Айгуль Худайгулова
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Что такое антонимы?»
Презентация технологическая карта по русскому языку по теме "Что такое антонимы?" УМК "Школа России"
Технологическая карта урока
1. Ф. И. О. учителя Худайгулова А. А.
2. Класс : 2__
3. Предмет: русский язык
4. Тема урока : «Что такое антонимы»
Публикация «Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе „Что такое антонимы?“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
5. Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по теме
6. Планируемые результаты: учащиеся научатся находить антонимы в тексте и объяснять их роль, подбирать антонимы к словам разных частей речи
7. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) :
1) систематизировать представления учащихся о словах, противоположных по значению, дать понятие «антоним»
2) способствовать развитию логического мышления, внимательности, умения сравнивать и обобщать данные, коммуникативных навыков при работе в парах
3) создать условия для воспитания коллективизма, культуры речи через употребление антонимов, трудолюбия
8. Ресурсы: учебник, словарь антонимов М. Р. Львова, компьютер, мультимедиа - проектор, экран, карточки с заданием, сигнальные карточки, магнитола
Этап
урока Время Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формируемые УУД
Осуществляемые
действия Осуществляемые
действия Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1. Органи-зационный 1 мин
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Приветствие «Ладошка к ладошке».
- Здравствуйте, дорогие ребята! Тепло души своей передайте товарищу через ладошку! Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами!
-Запишите в тетрадях дату, «Классная работа». Учащиеся, прикасаясь ладошками в паре, настраиваются на работу. Развитие умения создать психологический комфорт для сотрудничества
2. Актуализация знаний. 1 мин. -Давайте повторим, что мы проходили на прошлом уроке.
-Какие слова называются синонимами?
-Чем отличаются синонимы друг от друга.
-Какова роль синонимов в нашей речи? (Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной).
Вспоминают тему прошлого урока, отвечают на вопросы учителя.
3. Постановка темы и цели урока.
4 мин Подводит детей к формулированию темы и цели урока.
- К нам на урок пришел гость. Это миньон по имени Кевин. Кевину
предлагалось сравнить разные предметы. У него получились такие высказывания:
Этот пруд глубокий, а тот чистый.
Эта ягода горькая, а та спелая.
Этот дом просторный, а тот новый.
-Всё ли вам нравится в этих предложениях? (Кевин неправильно сравнил)
Исправим эти предложения.
-Какие значения у слов глубокий и мелкий? (противоположные)
-Эти слова похожи на синонимы? Значит, это другие слова.
-Чтобы узнать, как такие слова называются, нам нужно решить ребус.
- Значит, тема нашего урока сегодня…Может, кто-то знает, что такое антонимы?
Какие бы вы поставили цели для себя на уроке? Чему хотели бы научиться?
(слайд 3,4)
- Давайте прочитаем правило на странице 33 учебника. Обучающиеся делают задание и
определяют тему урока («Что такое антонимы») и цели (проверка по презентации).
Читают правило, с. 33 (учеб.)
Учатся ставить новые учебные задачи. Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать.
Осуществлять подведение под понятие на основе анализа, распознавания объектов и выделения существенных признаков.
4. Освоение нового материала.
10 мин 1) Выявляет необходимость применения антонимов в речи.
- Для чего в нашей речи мы употребляем антонимы?
-Что можно сделать с их помощью? Например, по чтению сравнивать персонажей, да?
(на доске) Учитель предлагает устно сравнить персонажей сказок. А в математике что сравниваем? Где еще в жизни нам приходится сравнивать? (в магазине, в работе и т. д.)
2) Работа в парах
Задание «Найди антоним»
- На ваших партах лежат карточки со словами, вам нужно будет найти антонимы к этим словам.
Дети отвечают, какая речь будет с антонимами, что можно с их помощью сравнивать что-нибудь.
Дети отвечают, сравнивая героев.
Отвечают:
-Отрезки, множества, фигуры, товары, результаты работы.
Обучающиеся в паре ищут антонимы к словам, предлагают классу свои варианты, комментируют орфографию, осуществляют взаимопроверку записей в тетрадях. (ставят на поле отметку, сигнальной
карточкой показывают уровень выполнения работы (зеленая – без ошибок, красная – были недочеты).
Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу.
Учатся владеть диалогической формой речи, отвечая на вопросы учителя.
Учатся договариваться и приходить к общему решению, контролировать действия партнера.
5. Первичное закрепление.
10 мин
1) Работа в группах
Проверка усвоения понятия «антоним».
- Ребята, сейчас вы попробуете найти антонимы в тексте. Повторим, что такое антонимы.
Поиск антонимов в тексте Повторяют определение антонимов
В группах ищут антонимы в тексте. Планировать свои действия в соответствии с задачей. Устанавливать причинно – следственные связи и строить речевое высказывание.
Учатся искать необходимую информацию в учебной литературе.
6. Физминутка 1 мин Игра «Всё наоборот»
Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1)Опустите руки вниз.
2)Поднимите руки вверх.
3)Поворот туловища вправо.
4)Поворот туловища влево.
5)Закройте глаза (откройте) .
6) Посмотрите вдаль.
7)Встаньте.
8)Присядьте.
Обучающиеся выполняют упражнения с точностью до наоборот.
4 мин 2)«Составь пару»
Учитель организовывает работу в сменных парах (3 пары) по определению необходимых антонимов.
Слова: 1)Вверх – вниз, 2) друг –враг,3) бежать – стоять. Дети берут листочки на парте и бегут к доске (по номерам, читают своё слово и ждут товарища с его антонимом, пара у доски решает, являются ли антонимами их слова и прикрепляют их на доску, если нет – кладут на стол учителя. Учатся проводить сравнение, устанавливать аналогии, анализировать.
7. Самопроверка.
3-5 мин Интерактивное задание.
Задание на сопоставление антонимов.
Самостоятельная работа обучающихся. Самопроверка. Сигналят, кому как удалось сделать задание. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
8. Подведение итогов урока. 3-5
мин - Ребята, какую тему мы сегодня проходили? Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?
- Теперь посмотрите на слайд и каждый по очереди продолжите предложения.
Оценивание работы учащихся на уроке.
- А теперь давайте оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Если вам понравилась ваша работа, то хлопните в ладоши, а если нет, то топните ногой.
Рефлексия. Оценивают свои достижения, впечатления и неудачи в работе. (Рефлексивный экран).
Оценка работы в паре (учащиеся обсуждают и показывают сигнальной карточкой уровень успешности) Контроль результатов, соотнесение их с целью работы.
9. Домашнее задание. 1 мин - Домашним заданием будет записать 10 пар антонимов в своих тетрадях, а также вы можете нарисовать двух персонажей противоположных друг другу и рассказать словами-антонимами о них.