МААМ-картинки

Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»

Валентина Тарасова
Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»

«Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»

«Истинное воспитание состоит

не только в правилах,

сколько в упражнениях»

Ж. Руссо

Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша экология переживает трудное время, все больше и больше загрязняется природа из-за необдуманной деятельности людей. Что же делать для того, чтобы оставить нашу природу, пусть не «первозданной», но ЖИВОЙ?

Публикация «Доклад „Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры“» размещена в разделах

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка — правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием, одной из которых являются экологические акции.

Выбор данной формы работы обусловлен еще рядом следующих причин:

Акции являются комплексными мероприятиями. В ходе акции решаются одновременно разные задачи, а их реализация проходит через все виды детской деятельности.

Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую или худшую сторону свое окружение.

Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности.

Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

• Недостаточная заинтересованность родителей в данной теме.

(анализ анкетирования показал, что не во всех семьях читают детям произведения о природе, а отдыхая на природе, не всегда рассказывают и наблюдают за природными объектами).

Для определения уровня сформированности экологической культуры детей нашей группы был проведен мониторинг по методике С. Н. Николаевой, который позволяет выявить уровень экологических знаний детей о природе и характер отношения к ней.

Анализ уровня знаний детей по данному направлению.

показал следующие результаты:

Соответствующий уровень знаний имеют – 24%

Частично соответствующий уровень знаний – 69%

Несоответствующий уровень знаний – 7%

Анализ уровня отношения детей к природе оказался значительно хуже:

Соответствующий уровень – 16%

Частично соответствующий уровень – 72%

Несоответствующий – 12%

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры через проведение экологических акций. Способствовать формированию у детей экологически осознанного, бережного и действенного отношения к природе.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

• Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

• Способствовать развитию у дошкольников интереса к природе, желание активно познать и действовать с природными объектами.

• Способствовать развитию эстетического восприятия природы.

• Способствовать формированию у детей системы экологических знаний и представлений о мире природы.

• Способствовать формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного, нравственного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения.

• Обеспечить полноценное взаимодействие ДОУ с семьей в целях экологического развития ребенка.

Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:

«Принцип интеграции» - предполагает тесное взаимодействие всех образовательных областей.

• Краеведческий принцип предполагает изучение ближайшего окружения, воспитания любви к природе родного края. Участие в общественно – полезной работе по охране природы.

«Индивидуально-дифференцированный подход» - система методов и приемов, построенных с учетом индивидуальных особенностей детей.

«Деятельностного подход» - направлен на овладение детьми содержания программы в самостоятельной и совместной деятельности.

«Системности и последовательности» - предусматривает совокупность методов и приемов, направленных на всестороннее развитие ребенка.

«Доступности и индивидуализации» - предусматривает учет особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим определение посильности и предлагаемых ему заданий.

«Личностно-ориентированной направленности»- определяется тем, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности.

Реализация задач осуществлялась в следующих формах работы :

• Непосредственно – образовательная деятельность (наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, обсуждения, игры- викторины, КВН, экскурсии, праздники, развлечения, просмотр видеофильмов, презентаций, трудовая, опытническая деятельность, работа с моделями и т. д.)

• Совместная деятельность взрослого и детей (проблемные ситуации, продуктивная деятельность, защита плакатов, инсценировки и драматизации, составление загадок, сказок, экологические дидактические, подвижные игры, игры – имитации, уроки доброты, выставки, экологические музеи, изготовление макетов, рассматривание иллюстраций и картин и т. д.)

• Самостоятельная деятельность детей (во всех видах деятельности)

• Взаимодействие с семьями воспитанников (родительские собрания, акции, летние походы, экскурсии, праздники, изготовление плакатов, конкурсы поделок и т. д.)

• Взаимодействие с социальными партнерами (Отдел охраны природы Балахнинского района, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Балахнинский музейный историко – художественный комплекс имени А. А. Худякова, детская библиотека, Нижегородский областной Совет Всероссийского Общества охраны природы)

Этапы работы:

1. Организационный.

Задачи этапа:

Анализ уровня знаний и отношения детей к природе, анкетирование родителей и привлечение к дальнейшей творческой работе, изучение методической литературы, подбор художественной литературы, совершенствование экологической среды в группе, составление перспективного плана работы по формированию основ экологической культуры, подбор наглядного материала, создание «Зеленой республики».

2. Практический.

Задачи этапа:

Природоохранные акции :

Необходимо отметить, что организация и проведение экологических акций – это огромная работа, требующая больших затрат времени и энергии. Поэтому для проведения экологических акций мы выбираем темы достаточно острые, актуальные. Если взглянуть на темы разработанных нами экологических акций, то можно понять, что все они имеют серьезное обоснование : птицы страдают зимой от голода – поэтому мы провели акцию «Поможем птицам». Не раз, наверное, вы бывали свидетелями жестокого отношения людей к муравейникам – мы провели акцию «Берегите муравья». Почти каждый наш выход на природу сопровождается, к сожалению, созерцанием последствий пребывания в ней людей: это поломанные ветки, беспорядочно расположенные кострища, вытоптанная трава – в результате акция «Живет дерево – живет человек». Так вот, наличие проблемы является для нас исходной точкой для проведения и других экологических акций.

Расширение уровня экологических знаний и представлений детей и родителей. Формирование основ экологической культуры через проведение экологических акций.

Проект «Зеленая республика» :

3. Итоговый.

Задачи этапа:

Обобщение опыта и определение результатов практической деятельности, разработка тактики перспективных педагогических действий. Отражение результатов работы (фотовыставки, фотоальбомы, выставки рисунков и поделок из природного материала, т. д.).

После проведенной работы мы снова проанализировали уровень экологической культуры по методике С. Н. Николаевой и получили следующие результаты:

Сформированность уровня знаний :

Соответствующий уровень – 74%

Частично соответствующий уровень – 26%

Несоответствующий уровень – 0%

Характер отношения к природе значительно улучшился:

Соответствующий уровень – 58%

Частично соответствующий уровень – 39%

Несоответствующий уровень – 3%

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что предложенная система работы позволяет получить хорошие результаты в воспитании детей.

Проведенные комплексные мероприятия и систематическое общение ребенка с природой обеспечили ему понимание конкретных ситуаций в поведении птиц и насекомых, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. А понимая ситуацию и зная потребности живого существа, дети на эмоциональном подъеме проводили конкретные дела, направленные на сохранение и улучшение жизни растений, животных и человека.

Взаимодействие с социальными партнерами:

Одним из путей повышения качества эколого-образовательного процесса мы видим в установлении прочных связей с социальными партнерами. Это Балахнинский музейный историко – художественный комплекс имени А. А. Худякова, детская библиотека, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Нижегородский областной Совет Всероссийского Общества охраны природы, а также жители микрорайона.

Полученные результаты:

У детей появился ярко выраженный интерес к исследованию объектов природы и стремление бережного и заботливого отношения к ним.

Сформировались коммуникативные навыки взаимодействия и сотрудничества.

Проявились творческие способности в изобразительной и конструктивной деятельности.

Возросла посещаемость родителями экологических мероприятий. Самых активных участников всегда стараемся поблагодарить.

Распространение и внедрение опыта работы (транслируемость).

Проведение совместных экологических акций.

Выставка дидактического и методического материала по внедряемому проекту.

Проект «Зеленая республика» был представлен на экологическом конкурсе, организованном Нижегородским областным Советом Всероссийского Общества охраны природы, итоги которого будут подведены в декабре 2015года.

Мы стараемся подключить и средства массовой информации. При этом мы преследуем две цели – донести до горожан информацию о нашей деятельности, призвать их беречь природу, не совершать действий, наносящих ей вред. А также побудить людей к природоохранной деятельности и не менее важно, чтоб дети увидели, насколько значимо их дело, что о нем напечатано во «взрослой» газете, рассказано по ТВ.

Перспектива работы:

Разработать цикл новых экологических акций.

Разработать картотеку экспериментов, опытов и наблюдений.

Создать экологические мини – музеи.

Реализовать экологический марафон «В гостях у матушки природы».

Публикации по теме:

Консультация «Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Фотоотчет экологической акции «Сохрани планету»Фотоотчет экологической акции «Сохрани планету» Доброго дня, дорогие Маамовцы! Сегодня мне хочется поделиться с Вами некоторыми раздумьями о природе. А раздумья эти возникли после акции.

Отчёт об экологической акции «Покормим птиц зимой!»Отчёт об экологической акции «Покормим птиц зимой!» Экологическая акция «Покормим птиц зимой!» Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Разработка содержания экологической акции .

Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности Выдающийся совет композитор Сухомлинский (1917-1970) являлся педагогом, воспитателем, много лет проработал учителем, был директором в.

Роль воспитателя в формировании звуковой культуры речи в разные возрастные периоды Форма проведения: лекция Цель: повышение педагогической грамотности родителей в формировании звуковой культуры речи у детей Задачи: 1. Познакомить.

Участие в городской экологической акции «Покормите птиц зимой»Участие в городской экологической акции «Покормите птиц зимой» Едемская Лариса Владимировна – воспитатель, Бурякова Ольга Фёдоровна – учитель-дефектолог В нашем детском саду сложилась хорошая традиция,.

Воспитание основ экологической культуры в городе Решение глобальных экологических проблем, особенно в условиях городов, зависит помимо всего прочего от исходных социально-нравственных позиций.

Проект экологической акции «Покормим птиц» Цель: формирование положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста; воспитывать защитников природы, дать экологические знания.

Занятие в рамках экологической акции «Птицы — наши друзья» Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним. Расширить знания детей о птицах. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»
Опубликовано: 26 октября 2015 в 18:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД