. Формирование профессиональной готовности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования // Автореф. дисс. 13.00.08. - М. : 2004.

4. Гун Г. Е. Здоровье детей – категория педагогическая / Г. Е. Гун // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1.

5. Качур Е. Н. Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения // ИД «Первое сентября». Электронный ресурс: [festival.1september.ru/articles/562010]. - 2013.

6. Кондратенко Т., Литвина Н. Проблемы преемственности в образовательной работе дошкольных учреждений и начальной школы // Вісник Інституту розвитку дитини. – 2010. - №8.

7. Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой // Открытый урок. Электронный ресурс: [https://festival.1september.ru/articles/310700/]. - 17.03.2013.

8. Кудрявцев В. Т. Развивающее образование : преемственной дошкольной и начальной школьной ступеней // Вестник. - 2003. - №11.

9. Кузнецова Л. М. Физиолого-гигиеническое и психологическое обоснование разных условий и методов развивающего обучения дошкольника // Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л. Е. Курнешова; научн. ред. В. Т. Кудрявцев. – М., 2003.

10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М. : УРАО, 2008.

11. Лусканова Н. Г., Коробейников А. И. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста. - М., 1993.

12. Маханева М. А. Проблема преемственности между детским садом и школой // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9.

13. Онискевич Т. С. Пути реализации преемственности в формировании геометрических представлений у дошкольников и младших школьников: Автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.07. – Минск: БГПУ, 2003.

14. Сманцер А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов. – Минск: Изд-во БГУ, 1995.

15. Сотникова И. Д. Влияние интеллектуального и личностного развития первоклассников на их адаптацию к школе : автореф. дис.. докт. психол. наук. - Тамбов, 2009.

16. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М. : Академия, 1999.

Публикации по теме:

Как сформировать учебную мотивацию у дошкольников?Как сформировать учебную мотивацию у дошкольников? Интересная экскурсия. Ребята подготовительных групп «Рябинушка» и «Ягодка» и педагоги детского сада № 99 города Таганрога побывали на экскурсии.

План работы с социумом по эмоционально-личностному развитию детейПлан работы с социумом по эмоционально-личностному развитию детей ПЛАН работы с социумом по эмоционально-личностному развитию детей в группе воспитателя Дурновой Е. Ю. Я уделяю большое внимание преемственности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)
Опубликовано: 23 января 2014 в 21:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД