Лучший педагог года

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре

Надежда Михелева
Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре

Актуальность

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно.

К сожалению, большинство русских людей очень поверхностно знакомо с собственной народной культурой.

Публикация «Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре» размещена в разделах

Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.

Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.

Исходя из вышесказанной проблемы, я поставила цель: воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа.

Поставила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.

2. Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.

3. Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

5. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.

Для реализации выше поставленных задач мной был разработан проект. К участию в данном проекте были привлечены не только воспитатели детей младшего дошкольного возраста, но и музыкальный руководитель, а также родители детей. В течение года дети знакомились с некоторыми предметами русского быта, принимали участие в праздниках и инсценировках. В интерьер группы были внесены некоторые элементы росписи и предметы утвари.

А также в свободном доступе находились элементы русских костюмов, названия и назначение которых объяснялись для детей воспитателем.

Для закрепления полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности знаний мной использовались авторские дидактические игры.

В процессе работы я придерживалась следующих принципов:

1. Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Реализовать его можно, используя в работе наглядность, средства эмоциональной выразительности, игровых моментов.

2. Принцип ориентации на ценностные отношения. В данном проекте подразумеваются культурологические ценности, выработанные русским народом.

3. Принцип природосообразности. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; знать зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.

4. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании детей культуры русского народа.

5. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению.

6. Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности.

Вся работа была разделена на три этапа.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный.

Включает в себя: выявление проблемы, определение целей и задач, осуществление сбора и обработки информации, выбор оптимальных вариантов решения проблемы, составление плана деятельности.

II этап. Практическая деятельность.

На данном этапе проходит: организация работы через совместную деятельность взрослого и ребенка с применением наиболее эффективных методов и приёмов, организация самостоятельной творческой деятельности детей.

III этап. Анализ проектной деятельности и оценка полученных результатов.

Данный этап подразумевает анализ проделанной работы и соотнесение полученных результатов с поставленными задачами.

Апробированная на практике система работы с детьми в рамках проекта дала положительные результаты и нашла свое продолжение. Кроме того, я начала активно распространять собственный опыт работы.

В заключение могу сказать, что в результате проведенной мной работы нашел свое подтверждение тот факт, что начинать приобщать детей к русской народной культуре можно уже в младшем дошкольном возрасте. У детей развивается стремление и интерес к познанию культуры своего народа, они узнают в доступной форме о некоторых особенностях жизни русского народа. Также развивается бережное отношение к предметам искусства.

Публикации по теме:

Презентация «Необычные варианты встречи Нового года в разных странах» Уважаемые коллеги! Скоро наступит Новый год. Во всех странах мира его празднуют по разному, по - особенному. Я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Приобщение к русской народной культуреПриобщение к русской народной культуре Фильм по обобщению опыта работы по теме"Приобщение детей к русской народной культуре". Вот такие сарафаны и косоворотки сшили наши мамы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре
Опубликовано: 3 декабря 2012 в 13:22
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД