МААМ-картинки

Использование мнемотехники для развития речи дошкольников

Надежда Ковалева
Использование мнемотехники для развития речи дошкольников

Практикум по развитию речи использованием метода мнемотехники) для педагогов.

Задачи: Познакомить коллег с использованием метода мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Публикация «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников» размещена в разделах

В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия, составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемотехнику) включает: римского философа Сенеку, одного из видных деятелей христианской церкви Августина, римского ритора (учителя красноречия) Квинтилиана и др.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время. Более того, методы мнемотехники постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

• перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Мнемотаблицы использую :

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Презентация с использованием ИКТ о развитии речи с использованием метода мнемотехники.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы прослушали с Вами семинар, а теперь я хочу показать Вам некоторые моменты работы с мнемотаблицей.

1. Дети очень полюбили учить стихи с помощью мнемотаблиц.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Короткое видео. Дети учат стихи.

Попробуем выучить детское стихотворение по мнемотаблице.

2 Задание для педагогов. Составить мнемотаблицу для стихотворения.

Для 3х человек по стихотворению. Они составляют мнемотаблицу.

Другие пробуют отгадать стихотворение.

3 задание. Угадайте сказку по мнемотаблице.

«Заюшкина избушка», «Бобовое зернышко», «Курочка ряба», «Колобок».

4 задание. Прочитаем рассказ с картинками, это одно из упражнений мнемотехники.

5 задание. Предлагаю Вам попробовать выучить стихотворение по живой таблице. (2-3 видео на экране).

6 задание. Сейчас, я предлагаю Вам поиграть в Игру «Ассоциации», для развития памяти.

1ком. Дом- стены---…-…-… (Последний участник должен повторить все слова)

2 ком. Лес - … -…-… (Последний участник повторяет слова).

С детьми старшего и подготовительного возраста можно поиграть просто в слова, без ассоциаций. Большинство из них с легкостью повторяет слова.

7 задание.

Некоторые упражнения для запоминания информации

Такие упражнения несложны, доступны каждому, кто хотел бы усовершенствовать свои мнемические способности, т. е. поработать над развитием процессов запоминания и воспроизведения информации. Наиболее яркие из них:

1. Оригинальный метод Цицерона заключается в том, что запоминаемые объекты надо в строго определённом порядке мысленно расположить и закодировать в хорошо знакомом месте или помещении (например, в комнате, столе, автомобиле). В дальнейшем нужно будет просто вспомнить место в помещении и воспроизвести запоминаемую информацию.

2. Упражнение начинается с плетения цепочки ассоциаций, где для старта придумывается любое слово, затем второе и последующие, которые ассоциируются друг с другом. Пример: небо дождь зонт лужа, как в ранее представленном упражнении «Цепочка».

3. Очень интересное и творческое задание «Поиск цепочки ассоциаций» начинается с подбора двух исходных слов, к которым ищется цепочка образов. Связь слов начинается с начального и заканчивается последним. Например, предлагаются два слова: снежинка – метель, на их основе составляется цепочка: снежинка – сугроб – холод — метель.

4. Простая, но полезная связь образов «Сочетание по признаку» строится следующим образом: подбираются два слова, следом подыскивается к ним ещё несколько слов, подходящих к ним по определённым признакам. Например, светлый и тё плый: солнце, день, лампочка, свеча. Это действие доступно и очень полезно для детей.

5. Упражнение «Подходящие слова». Аналогично работаем с связями и подбираем слова, которые взаимодействовали с каждым словом из цепочки одновременно. Предлагаем слова: цветок вода земля, подходящие к ним: сад, клумба, горшок.

6. Упражнение «Необычные ассоциации». Первое слово простое, а вот следующие должны быть оригинальные, неподходящие для него по смыслу. Например, «карандаш», привычная ассоциация – «блокнот». А вот «закрутить волосы» на карандаш необычная ассоциация.

- Изучая метод мнемотехники, я поняла, что им активно пользуются взрослые люди. Хочу Вас познакомить с некоторыми упражнениями для развития непроизвольной памяти. И немного отдохнем.

Физические упражнения для развития непроизвольной памяти

УПРАЖНЕНИЕ «РУКИ»

Закройте глаза, расслабьтесь, приведите себя в состояние

безмыслия, вытяните руки перед собой (можно сидя, можно стоя). Представьте, что к правой руке привязали воздушный шарик, который с силой тянет в небо (все сильнее и сильнее, а к левой — гирю. Соответственно правую руку тянет вверх, а левую вниз. Руки сами должны подниматься и опускаться, без вашего волевого участия.

Задача состоит в том, что это нужно хорошо «увидеть», всеми пятью органами чувств. Нужно натренироваться до такой степени, когда после расслабления и ввода себя в состояние безмыслия вы даете себе мысленную команду и руки двигаются сами. Это позволит приобрести ключ для ввода себя в более глубокое состояние. Не отчаивайтесь,

если сразу не получится. У кого-то может получиться сразу, а у кого-то — через 1—2 недели. Еще одна задача — добиться того, чтобы рука с «шариком» провисала без напряжения 10—15 минут.

УПРАЖНЕНИЕ «ТЕЛО»

Встаньте прямо, расслабьтесь, вглядитесь в себя в состоянии безмыслия и закройте глаза. Представьте, что вас привязали канатом к трактору. Ощутите канат, который стягивает тело. Трактор начинает тянуть вперед, тянет сильнее, еще сильнее. Вас действительно потянуло вперед — поднимайтесь на цыпочки (продолжает тянуть) и, когда начнете падать, выставляйте вперед ногу. То же проделайте, когда тянет вправо, влево, назад, затем под разными углами.

УПРАЖНЕНИЕ «ПАЛЬЦЫ»

На начальном этапе упражнение выполняется лежа, в обычном уже для вас состоянии расслабленности и безмыслия.

Поставьте руку в вертикальном положении на локоть, пальцы также в вертикальном. Представьте, что между мизинцем и указательным пальцем вбивают огромный клин и мизинец начинает отклоняться. Когда мизинец займет крайнее положение — почувствуйте прикосновение дерева к кисти и распространите это ощущение на всю кисть. Затем представьте, что кисть деревенеет, в ней натягиваются

мышцы (мышцы — это волокна дерева) и кисть становится деревянной. Попробуйте сдвинуть пальцы с места, пошевелить ими. Если не удается — вы достигли нужного эффекта. За какое время достигается нужный результат — зависит от того, насколько систематически и серьезно вы

занимались предыдущими упражнениями, от личных способностей, от желания и веры в себя, в свои способности. Теперь представьте, что к руке прикоснулись пухом, ватой, сохраните ощущение прикосновения, усильте образом и ощущениями (не забывайте, что теперь мы воспринимаем мир всеми пятью органами чувств одновременно, распространите на всю кисть — она постепенно расслабится. Но не забывайте, что «клин» вы еще не вынули. Попробуйте припомнить ощущение присутствия «клина» и сдвинуть мизинец в сторону безымянного пальца. Если не получается сдвинуть с места, значит, вы достигли желаемого. Теперь мысленно выньте «клин» и ощутите, как по мере вынимания мизинец занимает вертикальное положение. Если упражнение плохо получается, сделайте из дерева настоящий

клин, поставьте его на место воздействия, запомните этосостояние и попробуйте выполнить упражнение. Обычно после третьего-четвертого раза начинает получаться. После отработки упражнения с мизинцем переходите на другие пальцы и затем на все сразу на обеих руках. Естественно, что такой результат достигается постепенно, путем добавления нагрузки, т. е. количества пальцев. Более эффективному

выполнению всех упражнений помогает предварительной мысленное «проигрывание» упражнения в воображении, т. е. на основе заранее запрограммированного яркого представления и ощущения.

УПРАЖНЕНИЕ «КОЛЕСИКО» ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ

В случае, если освоено предыдущее упражнение, переходите к выполнению этого упражнения. Лежа, введите себя в состояние безмыслия и расслабленности. Представьте (здесь и далее и всегда всеми пятью органами чувств, что к каждому пальцу правой руки (рука на локте, пальцы вертикально) привязаны маленькие канатики, которые начинают тянуть и сгибать пальцы в кулак. Когда пальцы согнутся

примерно до половины, представьте, что они уперлись в стену, которую не могут преодолеть, а канатики притягивают пальцы к стене все сильнее и сильнее. Затем они сильнее перестают тянуть, но крепко держат у стены. Попробуйте пошевелить пальцами. Если не получится — значит, вы достигли нужного эффекта. Не забывайте, что пальцы должны двигаться сами — не силой воли, а силой воображения.

Расслабьте и встряхните их (прикосновение пуха — распространение ощущения расслабления). Теперь вы сможете гораздо глубже (это кроме возможности запоминания через «дорожку» в подсознание) и сильнее ощущать тактильно, всем телом получаемую информацию.

УПРАЖНЕНИЕ «КЛЮЧ»

Часто этот способ используют в психотерапии для проверки внушаемости человека. Растопырьте пальцы на обеих руках и сцепите их вместе в «замок» как можно сильнее. Представьте и почувствуйте как можно ярче, что пальцы начинают деревенеть и срастаться за счет сжатия друг с другом. Представления — по предыдущей схеме — ощутили прикосновение деревом — появилась зона одеревенения — мышцы, как волокна дерева, натягиваются и застывают. Затем окаменение — прикосновение камнем — сохранение ощущения прикосновения — распространение зоны окаменения. Необходимо достичь эффекта, когда вы усилием воли не можете разжать пальцы. В конце упражнения —

расслабление, аналогичное предыдущим упражнениям. Если упражнение плохо получается, это состояние можно «проиграть» с помощью физического упражнения. Сцепите пальцы в замок и постепенно сжимайте сильнее (сдавливая руки друг к другу, еще сильнее, еще сильнее. Сжимайте в течение 3—5 минут. Затем, прекратив сжимать,

попытайтесь разнять. Если вы постепенно наращивали напряжение в течение 3—5 минут — разнять будет сложно. Нужно будет специально расслаблять пальцы. Запомните это состояние и проделайте его мысленно.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОРАБОТКА ВЕК»

Расслабьтесь, введите себя в состояние безмыслия. Ваша задача — ввести себя в состояние, когда усилием воли, мышечным напряжением вы не сможете открыть глаза. Необходимо лишь подобрать соответствующий образ. Например, веки срастаются сильнее, еще сильнее, срослись и одеревенели. Прочувствуйте, как появилась зона одеревенения и распространилась на веках. Веки склеились, их

заклеили сверху пластырем и т. д. После достижения указанного результата — полное расслабление век.

Интересное.

Медвежонок Ветчину Закусил Малиной,

Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный

Это стихотворение позволяет запомнить порядок планет

Солнечной системы — Меркурий, Венера, Земля, Марс,

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Известная запоминалка "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан" позволяет запомнить последовательность цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, феолетовый.

последовательность падежей русского языка:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку

Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный

Мнемонические фразы

Русский язык

Исключения

Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь

Цыган на цыпочках цыплё нку цыкнул: «цыц»мнемофраза для запоминания слов с ы после ц

Оловянный, деревянный и стеклянный — «в школьном окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет)

У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется о и ё.

Надеваю одежду, одеваю — надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать».

Горению творца поклоняйся — для запоминания употребления корней «гар»-«гор», «твар»-«твор» и «клан»-«клон».

Автомотовелофототелерадиомонтёр — все эти приставки пишутся слитно.

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный» — в этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «т» между «с и н».

Психиатр и педиатр пошли в театр - в этой фразе собраны слова, где между "т" и "р" нет никакой буквы.

Стихотворение, с помощью которого школьники в дореволюционной россии запоминали слова с ятем) :

Бдный бглый блый бсъ

Пообдать бгалъ в лсъ

Блкою по льду он бгалъ,

Рдькой с хрномъ пообдалъ.

Пообдавъ, далъ обтъ,

Далъ обтъ надлать бдъ.

«ростовщик ростислав поехал в город ростов, чтобы заниматься разной отраслью. По дороге ему попались росток, переросток и мальчик-подросток» — исключения на слова с корнем «рас», «рос».

В мнемотехнике есть несколько методов запоминания. Вот два метода, которые, я считаю, подойдут в работе с детьми.

Метод «цепочки» (поиграть)

Один из простейших мнемотехнических приемов. Суть состоит в попарном соединении образов в определенной последовательности.

Очень удобен при запоминании списка продуктов. Сначала смысловой ассоциацией свяжем мыло со стиральным порошком. Затем придумываем нелепую картину, как намыливаем помидор. Его связываем с другими овощами из списка, например, с сельдереем. Представим еще одну нелепую ассоциацию, что стебель сельдерея – шпага, которая сражается с палкой колбасы. Так мы не забудем зайти в колбасный отдел.

Запоминание иностранных слов

Чаще всего при запоминании лексики иностранного языка используют метод Аткинсона. Классический пример, на котором разбирают этот способ: запоминание английского слова pillow (подушка).

Мы находим фонетическую ассоциацию, которая похожа по произношению на «pillow». Первое, что приходит в голову многим – это пила. Затем у себя в голове мы используем уже смысловую ассоциацию и представляем в паре пилу и подушку. Используем пять золотых правил ассоциации и рисуем нелепую картину, как мы пилим пуховую подушку. Представьте, как летят перья во все стороны, как одной из них даже попало вам в нос, и вы чихнули. Детальная визуализация очень важна, поскольку ваши эмоции только укрепят процесс запоминания. При этом Анастасия советует нам не увлекаться – это ведь ассоциация одного слова, а не всей книги.

Если в общении с иностранцем у вас возникнет необходимость сказать на английском слово «подушка», вы вспомните, что в нашей ассоциации мы пилили подушку. В памяти мгновенно воспроизводится нужное слово – pillow. Метод Аткинсона применим и для более длинных и сложных слов, например, entertainment. Сложное слово можно разбивать на части и сочетать друг с другом сразу две ассоциации.

«Мнемотехника – одно из самых перспективных направлений, которое действительно позволяет развивать мышление. Важно, что люди, которые регулярно использую эти методы в быту, автоматически расширяют резерв своей памяти». Допустим, если мы три раза запомним список из семи-десяти покупок с помощью ассоциаций по методу цепочки, то в одиннадцатый раз мы даже не будем строить ассоциативные ряды, а быстро запомним, что написано на листочке с первого раза.

Поначалу использовать метод ассоциаций покажется сложно, и это действительно так. Кто знает, может, скоро использование этих методов будет вашим любимым занятием, чтобы отвлечься от рутины трудовых будней.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий и образовательных конструкторов для развития речи дошкольниковИспользование информационно-коммуникационных технологий и образовательных конструкторов для развития речи дошкольников Представление опыта работы по использованию информационно-коммуникационных технологий и образовательных конструкторов для развития речи.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОВЗ Слайд 2 "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы по проблеме: «Использование приемов и методов.

Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Использование экспериментов для развития диалогической речи дошкольников «Юные исследователи» Цель: расширить представление о дереве, его качествах и свойствах. Задачи: Обучающие: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами.

Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников Ход: В наше время остается проблема развития речи детей. Она выражается в следующем: 1. Маленький словарный запас детей. 2. Бедная речь,.

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» Проект Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» Актуальность проекта:. Проблема развития связной речи.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников Слайд 1. Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается.

Эффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. Из опыта работыЭффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. Из опыта работы Эффективность мнемотехники для развития речи дошкольников. [/b] Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники для развития речи дошкольников
Опубликовано: 19 мая 2017 в 21:07
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД