МААМ-картинки

Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий

Анна Владимировна Бражник
Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий

Слайд № 1

Вашему вниманию предлагается презентация на тему: «Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий»

Актуальность темы определяется тем, что ведущая роль в развитии ребенка – это связная речь. В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей с недоразвитием речи, у которых возникают затруднения в овладении навыками связной контекстной речи. Это обусловлено нарушением разных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического. Наличие вторичных нарушений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т. д.) создают для этих детей дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Публикация «Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий» размещена в разделах

Также остается актуальной проблема поиска инновационных подходов в развитии речи детей.

Предлагаю рассмотреть методы воздействия на речь ребенка. Слайд №2

Традиционные методы – проверенные временем методы, приемы и инструменты, направленные на достижение поставленной цели.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

Инновационные методы - это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

А теперь я хочу остановиться на методах и технологиях, способствующих развитию речи.

Слайд № 3

- Артикуляционная гимнастика;

- Логопедический массаж, самомассаж или взаимомассаж (языка, ушных раковин, лица, верхнего плечевого пояса);

- Дыхательная гимнастика;

- Музыкотерапия, звукотерапия;

- Ароматерапия, хромотерапия;

- Логоритмика (действия сопряженные с речью и музыкой);

- Разнообразные вопросы, планы, схемы, мнемотаблицы, изображения;

- Разнообразные речевые игры и упражнения («Один-много», «Скажи ласково», «Исправь ошибку», «Цепочка слов», «Продолжи рассказ» и др., направленные на развитие определенных компонентов речи;

- Куклотерапия, сказкотерапия, либропсихотерапия (лечебное чтение);

- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж и взаимомассаж кистей рук; су-джок терапия и др.) сопряженно с речью;

- Инновационные технологии (презентации, детские компьютеры и планшеты, компьютерные игры, интерактивные игрушки - «Повторюшки», говорящие микрофоны, куклы и др.).

Использование нетрадиционных и инновационных подходов в своей работе позволяет мне повысить мотивацию детей к занятиям, максимально использовать их потенциал, тем самым повысить качество речи у дошкольников.

Давайте рассмотрим методы и технологии более подробно.

Слайд № 4

Артикуляционная гимнастика-комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения.

Слайд № 5

Дыхание – важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем.

Слайд № 6

Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека, который помогает успокоить, снять боль и напряжение; стимулирует или наоборот расслабляет определенные группы мышц, способствует умственному, речевому и физическому развитию детей.

В работе с детьми, имеющими речевую патологию, широко используют:

массаж рефлексогенных зон: кистей, стоп, аурикул (ушные раковины);

логопедический массаж;

самомассаж;

взаимомассаж.

Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению — возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Аурикулярный массаж помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память.

Логопедический массаж – это метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, способствует сокращению сроков коррекционной работы.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией, взаимомассаж - это массаж, выполняемый детьми в паре или подгруппе. Эти виды массажа способствуют развитию образного мышления, памяти, укреплению речевого, умственного и физического здоровья детей, а также сплочению детского коллектива.

Слайд № 7

Виды арт-терапии:

музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

сказкотерапия;

куклотератия;

мнемотехника;

креативная игротерапия (песочная терапия);

смехотерапия;

ароматерапия;

цветотерапия (хромотерапия).

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Давайте остановимся на некоторых видах арт-терапии подробнее.

Слайд № 8

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений; коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи.

Слайд № 9

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

Повысить интерес к обучению, улучшить память, сосредоточиться помогут ароматы базилика, розмарина, мелиссы, чабреца, розы и др.

Для уменьшения усталости, снижения утомляемости можно использовать ароматы корицы, мяты, гвоздики, бергамота, сосны, лимона, можжевельника.

Непоседливых детей успокоит запах мускатного шалфея, лаванды, сандалового дерева.

Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией.

Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

Виды ароматерапии:

• ванны;

• распыление;

• ингаляциия;

• массаж.

Слайд № 10

Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус, либо успокаивает. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер.

Например:

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет. Отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.

Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение и оказывает благотворное влияние на соматически ослабленный детей.

Желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

Слайд № 11

Логоритмика - это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Слайд № 12

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Слайд № 13

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия, куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Слайд № 14

Мелкая моторика

Массаж и множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых есть и упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, активизируют речевые зоны в коре головного мозга. Поэтому нужно уделять им достаточно времени, потому что совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Я хочу назвать некоторые виды игр и массажа с нетрадиционным использованием предметов:

игры с крупными бигуди;

игры с длинными бигуди;

игры с прищепками;

массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

игры с шестигранными карандашами;

массаж камнями;

массаж приборами Су-Джок терапии и др.

Слайд № 15

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии :

связной речи;

ассоциативного мышления;

зрительной и слуховой памяти;

зрительного и слухового внимания;

воображения;

ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд № 16

Инновационные технологии для развития речи, такие как:

интерактивные игры и игрушки;

презентации;

детские компьютеры и планшеты;

говорящие микрофоны, куклы и др.

Которые способствуют:

- формированию необходимых речевых навыков, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;

- развитию памяти : зрительной, слуховой, моторной;

- развитию произвольного и не произвольного внимания;

- повышению уровня мотивации к обучению;

- развитию мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой;

- формированию и развитию совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов;

- повышению самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;

- расширению объема получаемой информации;

- развитию таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость, достижение поставленной цели.

Слайд № 17

Но, нужно учитывать правила и особенности проведения интерактивных мероприятий для детей:

- занятия проводятся обязательно под присмотром педагога;

- речевой материал и другие развивающие игры подбираются в соответствии с возрастом, поставленными целями и задачами;

- количество: не более 1 раза в течение дня и не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности (ВТ, СР, ЧТ);

- непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр не должна превышать 10 -15 минут, в зависимости от возраста;

- продолжительность занятия с использованием компьютера для детей, после перенесённых заболеваний в течение 2-х недель, уменьшается до 7-10 минут;

- экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

- ребёнок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

- недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.

На представленных сайтах вы найдете познавательные игры для развития речи детей.

Как показывает опыт, использование комплексного подхода и нетрадиционных форм в работе с детьми по развитию речи, в том числе в формировании связной речи, позволит повысить качество и эффективность педагогического воздействия, по сравнению с использованием традиционных форм работы.

Слайд № 18

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Реализация здоровьесберегающих инновационных технологий в образовательном процессе для качественного развития дошкольников Якубенко А. И. Инструктор по физической культуре высшей категории ГККП №4 «Березка» город Уральск Западно – Казахстанская область Забота.

Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием.

Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном.

Использование инновационных технологий в познавательно — речевом развитии дошкольников Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна сколько – нибудь сложная форма психической деятельности.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием инновационных технологий Цель: закрепить знание детей о различных видах посуды, её названии, использовании в быту. Коррекционно-образовательные задачи: • Уточнить.

Коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий «Коррекция речи дошкольников по средствам информационно - коммуникационных технологий» В настоящее время в системе дошкольного образования.

Мастер-класс «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Мастер-класс «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: познакомить с видами нетрадиционных пальчиковых.

Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий Актуальность. Одной из основных задач примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством социо-игровых технологий «Развитие речи детей дошкольного возраста через социо-игровые технологии». МДОУ д/с «Малышок» учитель-логопед: Минеева Л. А. В последние.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у дошкольников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий
Опубликовано: 17 мая 2016 в 19:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД