Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре

Надежда Михелева
Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре

Актуальность

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно.

К сожалению, большинство русских людей очень поверхностно знакомо с собственной народной культурой.

Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.

Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.

Исходя из вышесказанной проблемы, я поставила цель: воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа.

Поставила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.

2. Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.

3. Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

5. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.

Для реализации выше поставленных задач мной был разработан проект. К участию в данном проекте были привлечены не только воспитатели детей младшего дошкольного возраста, но и музыкальный руководитель, а также родители детей. В течение года дети знакомились с некоторыми предметами русского быта, принимали участие в праздниках и инсценировках. В интерьер группы были внесены некоторые элементы росписи и предметы утвари.

А также в свободном доступе находились элементы русских костюмов, названия и назначение которых объяснялись для детей воспитателем.

Для закрепления полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности знаний мной использовались авторские дидактические игры.

В процессе работы я придерживалась следующих принципов:

1. Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Реализовать его можно, используя в работе наглядность, средства эмоциональной выразительности, игровых моментов.

2. Принцип ориентации на ценностные отношения. В данном проекте подразумеваются культурологические ценности, выработанные русским народом.

3. Принцип природосообразности. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; знать зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.

4. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании детей культуры русского народа.

5. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению.

6. Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности.

Вся работа была разделена на три этапа.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный.

Включает в себя: выявление проблемы, определение целей и задач, осуществление сбора и обработки информации, выбор оптимальных вариантов решения проблемы, составление плана деятельности.

II этап. Практическая деятельность.

На данном этапе проходит: организация работы через совместную деятельность взрослого и ребенка с применением наиболее эффективных методов и приёмов, организация самостоятельной творческой деятельности детей.

III этап. Анализ проектной деятельности и оценка полученных результатов.

Данный этап подразумевает анализ проделанной работы и соотнесение полученных результатов с поставленными задачами.

Апробированная на практике система работы с детьми в рамках проекта дала положительные результаты и нашла свое продолжение. Кроме того, я начала активно распространять собственный опыт работы.

В заключение могу сказать, что в результате проведенной мной работы нашел свое подтверждение тот факт, что начинать приобщать детей к русской народной культуре можно уже в младшем дошкольном возрасте. У детей развивается стремление и интерес к познанию культуры своего народа, они узнают в доступной форме о некоторых особенностях жизни русского народа. Также развивается бережное отношение к предметам искусства.

Публикации по теме:

Презентация «Необычные варианты встречи Нового года в разных странах» Уважаемые коллеги! Скоро наступит Новый год. Во всех странах мира его празднуют по разному, по - особенному. Я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Приобщение к русской народной культуреПриобщение к русской народной культуре Фильм по обобщению опыта работы по теме"Приобщение детей к русской народной культуре". Вот такие сарафаны и косоворотки сшили наши мамы.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре
Опубликовано: 3 декабря 2012 в 13:22
+33
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...