МААМ-картинки

Применение элементов технологии ТРИЗ для развития логико-математического представления

Елена Облова
Применение элементов технологии ТРИЗ для развития логико-математического представления

Применения ТРИЗ-технологии в ДОУ очень широко. ТРИЗ – технология –очень универсальна, ее можно использовать практически во всех видах деятельности. Ее применение возможно в непосредственной образовательной деятельности, в режимные моменты, в играх, в кружковой работе. Сегодня я бы хотела подробнее рассмотреть применение технологии триз в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Публикация «Применение элементов технологии ТРИЗ для развития логико-математического представления» размещена в разделах

Я хочу начать с метода дихотомии, который мне очень понравился и я начала использовать его в своей работе. Этот метод заключается в поиске признаков объектов и исключении ненужных, что помогает быстро сузить область поиска необходимой информации для эффективного решения поставленной задачи.

Для успешного применения метода дихотомии (сужение области поиска) на практике, необходимо проводить с дошкольниками систематические упражнения в разных предметных областях, в том числе формировании математических представлений.

Главным инструментом для работы с детьми по обучению сужения поля поиска является игра "Да - Нет". С помощью этой игры можно тренировать детей по сужению поля поиска по разным предметным областям, на основе нее разработаны упражнения и в математике: числовая игра "Да - Нет", пространственная "Да – Нет"

Применение метода дихотомии в математике позволяет научиться детям сужать поле поиска в числовом ряде с помощью нужных вопросов, гораздо быстрее освоить порядковый счет, учит сравнивать числа, выделять большее и меньшее число, определять середину числового ряда, помогает усвоить понятие последующих и предыдущих чисел.

Это вид деятельности очень интересен дошкольникам и развивает познавательные способности.

Игру «Да - Нет» с детьми своей группы обычно провожу коллективно и включаю в занятие по развитию элементарных математических представлений. Для работы используется бумажная лента с числовым рядом, которая сгибается.

Я предлагаю детям поиграть в игру «Да-Нет» с числами, загадываю одно из них. Перечислять числа ряда нельзя. Дети задают вопросы по поиску этого числа в ряду, на которые можно ответить только да или нет. Например, «Это меньше пяти?» и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это цифры от 0 до 4. Это больше 6? Принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины обозначенного числового ряда, перечислять числа нельзя.

Далее можно усложнять игру и загадывать число без наглядности (без числового ряда, также можно для игры использовать ряд с количественным изображением однородных объектов (точек). В вопросах дети используют слова "до", "после", "между", "перед", "предыдущий" и "последующий" В подготовительной группе можно рассматривать не числовой ряд, а ряд десятков до 100. Также можно освоить числовой ряд от 0 до 20 с введением единиц.

В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве.

С помощью игры «Да–Нет» можно освоить и пространственные ориентировки. В средней группе с детьми я начинала играть в эту игру в линейном пространстве (картинки ставятся в одну линию). В процессе игры дети быстро учатся ориентироваться, используют термины: «середина», «право – лево», «крайние», «между». В линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим. Также нельзя перечислять предметы, нужно задавать вопросы сужающие поле поиска, например : «Этот предмет справа от матрешки Когда дети усвоили правила игры, то с удовольствием играли самостоятельно.

Допускается увеличение линейного ряда до 25 предметов. После освоения игры в линейном пространстве, предложила игру, где предметы расположены в вертикальную линию. Тогда при отгадывании дети стали использовать такие термины, как «выше – ниже», «на уровне глаз».

В старшей группе я предложила детям игру «Да-Нет» на плоскости, употребляя слова «центр», «правая – левая часть», «верхняя – нижняя часть», «дальняя – ближняя часть», «правый угол», «верхний угол», «нижний угол», «левый угол», «сторона» плоскости. В процессе игры развивается умение детей сужать поле поиска объекта на плоскости, обучаются умению ориентироваться в плоскостном пространстве, обогащается словарь вышеперечисленными терминами. На начальном этапе фигуры, не участвующие в поиске, постепенно убираются с плоскости.

Далее игра проводится в пространстве, в группе. В начале это достаточно сложно, поэтому не нужно спешить и помогать детям жестами, которые помогают играющим понять, в какой части комнаты ведется поиск. Играя ведущий и играющие должны занимать одинаковую позицию по отношению к загаданному предмету. Играя у детей развивается умение сужать поле поиска в объемном пространстве, они обучаются умению ориентироваться в пространстве, обогащают словарь терминами: «центр», «правая – левая часть комнаты», «верхняя – нижняя часть комнаты», «дальняя – ближняя часть комнаты», «верхний – нижний угол», «ближний - дальний угол», «правый – левый угол», «правая – левая сторона», «задняя – передняя часть комнаты», «выше – ниже уровня глаз».

Также в работе по формированию математических способностей я использовала метод «Объект – Имя признака – Значение признака» : формирование понятия, что у каждого объекта есть имя признака (например, цвет) и конкретное значение этого признака (красный, изменение имени признака объекта при решении проблемной ситуации, есть основной инструмент стратегии работы с творческой задачей. Работа с именами признаков – это база сенсорного воспитания дошкольников.

Для формирования умения у детей работать по модели «Объект – Имя признака – Значение признака» я изготовила дидактические игры «Найди пару», «Загадочные прятки», «Что я знаю?». Я изготовила их по шаблону, привезенного с форума «Педагоги России». Играя в эти игры дети усваивают

После я изготовила дидактическую игру «Цепочка из фигур» и «Логические рядочки» на закрепление признаков форма, цвет, размер, на закрепление знания геометрических фигур и умению подбирать объект, отличающийся только одним признаком. Для проведения этой игры необходим набор геометрических фигур.

Также я играю с детьми в игру с элементами триз на закрепление математических понятий "Найди противоположное слово" начиная со средней группы ( математика: геометрическая форма – округлая, а бывает – угловатая, высокий –низкий, широкий - узкий).

Для закрепления имен признаков (форма, цвет, размер, вес, время,) и их значений в работе я использую дидактические игры «Что может быть таким?» Целью является отгадывание детьми загаданного ведущим объекта по перечисленным свойствам, признакам, функциям объекта. Игра «По домам» учит находить одно общее свойство у множества объектов,

«Каких фигур не достает?» дети упражняются в последовательном анализе нескольких групп объектов, выделяют признаки, свойственные фигурам каждой из групп. При закреплении геометрических фигур я использовала игру «Теремок». Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. В процессе игры дети не только закрепляют знание фигур, но и закрепляют умение выделять общие признаки и наоборот отличительные признаки фигур.

Упражнять детей в классификации помогают игры «Чем похожи и чем отличаются?» Игра помогает научить видеть как минимум 2 классификации. С помощью игр «Что в кругу?», «Шифровка» дети учатся определять основание классификации.

Я широко использую игры на определение линии развития объекта, например, " Чем был - чем стал" 6 «Было числом 4, а стало числом». Сколько нужно прибавить к 4, чтобы получилось число 5? Или : «Было число 5, а стало 4», «Что нужно сделать, чтобы получилось число 4?»

Игры на определение линии развития объектов я провожу при закреплении понятий «много-мало» при уточнении понятия относительного размера.

Например, этого было много, а стало мало. Что это может быть? Д: Луж после дождя было много, а стало мало, потому что она испарилась. И наоборот.

Это было раньше маленьким, а стало большим. Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким. И наоборот, это было раньше большим, а стало маленьким. Машина стоит рядом и кажется очень большой, а когда уехала далеко стала маленькой; шоколадка была большой, а когда почти доели – маленькая.

При ознакомлении с понятиями «Раньше-позже». Я закрепляю части суток, дни недели, используя слова: «Какая часть суток сейчас? А что было раньше? А еще раньше?» При закреплении понятий "сегодня","завтра","вчера"… «Какой сегодня день недели? (вторник) А какой день недели был вчера? (понедельник) Какой день недели будет завтра? А послезавтра?»

Также для формирования математических знаний я использую игру «Где живет?» на выявление над - системных связей. На мой вопрос о том, где живет, например, цифра 3? Дети ищут ответы : в днях недели, в месяцах года, в днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада) Где живет число 4? (ножки у стола, 4 книжки на полке). я также провожу игру, показывая или называя фигуру, прошу детей называть предметы, в которых есть такие формы или которые состоят из этих форм, то есть «где они живут». Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник. (столе, в шкафчиках, окне, на моей рубашке, на полу, у линолеума рисунок, в каблуке…

Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ является развивающая игра танграм, дети старшей группы очень любят ее и играют в основном самостоятельно в режимные моменты, когда мы только с ней знакомились я включала эту игру в НОД. Эта игра способствует развитию мышления, формирует у детей восприятие цвета и формы.

Используя в своей работе по формированию математических представлений у дошкольников игр по технологий ТРИЗ, можно сделать вывод: что дошкольник, овладев умениями понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, успешно справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач, основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в страну математики»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в страну математики» Цель: Закрепление знаний, умений и навыков, ранее полученных на занятиях по ФЭМП. Задачи: Закреплять навыки прямого и обратного счета в.

Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде»Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде" Цель занятия: Создать комплекс условий,.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Конспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возраста Методическая разработкаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста на тему: «В поисках.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение элементов технологии ТРИЗ для развития логико-математического представления
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 17:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД