Папки-передвижки

Об утренней гимнастике как средстве закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников

Тамара Цыпкина
Об утренней гимнастике как средстве закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников

Беседы о здоровье человека актуальны с незапамятных времен и собирают огромное количество участников. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, высокой умственной и физической работоспособностью и полный сил будет стремиться осуществить самые смелые замыслы, взгляд его будет устремлен в будущее и, невзирая на профессиональные и бытовые трудности, осуществит намеченное и достигнет поставленных целей.

Человеческое общество достигло высочайших вершин во многих областях науки и техники, медицины и в освоении космоса, но эти темпы его развития требуют не только высоких интеллектуальных, но физических качеств человека, а именно крепкого здоровья.

Публикация «Об утренней гимнастике как средстве закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников» размещена в разделах

Здоровье – это важнейшая характеристика человеческого и трудового потенциала, человеческого капитала. Экспертами ВОЗ доказано, что улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения ведет к ускорению экономического развития государства, росту его валового национального продукта [3].

Современное Государство приложило гигантские усилия, направленные на оздоровление нации и окружающей среды.

Одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важности не только в нашей стране, но и в мире в целом остается здоровье детей, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а не имеющих отклонении в здоровье — снизилось в 3 раза, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

Также проведен анализ результатов профилактических медицинских осмотров детей (383 чел., в т. ч. 200 мальчиков и 183 девочек, посещавших старшие и подготовительные группы 6 ДОУ (руководители исследований д. м. н. П. И. Храмцов и д. м. н. профессор Е. Н. Сотникова) [9]. Осмотры проводились врачами специалистами детских поликлиник, к которым прикреплены ДОУ, выполнялись антропометрические измерения и анализы. В результате установлено, что 17,3% детей являются абсолютно здоровыми (I группа здоровья, 29,4% имеют лишь функциональные отклонения (II группа здоровья, 52,8% детей страдают хроническими болезнями в стадии компенсации (III группа) и 0,5% – хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (IV группа здоровья). Распространенность функциональных отклонений среди детей дошкольного возраста составляет 1425,6‰, в т. ч. среди мальчиков – 1545‰, среди девочек – 1295,1‰.

Немаловажную роль в воспитании здорового члена общества отводится ДОУ, вошедшим в историю России более 150 лет назад и на протяжении всего этого времени приоритетным направлением их деятельности является укрепление здоровья дошкольников.

Детские дошкольные учреждения, согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», являются уровнем общего образования, и это значит, что они теперь должны работать в соответствии со стандартами.

ДОО, которые является первой ступенью образования, призваны совместно с семьей создавать благоприятные условия для воспитания здорового образа жизни у ребенка-дошкольника. ДОУ разрабатывает, апробирует, конструируют и реализует современные здоровьесберегающие программы и методики, и поэтому ДОО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

О качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая составляющая. Когда речь идет о здоровьесбережении в условиях детского сада, гигиенисты имеют в виду, прежде всего, рационально организованный учебно-воспитательный процесс, который организован с соблюдением условий, гарантирующих гармоничное физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья.

Чтобы вышеперечисленное не осталось просто декларацией, нужно преодолеть негативные тенденции в состоянии здоровья детей, уйти от единообразия и унифицированности образования, создать условия для вариативной и личностно-ориентированной педагогики. Принципиально важно обеспечить возможность реализации только таких образовательных программ, которые удовлетворяют требованиям укрепления и физического и психического здоровья детей.

В современных программах одной из главных задач физического воспитания является развитие у детей основных движений и, в первую очередь, ходьбы и бега, как основных способов передвижения человека.

Они помогают ребенку знакомиться с окружающим миром, активно воспринимать его, обогащать свои представления о нем. Движения оказывают благоприятное воздействие на физиологическое и всестороннее развитие детей.

Академик К. М. Быков говорит: «Действительно, без мышечных движений невозможно ни познание природы, ни тем более, переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания» [3].

Забота государства о здоровье населения, большой процент больных детей, несовершенство законодательных актов, - все это подтолкнуло к созданию ФГОС - нового стандарта, направленного на развитие дошкольного образования в Российской Федерации [1]. Основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Одной из пяти образовательных областей является «Физическое развитие», где перечислены виды двигательного поведения ребенка.

Одним из целевых ориентиров ФГОС и задачей приоритетной образовательной области является, то что у ребёнка не только развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, а в частности ходьбой и бегом, но и правильно может их выполнять, может контролировать свои движения и управлять ими.

Также многое зависит от воспитателя, от его умения в соответствии с ФГОС так сформировать предметно-развивающую среду, чтобы создать условия для формирования у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивать инициативность и обеспечить самореализацию через различные виды деятельности.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира…. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы….» Е. И. Тихеева [7]. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии ФГОС : развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения и т. д.

Однако не все дошкольные учреждения в достаточной степени укомплектованы квалифицированными кадрами, отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых во ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких как труд, здоровье, физическая культура и др.

Слабая включённость родителей в образовательный процесс, невладение формами взаимодействия и проектной деятельностью в дошкольном образовании, навыками коллективного планирования, отсутствие навыков разработки целевых программ, программ.

Недостаточно оснащены группы, изношенный материал, воспитатели консервативны, - не многие способны быстро перестроится под новые требования.

В педагогическом процессе не отработаны приемы при серьезных изменениях, больших количествах детей, загроможденности групп. Все эти противоречия препятствуют освоению и реализации ФГОС.

В тоже время ребенок ведет малоподвижный образ жизни, практически не играет на дворе, в спортивные игры, проводит все свое свободное время у экрана телевизора или компьютера. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин. К такому мнению приходят многие ученые, в частности Мелехов, Калмыков, Быков. По их мнению, одной из задач воспитания является развитие основных движений, в частности, ходьбы и бега, закрепление этих навыков, хорошая координированность при их исполнении, уверенность при ходьбе, комфортность при выполнении. Ходьба и бег составляют важную жизненную необходимость, основу для развития ребенка, они помогают ему знакомиться с окружающим миром, активно воспринимать его, обогащать свое представление о нем. Развитие движений ребенка зависит от окружающих его условий и прежде всего, от соответствующего воспитания и обучения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Малые Олимпийские игры-2014» в детском саду «Солнышко»Краткосрочный проект «Малые Олимпийские игры-2014» в детском саду «Солнышко» С 10 по 15 февраля в нашем детском саду "Солнышко" прошла традиционная неделя "Малых Олимпийских игр". Была проведена большая подготовительная.

Презентация на тему: «В здоровом теле — здоровый дух» Данная презентация участвовала в Муниципальном конкурсе "Моя здоровая семья". Презентация называется "В здоровом теле - здоровый дух". В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Об утренней гимнастике как средстве закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников
Опубликовано: 30 марта 2015 в 12:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД