Получи документы

Опыт работы по организации предметно-развивающей среды

Юлия Тришина
Опыт работы по организации предметно-развивающей среды

Презентация 2 младшей группы «Б» МБУ детский сад №153 «Олеся» г. Тольятти

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хочу вас пригласить в гости к себе в группу и немного рассказать о своей группе и о предметно - развивающей среде в нашей группе.

Публикация «Опыт работы по организации предметно-развивающей среды» размещена в разделах

Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе, поэтому можно сказать, что группа для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. И поэтому ДОУ должно предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности. Во время пребывания детей в ДОУ решаются конкретные образовательные задачи, вовлекающие детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивается любознательность, творчество, коммуникативные способности детей. И нам, педагогам, второй младшей группы, МБУ детского сада №153 «Олеся», г. Тольятти очень хочется, чтобы в нашей группе детям было комфортно и чтобы наши дети с удовольствием шли в детский сад. А чтобы комфортность порождала покой, радость, интерес, чувство удовольствия, то организация развивающей среды должна осуществляться на основе возрастного состава детей, психологической характеристики группы и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Под предметно - развивающей средой следует понимать естественную и комфортабельную обстановку, правильную, целесообразную, удобную, информационно- экспериментальную, настраивающую на эмоциональный лад и обеспечивающую гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, рационально - организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. «Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества» - высказывается М. Н. Полякова

Для того чтобы предметно – развивающая среда нашей группы соответствовала данному высказыванию мы изучаем методическую литературу, а также нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. В связи с этим при организации предметно-развивающей среды мы придерживаемся современных требований, Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации, а также мы стараемся учесть все санитарно-гигиенические нормы, не забывая о возрастных особенностях детей. Мы так же взяли во внимание и то, что при формировании предметно-развивающей среды необходимо : избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; создавать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых (Г. Н. Любимова, С. Л. Новоселова). Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только с непосредственно- организованной деятельностью, где на каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые так же следует учитывать при организации предметно-развивающей среды. Наше ДОУ работает по программе «Развитие» Л. А. Венгера, поэтому при организации предметно - развивающей среды в своей группе, мы также вносим что-то из этой программы (схемы- планы по ориентации в пространстве, схемы по конструированию, карточки по наблюдениям за изменением в природе и другое).

Формируя предметно-развивающую среду в нашей группе мы так же опирались на принципы: индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; информативности и вариативности, интеграции;

полифункциональности, разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования (гибкого зонирования); сочетания привычных и неординарных элементов педагогической целесообразности; динамичности (трансформируемости, доступности, безопасности); эстетичности и красоты; учета половых и возрастных различий детей (гендерного подхода); активности, самостоятельности; творчества; открытости – закрытости. Построение предметно - развивающей среды в нашей группе с учетом этих принципов дает детям чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными способами деятельности.

В ходе организации предметно - развивающей среды нам приходится быть не только педагогами, но и дизайнерами, художниками-оформителями, конструкторами, психологами, строителями, чтобы подбирать удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. При зонировании помещения нами были сформированы разные центры, где нами размещены материалы для оснащения всех видов деятельности и обеспечения возможности развития познавательных способностей детей не только в непосредственно- организованных формах деятельности, но и в различных играх: сюжетно- ролевых, дидактических, подвижных, строительно-конструктивных, режиссерских, театрализованных, игр- экспериментирования, в группе имеется много наглядных пособий. Расположение разных центров мы стараемся создать таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. В группе используется различная мебель, в том числе разно-уровневая (пуфики и мягкий модуль, которые легко передвигаются). Мебель подобрана и установлена нами с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. Каждый ребенок может найти для себя удобное и комфортное место для индивидуальных и групповых занятий, исходя из своего эмоционального состояния: ребенок может находиться отдаленно от детей и взрослых или же рядом, а так же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Все предметы убранства и оборудования в группах гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбирая игрушки, мебель и оборудование для группы мы стараемся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Мы считаем, что предметно- развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту, поэтому интерьер группы и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании, предметы для игр хранятся у нас в свободном доступе на полочках открытых и закрытых шкафчиков и стеллажах, игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. И мы своевременно изменяем предметно - развивающую среду, внося новые атрибуты к играм, игрушки, игровое оборудование, развивающие игры, наглядные пособия в соответствие с уровнем развития ребенка, отбирая их по количеству и качеству, в зависимости от интересов детей и наших, педагогов, творческих замыслов.

В своей работе в общении с детьми и родителями мы, педагоги, придерживаемся положения: «Не рядом, не над, а вместе!», «Педагог-родители-дети», поэтому привлекаем наших детей и родителей участвовать в создании и изменении предметно- развивающей среды в соответствии с интересами детей, игровыми замыслами (это- выставки творческих работ, в игровой комнате и в приемной комнате (раздевалке, и многое другое, из констукторов, кубиков, мягкого модуля дети строят конструкции по своему замыслу в игре и т. д.) Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок, та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Общая задача родителей и педагогов – сделать детство счастливым, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выражение, шутку, радость и веселье. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей и именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Родители помогли нам изготовить магнитную школьную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, сенсорному, изобразительному воспитанию, уголок природы, эмоциональный уголок, помогают в ремонте игрушек, мебели, группы. А мы только рады любой помощи со стороны родителей в создании предметно – развивающей среды в группе! С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть психологический уголок уединения, где дети могут посидеть и посмотреть групповой или семейный альбомы, позвонить родителям по телефону, просто посидеть на мягких пуфиках. Есть у нас и кафе «Сказка», куда дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, чаем с конфетами. А в уютной «Парикмахерской» дети любят проводить свое свободное время, как девочки, так и мальчики. В «Магазине» дети учатся первым азам экономики и правилам покупки товаров, а также взаимному общению продавец-покупатель. Все это способствует приобщению детей к взаимодействиям с социумом. Так же хочется отметить уголок природы, где совместно с родителями созданы все условия для ознакомления с природоохранной темой, есть мини- лаборатория, много комнатных растений, раньше в группе был живой аквариум, а сейчас мы его заменили на «сухой» аквариум, подобран валеологический материал. В этом уголке есть и пейзажная картина, которую мы оформляем в зависимости от текущего (сезона, осень, зима, весна, лето) Для развития театрализованной деятельности в группах имеются разнообразные виды театров, ширма, а в музыкальном уголке очень много разных музыкальных «шумелок, стучалок, бренчалок» - из бросового материала, которые мы сделали совместно с родителями. Физкультурный уголок насыщен физкультурным оборудованием в соответствии с рекомендациями Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. На наш участок детского сада мы выносим спортивно-игровое оборудование (стандартное и нестандартное) для ор-ганизации двигательной активности воспитанников, на нем так же есть и стандартное оборудование. И здесь мы не обходимся без помощи родителей,они мы привлекаем родителей к уборке на участке и облагораживанию нашего участка, а в зимнее время к постройке ледяной горки, фигур из снега и заливки мини катка, а так же к изготовлению кормушек и скворечников для птиц.

Для родителей в комнате приема детей (раздевалке) нами оформлены стационарные информационные уголки, из которых родители узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей, специалистов о воспитании, образовании и развитии детей. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, мы сообща составляем график помощи родителей, обговариваем каждое мероприятие, решаем проблемы. Между нами, педагогами, и родителями царит атмосфера мира и теплых взаимоотношений, доверительные отношения. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от нас, педагогов и родителей, и мы, бесспорно, несем ответственность за здоровье и будущее наших детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Она несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, способствует обеспечению безопасности детей, сохранению их физического и психического здоровья и имеет воспитательное значение, развивающие характер, дает возможность каждому ребенку испытывать и использовать свои способности, позволяет проявлять самостоятельность, способствует утверждению уверенности в себе, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества, помогает утверждать себя как активного деятеля. Она воспитывает и развивает его, предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. В формировании предметно-развивающей среды нам, педагогам, не обойтись без активного участия и помощи родителей. В нашей группе предметно-развиваюшая среда так же выступает условием творческого саморазвития личности ребенка. Так как, созданная нами предметно-развивающая среда способствует обогащению учебно-воспитательной работы с детьми, обеспечивает целостность педагогического процесса и качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия наших воспитанников, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей, стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы – т. е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

1. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4

3. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.

4. Доронова. Т. Н. ,Короткова Н. А. "Материалы и оборудование для детского сада".М. ,2003

5. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.

6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

7. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.); Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

8. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.

9. Нишеева Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. - СПб, Детство-Пресс, 2010.-128с.

10. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.

11. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

12. Петровский В. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дошкольное образование в России. М., 1996

13. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003

14. письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";

15. письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");

16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;

17. Требования ФГТ к среде ДОУ (проект)

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по организации предметно-развивающей среды
Опубликовано: 31 мая 2013 в 12:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД