МААМ-картинки

Приложение к программе №1;2.

Анна Любивая
Приложение к программе №1;2.

Приложение № 1.

Характеристика возрастных психофизических особенностей детей

Возрастные особенности развития детей от 1 года до 2 лет.

Ежемесячная прибавка в весе 200 – 250 граммов, в росте – 1 см. Продолжает совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3 – 4 часа, двух лет 4 – 5.5 часа. Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

Публикация «Приложение к программе №1;2,» размещена в разделах

Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом и словами, их обозначающими, формируются в 6 – 10 раз быстрее, чем в конце первого года. Понимание речи по-прежнему опережает умение говорить. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20 – 30 словам. После 1 года 8 – 10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит из 200 – 300 слов. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми часто общается, некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Закрепляется и углубляется потребность общения со взрослыми. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения.

Возрастные особенности развития детей от 2 до 3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Интенсивно развивается активная речь детей. Идет освоение основных грамматических структур. Активный словарь достигает 1500 слов. Речь становится средством общения. Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки. Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Начинает складываться произвольность поведения.

Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет.

В возрасте 3 – 4 лет общение ребенка становится вне ситуативным, игра становится ведущим видом деятельности. Развивается перцептивная (индивидуальная) деятельность, память, внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, развивается воображение. Наблюдается соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях, развивается самооценка.

Возрастные особенности развития детей от 4 до 5 лет.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность, усложняется конструирование. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Совершенствуется ориентация в пространстве, возрастает объем памяти, складывается произвольное запоминание. Начинает развиваться образное мышление, воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности.

Возрастные особенности развития детей от 5 до 6 лет.

В этом возрасте игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Наблюдается организация игрового пространства, действия детей в играх становятся разнообразными. Это возраст наиболее активного рисования. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, совершенствуется обобщение, что является основой словесно-логического мышления. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, речь, образ Я.

Возрастные особенности развития детей от 6 до 8 лет.

Игровые действия становятся наиболее сложными, игровое пространство усложняется. Дети владеют обобщенными способами анализа. Продолжает развиваться восприятие, развивается образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, воображения, внимания. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

Приложение № 2

Региональный компонент.

Программа «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном виде», окружающих людях и себе самом.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

• создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

• создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

• осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

• выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Занимаясь экологическим воспитанием детей, ДОУ использует программу «Юный эколог» С. Н. Николаевой, ориентированную на развитие экологической культуры дошкольников. Программа «Юный эколог» базируется на следующих положениях:

1. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).

2. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В программе представлено шесть разделов, каждый разбит на подразделы.

В каждом подразделе имеются две позиции: «знания» и «отношение». Усвоение материала детьми воспитатель обнаруживает по детским проявлениям, которые представлены во всех разделах позиции «отношение». Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

1. постепенное - в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов при-роды, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;

2. первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем - объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;

3. постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;

4. широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности - систематическое включение их в сенсорное об-следование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ, различные виды изо деятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;

5. подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, - использования сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.

Реализация материала программы осуществляется через разные виды практической деятельности:

• выращивание растений;

• поддержание необходимых условий для животных;

• зимняя подкормка птиц;

• ведение календарей природы;

• опытничество;

• изготовление самодельных книг о природе;

• участие в подготовке и проведении акций.

К программе «Юный эколог» созданы технологии экологического воспитания детей в каждой возрастной группе детского сада.

Технологии экологического воспитания.

Экологическое воспитание

детей младшего дошкольного возраста (1 – 3 года)

Успех в экологическом воспитании малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

• ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1 -2 недель в разгар зимней подкормки;

проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

• проведение экологических занятий один раз в две недели;

• проведение экологических досугов.

Экологическое воспитание детей

средней группы (4 – 5 лет)

Дошкольники этого возраста отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками

самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной

особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель чаще использует ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

Технология экологического воспитания детей этого возраста имеет следующие структурные компоненты:

• циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл включает 4-6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте;

• ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;

• совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;

• подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;

«огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях, еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

• чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков;

• чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

• еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

• проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Экологическое воспитание детей

разновозрастной группы (5 – 8 лет)

Дети этого возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями. Овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания.

Технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста имеет и сходство, и отличие от системы предыдущего года.

В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Это же самое относится к циклам наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными). Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты (например, лук выращивается тремя различными способами: при наличии всех необходимых условий, в темноте, в холоде). Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы.

Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная деятельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы - это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных.

Новой формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы: «Зеленая елочка - живая иголочка» (с начала декабря до середины января, «Украсим Землю цветами» (приурочена ко Дню Земли - 22 апреля).

Таким образом, технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т. е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Общая направленность представленных технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:

• ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года;

организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений, практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ, природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов, деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами, отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование);

• широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения;

совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;

• систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;

• регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах;

• оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

Диагностика экологической воспитанности детей (индивидуально или фронтально) проводится дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая. Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого - педагогической работы.

Публикации по теме:

Приложения к рабочей программе практико-экспериментального кружка «Почемучки» Приложение № 1. «Узнаем, какая вода?» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества,.

Приложения к рабочей программе практико-экспериментального кружка «Почемучки» Приложение № 11 Пластмасса, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности,.

Приложения к рабочей программе практико-экспериментального кружка «Почемучки» Приложение №21 Тема: что плавает? Что тонет? Задачи: учить самостоятельно делать выводы ; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать.

Приложение к проекту «Дорога и мы» ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ по правилам дорожного движения «Светофор» Игра проводится на участке детского сада. Обозначаются две пересекающиеся дороги,.

Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить Вас с учебно-тематическим планом проведения русских народных праздников во второй младшей группе.

Приложение к рабочей программе «Музыка». Совместная деятельность музыкального руководителя с семьей Приложение к рабочей программе №3 Совместная деятельность музыкального руководителя с семьей Содержание форма организации Группа Сроки.

Приложение к рабочей программе «Музыка». Досуговые и культурно-массовые мероприятия на 2016–2017 г. Приложение к рабочей программе №4 Досуговые и культурно-массовые мероприятия на 2016-2017 г. Месяц Форма работы Тема мероприятия Группа.

Средняя группа. Приложение к программе «Воспитание духовности». Весна. Осень Учебно-тематический план. Средняя группа. Тема:Весна. Задачи:Знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных через.

Тематический план проведения праздников в средней группе. Приложение к программе «Воспитание духовности». Тематический план проведения праздников в средней группе. Октябрь. ЗАДАЧИ: Знакомство с пословицами, поговорками, загадками об осени, с.

Учебно-тематический план «Весна. Лето». Приложение к программе «Воспитание духовности» (вторая младшая группа) Учебно-тематический план. Вторая младшая группа. Тема. Весна. Задачи:знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приложение к программе №1;2.
Опубликовано: 18 ноября 2016 в 11:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД