Лучший педагог года

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры

Оксана Никитина
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» размещена в разделах

Дошкольный возраст - самое благоприятное время, когда можно формировать познавательный интерес к культуре, традициям, языку, той земли, республики, где живут дети. Развивая детей в этнокультурной среде, внимание акцентируется на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость природы; на желание участвовать в сравнении и приумножении уважения и любви к малой родине. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, поведения, складывающиеся черты характера оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

Целью нашей работы является создание воспитательно-образовательного пространства, для развития саморазвития и реализации потребности дошкольников в познании истории, языка и культуры родного края, развитие коммуникативных способностей детей.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Ознакомление детей с культурой и традициями мордовского народа осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка.

Вся  работа с детьми осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях, в игре, в продуктивной и самостоятельной деятельности, в форме  комплексных, тематические и других видах занятий.

Содержание образовательного процесса, при знакомстве с культурой мордовского народа, включает знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, частушек и загадок и было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития дошкольников. Народная мудрость, заключенная в фольклоре, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.  

 Мордовский народ создал богатый детский фольклор, который вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развлекает, воспитывая доброту и красоту, колыбельные песни, потешки, прибаутки доставляют ребенку большое удовольствие и радость.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания.

На занятиях по обучению рассказыванию используем устное народное творчество: сказки, которые знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаями, с красотой родной природы, разнообразием животного мира; пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, предполагает знакомство с народными играми. С большим интересом дети играют в них, тем самым развивая физические качества, творческие способности, все они включают в себе бег, ходьбу с проговариванием сопровождающего текста.

 Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.

Декоративно - прикладное искусство также национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей к культуре.

Соприкосновение с народным искусством и традициями формирует у детей чувство гордости за свой народ. Воспитанники активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы.

В группе был создан национальный уголок. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия, рассматривают альбомы с произведениями искусства мордовских художников, скульпторов, писателей. Совместно с детьми мы создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в уголок.

В нашем саду традиционно принято организовывать народные праздники, которые способствуют решению разнообразных воспитательных задач своей красочностью, массовостью и наглядностью. Праздник возбуждает у детей положительные эмоции, дают много новых впечатлении, стимулируют самовоспитание. В Мордовии отмечают такие массовые праздники как Рождество, Масленицу, Троицу.

В нашем саду создан мини-музей «Мордовская изба», в котором находятся предметы мордовского быта (прялка, люлька, кухонная утварь, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с бытом мордовского народа, фольклором. Здесь же находится познавательный материал: произведения мордовских писателей, художников, предметы декоративно-прикладного искусства, детские и взрослые национальные костюмы.

Одной из форм работы является привлечение родителей к изучению детьми истории родного края. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвынациональному языку. Семья является главным источником народных традиций, поэтому мы постарались заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к культуре и традициям родного края.

 Приобщая детей к культуре и традициям родного края, мы тем самым воспитываем в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, городу, стране в целом, а также чувство гордости за них. И дети разных национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Зная культуру своего народа, дети будут относиться уважительно и к культуре другого.

Публикации по теме:

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры
Опубликовано: 25 марта 2021 в 10:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД