Преодоление затруднений в применении песочной игротерапии в детском саду

Людмила Чеботарева
Преодоление затруднений в применении песочной игротерапии в детском саду

Всё, что нужно человеку для жизни, находится рядом с ним. Иногда мы даже не замечаем, насколько близко то, что может нам помочь. Неспроста народная мудрость гласит - «Где родился – там и пригодился».

Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Именно в песочнице ребёнок строит первый дом, сажает дерево, создает семью. Все это мир в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.

Мы идём по жизни, оставляя следы на песке, не представляя, сколько тайн и загадок он в себе таит.

Если рассмотреть песок под микроскопом, вы увидите красоту песка. Мы должны учить детей видеть прекрасное, зачастую, оно совсем рядом.

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Но наряду с ограничениями и правилами в группе и на участке детского сада есть место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтает, фантазирует, создаёт. Такое пространство предоставляет детям волшебница-песочница.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Она стабилизирует эмоциональное состояние. У детей лучше развиваются познавательные функции, речь, моторика, коммуникативные навыки. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира.

Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Тема роли песочной игротерапии в развитии позитивной коммуникации, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики руки у детей 5-7 лет мне особенно близка, так как это именно тот возраст детей с которым я сейчас работаю.

Работа проходит в соответствии с инновационным вариантом программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Комаровой и Васильевой с учётом ФГТ.

Применение песочной игротерапии в на занятиях в детском саду включает в себя интеграцию областей «Познания» (сенсорное развитие дошкольника, «Коммуникации» (эмоциональное воспитание, «Здоровье» (развитие мелкой моторики руки) и «Художественное творчество» (развитие творческого воображения и способностей).

Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.

С чего же всё началось…

В 1929 г. английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми - так родилась «Техника построения мира». Далее детский психотерапевт Дора Кальфф, дополнив «Технику построения мира» разработала Юнгианскую песочную психотерапию. Она создавала для своих клиентов «свободное и защищённое пространство» где те, чувствовали бы себя свободно.

Песочная терапия помогает:

1. Справиться со страхом и неуверенностью.

2. Вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах.

3. Активизировать творчество и спонтанность.

Имеются и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда: 1) уровень тревожности ребёнка очень высок;

2) Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

3) Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Основные цели занятий песочной игротерапией:

1. Формирование у ребенка представления об окружающем мире;

2. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук.

3. Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии, навыков самоконтроля и саморегуляции.

Принципы задают «правила и условия игры» и в системе занятий отражаются в каждом «шаге» и действии педагога.

При работе с песком применимы общие принципы взаимодействия с детьми 5-7 лет:

1. Принцип комфортной среды.

2. Принцип безусловного принятия.

3. Принцип доступности информации.

4. Принцип интегрированности в социальную среду.

А так же дополнительные принципы песочной терапии:

Оживотворение абстрактных символов, реальное «проживание» и, конечно же, обмен в песочной игре.

Формы организованной деятельности с песком включают в себя игры, упражнения, макетирование и арт-терапию.

Оборудование, необходимое, для занятий:

Пластиковый таз, синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см.

Песок, просеян, промыт и обеззаражен (прокаливаю в духовке раз в неделю)

Мини-песочница с отверстием в донышке и подсветкой.

Набор игрового материала. Миниатюрные игрушки, формочки, бросовый материал.

Перед работой с песком необходимо повторить с детьми правила поведения в песочнице:

1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

4. После игры в песке надо помыть ручки.

Работа идет поэтапно.

1. Прикосновения на поверхности сухого песка.

2. Игры и упражнения с погружением рук в песок.

3. Прикосновения и игры на поверхности мокрого песка.

Игры и упражнения делятся на дидактические и психопрофилактические.

Наиболее интересна детям такая форма занятий как арт-терапия. Арт- терапия - это терапия искусством. В песочной игротерапии она включает в себя аппликацию, мозаику и рисование песком.

Аппликация и мозаика это знакомые всем виды работ, поэтому подробнее рассмотрим рисование песком.

Из под руки ребёнка появляются очень интересные образы, как в стихотворении Семёна Кирсанова «Твои рисунки».

Твои рисунки, неземные

Твои холсты, они как ты.

На них — нигде не росшие цветы.

Их нет нигде, лишь под твоей рукой …

Базовые образы очень просты. Порядок работы доступен любому ребёнку. В этих рисунках использованы упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук. Работают пальчики и часто обе руки одновременно.

Травка (Работают пальчики, штриховые и точечные движения-прикосновения к песку).

Цветок (Пальчики – одновременно работают две руки: по 3 пальчика обеих рук вместе – движение середина (поверхности рисунка) - вверх-вниз на середину, середина -на уголок- средина. середина – в стороны – середина; стебель от середины цветка 2 пальчика движение вниз и приложить ладошки двух рук одновременно от стебля и пошевелить на песке, оставляя отпечаток, - листочки)

Роза (Пальчики, ладошка - вращаем от центра спираль либо одним пальчиком, либо двумя, либо кулачком; ладошка – листочки – см. «Цветок»)

Бабочка (Одновременно две руки, 3 пальчика вместе –круг вверх - в стороны - вместе,

2 пальчика вместе – круг вниз – в стороны- вместе, по 1 пальчику вместе вверх

и разводим усики)

Лебедь (Пальчики, ладошка. Головка – рисуем круг 1 или 2 пальчиками, расчищаем его от песка, далее – шейку –движение – вниз; кистью руки – пальчики врозь нарисовать дугу от шейки вверх и сделать хвостик; вторая дуга – от шейки вниз и к хвостику).

Картина (Создание композиции по выбору ребёнка. Например: «Цветок и бабочка».)

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

1) взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние,

дети чувствуют себя более успешными, на занятиях весело, нет скуки и монотонности;

2) дети, идущие в детский сад, легко адаптируются в детском коллективе;

3) укрепляется мелкая моторика руки;

4) развивается творческое воображение, в работах детей используются образы-символы и

элементы декоративного рисования.

Перспективой применения песочной игротерапии в практике работы детского сада является общая психологическая подготовка детей к школе, развитие мелкой моторики руки, подготовка к обучению письму и развитие навыков изобразительной деятельности.

Использованная литература:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной

игротерапии. – СПб.: Речь, 2010.

2. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране. Журнал "Логопед" № 3, 2004.

3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий

рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет. сада. – М.:

Просвещение, 1985.

4. Песочная терапия для детей. "Эрудит" © 2010. Телефон: +7(812)448-47-77

E-mail:info@eruditclub.ru

5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2008.

Чеботарева Л. Н.

воспитатель

Павловский МК ДОУ

Центр развития ребёнка

д. сад №10

2012г.

Публикации по теме:

Авторские загадки. «Птицы» 1. Птицей мира называют, Эту птицу неспроста, Друг за другом все летают, В небе целый день паря. (Голубь) 2. По весне он караулит Во дворах.

Песочная терапия в работе педагога-психологаПесочная терапия в работе педагога-психолога Когда работаешь с маленькими детьми, начинаешь задумываться над тем, как же можно им помочь быстрее спрявиться с плохим настроением, грустью.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Преодоление затруднений в применении песочной игротерапии в детском саду
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 22:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс по конструированию из бросового материала «Чемодан»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию детский мастер класс по конструированию из бросового материала. Для работы нам понадобился :один спичечный...
Фотоотчет «Эх, масленица!»
Масленица -это семидневный праздник с играми, песнями, хороводами и обильным угощением. Блины – один из главных атрибутов масленицы, имели свое ритуальное...
Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка».
Лето в самом разгаре, и многие люди находятся в отпусках. И большинство оставляет своих детей дома, не водя в садик. ( И это правильно – ребенок тоже должен...
Консультация для родителей «Питание детей летом»
Питание ребенка летом имеет свои особенности. Эти особенности связаны, прежде всего, с повышенным расходом энергии детьми в летний период. Также свою лепту...
Фотоотчёт «Выпуск в школу»
Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт выпускного утренника. В нашей группе в этом году три выпускника, которых мы превратили в Золушку, Дюймовочку и Принца....