МААМ-картинки

Причины возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Алла Денисова
Причины возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние условия. У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

Основные причины патологии детской речи:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

Публикация «Причины возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго- энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства. Нередко, например, глисты и коклюш вызывают заикание, а рахит – задержку в развитии речи и косноязычие. Глисты вредно действуют на высшую нервную деятельность путем выделения токсинов, механическими же раздражениями кишечника они повышают возбудимость нервной системы. Коклюш нарушает дыхательную и голосовую функции (судорожные спазмы) и создает невротическое состояние (чувство страха перед припадком). И то, и другое приводит к расстройству речи. Рахит, являясь одним из видов нарушения обмена веществ, в тяжелых случаях вызывает резкие деформации костей органов артикуляции, а также черепной коробки, в связи с чем деформируется и сам мозг, нарушаются условия его питания. В результате чего у ребенка может возникнуть косноязычие, запоздалость развития речи и психики в целом.

Особенно вредно отражается на развитии речи ребенка – расстройство пищеварения и питания, т. к. при этом резко падает образование условных рефлексов. В этих случаях новые речевые рефлексы (звуки, слова, фразы) образуются медленно, отличаются неустойчивостью, часто надолго пропадают, а затем медленно восстанавливаются; звуки и слова плохо дифференцируются и поэтому долго смешиваются, речь становится невнятной, нечленораздельной.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание, могут обусловить нарушения различных сторон речи. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии (а оно необходимо для полноценного обучения в школе) в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся:

а) семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

б) семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха (у одного или обоих родителей);

в) семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;

г) семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию (кислородное голодание, природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет периодическая госпитализация женщин с отрицательным резус-фактором, диспансеризация женщин, страдающих хроническими заболеваниями, диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Почему ребёнок плохо разговаривает? Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Причины возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 21:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД