Лучший педагог года

Применение нейропсихологической диагностики в ДОУ

Жанна Сухачева
Применение нейропсихологической диагностики в ДОУ

Применение нейропсихологической диагностики в ДОУ.

Нейропсихологическая диагностика (нейропсихологическое обследование) — исследование психических процессов с помощью серий специальных методик и проб. В ходе диагностики определяется морфо- функциональное состояние мозга, квалифицируются нарушения и выявляются количественные характеристики состояния высших психических функций (ВПФ, происходит их топическое соотнесение с определенными областями мозга. Также можно определить целостный синдром нарушения ВПФ, который может быть обусловлен тем или иным нарушением одного или нескольких факторов, уровень реализации психических процессов, латерализацию патологического процесса. В ходе нейропсихологической диагностики выявляются поврежденные и сохранные звенья психической функции. После диагностики при выявлении патологии или дефектов осуществляется нейропсихологическая коррекция. В настоящее время, большинство российских нейропсихологов используют луриевские методы нейропсихологической диагностики состояния высших психических функций человека.

Публикация «Применение нейропсихологической диагностики в ДОУ» размещена в разделах

Нейропсихология- область науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Рассматривает соотношение мозга и психики.

Основоположник отечественной нейропсихологии - А. Р. Лурия, развивая идеи Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов - теоретическую основу нейропсихологии. По инициативе А. Р. Лурия начало складываться еще одно новое направление -нейропсихология детского возраста. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей. Как показывают клинические наблюдения, в раннем детском возрасте поражение коры левого полушария, как правило, не сопровождается характерными для взрослых нарушениями речевых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы поражения правого полушария мозга. Возникла необходимость специального изучения "детских" нейропсихологических симптомов и синдромов, накопления и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по адаптации к детскому возрасту методов нейропсихологического исследования и их стандартизации.

Принципы и методы нейропсихологической диагностики детей и взрослых во многом совпадают, но вместе с тем имеет важные различия. Основной причиной этих различий является то, что те ВПФ, которые у взрослых имеют достаточно завершенную психологическую структуру и определенную мозговую локализацию, у детей находятся в стадии формирования. В их осуществлении принимает участие гораздо большее число мозговых зон, чем у взрослых. ВПФ у детей имеют более развернутую структуру и более разветвленную мозговую локализацию. Вместе с тем целый ряд функций созревает у детей рано. Поэтому их мозговая организация даже в дошкольном возрасте совпадает с той, что характеризует мозговую деятельность взрослых.

Ранняя диагностика и коррекция, опирающаяся во многом на активное развитие мозга, на пластичность церебральных систем ребенка, обусловленную отсутствием жестких внутримозговых связей, могут сделать чудеса. Но следует помнить, что по мере взросления ребенка это волшебство тает на глазах.

Те усилия, которые непременно увенчаются успехом в 5 —7 лет, в 9 лет дадут сомнительный результат, а в 12 — могут не дать желаемых результатов.

Наша работа начинается с диагностики. В данном случае, мы используем методику нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста (Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.). Это комплекс нейропсихологических проб, адаптированный к дошкольному возрасту. Обычные методики не дают возможности прогноза будущих школьных трудностей, поскольку не предусматривают качественного описания психологической структуры психических процессов и причин, определяющих их высокий или низкий уровень сформированности. Результаты проводимой нами диагностики позволяют нам выявить группу риска возможных будущих осложнений при обучении в школе. На основе полученных данных мы строим Программу занятий с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Построение программы идёт в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе. Мы воспроизводим эти этапы. Начинаем с двигательной коррекции, которая позволяет наверстать когда-то упущенное, сформировать недостающие связи, позволяет воздействовать на те функции, которые связаны с движением.

За кажущейся простотой кроется большая совместная работа. Дети, прошедшие данный курс коррекционных занятий, показали хорошие результаты готовности к школьному обучению.

Необходимо постоянно помнить об одном из главных принципов развития: «Своевременность решает все!»

Литература:

Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М. : Изд-во Московского. ун-та, 1987.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М. : Изд-во Московского. ун-та, 1962.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М. : МГУ, 1973.

3. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – М., 2008.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2016–2017 учебный год В конце учебного года в мае 2017 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) во второй младшей группе, в которой участвовало.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за первое полугодие 2016–2017 учебного года Система достижения детьми планирования результатов освоения программы. Цель педагогической диагностики: Адаптировать содержание основной.

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Открытое занятие в рамках текущей диагностики «По щучьему велению» 1. Цель занятия: выявить полученные знания, представления, умения детей по блокам «Считалочка», «АБВГДЕйка», «Окружающий мир», «Родное слово».

Презентация «Добыча соли, ее применение» Презентация "Добыча соли, ее применение" Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 «Рябинушка» МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли,.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение нейропсихологической диагностики в ДОУ
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 11:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД