Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре. Из опыта работы

Светлана Белорунова
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре. Из опыта работы

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре. Из опыта работы

Свою любовь к родным местам, представление о том, кем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Это- выражение глубокой привязанности и любви ко всему,что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Наш детский сад работает по программе «Детство» и региональной программе «Валдоня». Мы знакомим детей с природой, особенностями быта и трудом людей республики Мордовия. Воспитатель называет республику, её главный город – столицу Саранск, показывает флаг. Затем в организованной деятельности мы знакомим детей с творчеством народа нашей республики (рассказываем сказки, поём песни, рассматриваем изделия народного промысла, подчёркивая национальные особенности его художественного оформления). В повседневной жизни (при общении в труде, в играх, в быту) мы продолжаем воспитывать у ребят чувство симпатии и уважения к представителям разных национальностей.

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение- это место, где обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках. Обучение таких детей русскому языку сегодня - одна из наиболее актуальных проблем. Весь познавательный материал для старшего дошкольного возраста распределяется по темам: «О детях других национальностей», «О республике, где мы живём и о наших соседях». В МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида» постоянно проводится работа с детьми и родителями по данной теме. Консультации для родителей на темы: «Если бы вы поехали в другую страну», «Что почитать детям», «Неделя толерантности», «Как легко быть толерантными», «Роль семьи в воспитании толерантности», «Любовь-основа жизни». Проходил конкурс поделок на темы: «Семейная мастерская», «Семейные традиции». Конкурс рисунков: «Традиции моей семьи», «Масленница», «Дружат дети всей Земли», «Я рисую своего лучшего друга», «Наша дружная семья», «Мой добрый поступок», «Мир нашими глазами». Рисунки на асфальте: «Мы все дружная семья», «Наша Земля». Знакомство с играми народов мира: «Расходитесь» (чувашская, «Займи место» (татарская, «Перепёлочка» (украинская, «В платочек»(мордовская). Проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр: «Дружба», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Семья», «Чьи детки?». Интегрированная деятельность с детьми на тему: «Уроки добра», «В мире сказок», «Дружба», «Любовь к природе», «Народы мира». Спортивное мероприятие: «Пока мы вместе, мы непобедимы». Праздники: «День матери», «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 марта». Совместные работы-выставки: «Летопись семьи», «Мы такие разные», «Толерантность начинается с улыбки». Семейная акция: «Спешите делать добро». Беседы: «Давайте жить дружно», «Все вместе-мы сила!», «Все мы разные, но мы равные», «Беседы о дружбе». Беседы об окружающем нас мире (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни). Атак же чтение произведений поэтов мира. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта, экскурсии в музей детского сада, музыкальный досуг «Дружат дети всей Земли», изготовление фотоальбомов «Я и моя семья», фотовыставка «Мы и братья наши меньшие», показ сказок-драматизаций с детьми старшей группы малышам, проведение дней рождения групп с участием родителей. Подобные мероприятия производят на детей большое впечатление. Некоторые дети вспоминают, что у родителей их разные национальности, например мама-русская, а папа-мордвин, или папа-татарин, а мама-русская. Затем обращаемся к детям с просьбой принести, если у них есть, открытки или картинки с изображением людей разных национальностей, чтобы все могли их посмотреть. Рассматривание картин и подобная беседа пробуждают у детей первоначальный интерес к сверстникам других национальностей. В дальнейшем этот интерес углубляется, мы приучаем ребят проявлять по отношению друг к другу внимание и заботу. В заключение беседы спросим у детей, есть ли у них друзья другой национальности, и, если есть, попросить рассказать о том, как они дружат. Работа по теме: «О Республике, где мы живём, и о наших соседях» планируем на протяжении всего года. Проводим беседы, художественно-изобразительную деятельность, игры детей. Познакомив дошкольников с Республикой, в которой они живут, знакомим их с природой и жизнью людей в других соседних республиках: (Татарстан, Чувашия). Называем столицу, показываем фотографии и картинки с достопримечательностями этих республик. Чтобы систематизировать представления, в заключение проводим с ними игру-упражнение «Республики и столицы»: Россия-страна, а Москва? Саранск-город, а Мордовия? Москва и Саранск - города и т. д.

Именно дошкольный возраст-это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданственных качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Воспитание у дошкольников любви к родному краю»Конспект занятия «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Задачи: Образовательные 1. Расширить представление о с. Левоча, о его достопримечательностях 2. Формирование бережного отношения к природе.

Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №2общеразвивающего вида»НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре. Из опыта работы
Опубликовано: 9 мая 2013 в 13:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...