Получи документы

Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью

Ольга Леонтьева
Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью

ЮВАО

ГБОУ СОШ 2092 подразделение «Надежда»

«Русь ремесленная. Русь мастеровая»

Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью

Подготовила материал - Леонтьева

Ольга Владимировна

воспитатель ГБОУ СОШ 2092

подразделение «Надежда»

Москва, 2015

Содержание

1. Введение …

2. История возникновения Городецкой росписи…

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью» размещена в разделах

3. Виды композиции городецкой росписи…

4. Последовательность выполнения городецкой росписи….

5. Городецкая роспись в наше время…

Приложение….

Используемая литература….

Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью

Введение

Важным условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания - знакомство с искусством народных мастеров.

Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любая деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

У дошкольников зачастую нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, соприкоснуться с народной живописью, например, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью. Поэтому задача педагога - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, в том числе с Городцом, показать приемы работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного орнамента.

Для того, чтобы знакомить детей с Городецкой росписью, воспитатель должен иметь представления об истории возникновения этого промысла, особенностях росписи, иметь подборку практического материала – конспекты НОД и развлечений, стихи, игры, альбомы с образцами изделий.

Особенности Городецкой росписи.

Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, затем более тонкими кистями моделирует штрихами форму – это так называемая «теневка». Заканчивает роспись «разживка» - узоры черной краской и белилами, объединяющие рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно дополняют «украешками» (узорами по краю) и заключают в графическую рамочку или обводку.

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров.

Роспись на НОД.

На непосредственной образовательной деятельности с детьми лучше использовать гуашевые краски.

Начинать следует с освоения простых элементов росписи – капелек, спиралек, дуг. Чтобы получить красивую дугу, ее начинают рисовать кончиком кисти, усиливая нажим к середине дуги и ослабляя к концу.

Следует обратить внимание детей на различие в изображении цветов: у «розана» середина цветка располагается в центре цветового пятна, а лепестки по краям; у «купавки» центр цветка смещен на край.

При изображении любого цветка сначала делается «подмалевок» - наносится пятно круглой формы, затем кистью потоньше рисуется центр и лепестки цветка – «теневка».

После этого самой тонкой кисточкой наносятся мелкие детали (точки, штрихи)«разживка».

Примечание. Поскольку прием «разживка» достаточно сложен, освоить его, вероятно, смогут лишь дети старшего дошкольного возраста.

Листья обычно рисуют группами по три, пять штук (центральный лист крупнее боковых). Если листочков всего два, их делают одинаковыми по размеру.

При изображении птицы начинают с крыла, потом рисуют грудь и остальные части ее тела. Следует обратить внимание детей на характерные тонкие ножки птиц.

Коня рисуют обычно черной краской: сначала грудь и шею – «подмалевок» похож на большую каплю, потом круп и заднюю ногу – это перевернутая капля поменьше. Затем дорисовывают остальные части – ноги, голову, туловище. В заключение рисуется грива и хвост, сбруя и седло.

Можно предложить детям рисовать без предварительного карандашного наброска – как это делают народные мастера.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ - История возникновения

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края.

Город Городец расположен на левом берегу реки Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. Близ Новгорода находилась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка, затем Нижегородская, куда съезжались торговать со всей России и с других стран, что способствовало развитию ремесел.

Жители окрестных деревень были искусными ремесленниками и пряничники, и красильщики, и кузнецы, ткачи, плотники и резчики по дереву, столяры. Изделия сбывали в городе или на ярмарке.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё : от детских игрушек до предметов мебели.

Особой известностью пользовались городецкие прялки,

которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.

После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.

Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта : стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.

Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами.

Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.

Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись.

Обычно прялки вытесывались из целикового деревянного массива, городецкие же состояли из двух частей: гребня и донца. Донце представляло из себя широкую доску, которая суживалась с одного конца и имела отверстие, в которое вставлялась ножка гребня. Донце было расписным, и в то время, когда с прялкой не работали, оно вешалось на стену, как картина. До этого донце украшали инкрустацией, но живопись благодаря своей простоте и меньшей трудоемкости, ее вытеснила.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура.

Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.

В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму.

Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.

Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:

цветочная роспись;

цветочная роспись с включением мотива “конь” и “птица”;

сюжетная роспись.

Цветочная роспись.

Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях “массовых”, так как он наиболее прост в использовании. В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

“Букет” - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики.

“Гирлянда” - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно.

“Ромб” - один из вариантов “гирлянды”, когда в центре один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба

“Цветочная полоса” - сохранилась в росписи еще с расписных прялок

“Венок” - напоминает “цветочную полосу”, замкнутую по краю блюда. Цветочные композиции, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива “конь” и “птица”.

Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи.

Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.

В том случае, когда в композиции мотивы “конь” или “птица” изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нагружена.

Изображение мотива “петух” или “конь” трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение “петуха” и “курочки” символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Сюжетная роспись.

В сюжетах росписи чувствуется своеобразие городецкой деревни, близость к Нижегородской ярмарке с ее ярким и броским купеческим бытом. На донцах стали изображать дам в модных и богатых туалетах из узорных шелковых тканей, с широкими юбками и глубокими декольте, с высокими прическами, перевитым жемчугом, мужчин в щегольских сюртуках и лаковых сапогах. Они стоят в торжественных позах и как бы позируют художнику.

Мастера расписывали панно, с разными сюжетными композициями, которые были посвящены гуляньям на каретах, свиданиям, а также зимним гуляниям на санках, например, в масленицу.

Последовательность выполнения городецкой росписи.

Как уже упоминалось, городецкую роспись пишут различными видами красок. В связи с этим различаются и материалы, используемых в подготовительных операциях данного технологического процесса. Так как наша роспись предназначена для детей, мы используем гуашевые краски.

Последовательность выполнения росписи городца можно разделить на четыре этапа. К примеру, берем один из горшочков от набора деревянной посуды, и начинаем работу.

Работу начинаем с эскиза.

Первый этап.

Выбор сказки для рисунка изделия. Выполнение рисунка на альбомном листе формата А4. Находим в композиции основной центр, акцентирующий внимание зрителя. При росписи сказки пишем в традициях городецкой росписи.

Второй этап.

Следующим этапом в нашем эскизе идет “подмалевок”. Обычно мастер брал один цвет и вырисовывал коня, птицу, и цветок. Этим цветом он проходил по всей партий донец. Затем брал другой цвет и вновь писал всю партию. И так до тех пор, пока все донца не были “замалеваны” основными цветковыми пятнами. Далее мастер белилами прописывал места, где должны быть изображены лица людей и кисти рук. Подмалевком намечаем основной сюжет композиции.

Третий этап.

Этот этап мы можем назвать или даже правильнее будет его назвать “оттеневка”.Более темными цветами, чем “подмалевок”, наносим мазки на цветы, выделяя тычинки, прописываем прожилки листочков.

Четвертый этап.

Последний этап в выполнении эскиза, это “разживка”. Она выполняется белым цветом, способствующая оживлению росписи, объединяющая все мотивы в целостную композицию.

После подготовительного рисунка, подготовки эскиза на формате А4, можно приступать к нанесению рисунка и росписи изделия. Расписываем изделие точно также по этапам.

Городецкая роспись в наше время

К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев.

В наши дни наследие старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году.

К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них - Лауреаты премии имени Репина. Это - высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л. Ф., Кубаткина Л. А., Касатова Ф. Н., Рукина Т. М., Соколова А. В.

Было время, городецкая роспись едва не погибла, но нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее.

Они - наша национальная гордость.

В наше время в Городце в художественной мастерской работают мастера и обучают своих учеников.

Список используемой литературы:

1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду». Москва, «Мозаика-Синтез», 2003.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

3. Соломенникова О. А. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством». Москва, «Мозаика-Синтез», 2005.

4. Интернет пространство

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре Детство - это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, это начальный этап формирования личности,.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группеКонспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группе Программное содержание: - Познакомить детей с городецкой росписью. - Учить выделять ее яркий колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы,.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе: «Знакомство с городецкой росписью». МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка» Конспект занятия по рисованию в старшей группе:«Знакомство с городецкой росписью».

Музыкально-образовательный проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью музыкального фольклора» Пояснительная записка. Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению,.

Опыт работы воспитателя «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Опыт работы воспитателя МБДОУ Малявиной Ирины Юрьевны На тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Содержание: 1. Раздел.

Приобщение к истокам народной культуры как одно из условий патриотического воспитания дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида» Сообщение из опыта работы ДОУ на тему «Приобщение.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Тема самообразования «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Тема самообразования на 2015-2016 учебный год «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Воспитатель: Назарова.

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье Тема выступления «Формирование духовно-нравственных представлений у детей дошкольников через приобщение к народной культуре в семье»Низкая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 22:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД