Лучший педагог года

Проблема лингвистических способностей детей

Филина Ольга Алексеевна
Проблема лингвистических способностей детей

Весьма волнующим для родителей и немаловажным для педагога является

вопрос о способностях ребенка к овладению иностранными языками. Существуют

ли специфические способности в этой области, и если да, то, как они связаны

с другими свойствами личности, и можно ли их корректировать? Можно ли

говорить о лингвистической одаренности, как мы говорим об одаренности

музыкальной или литературной?

М. М. Гохлернер и Г. В. Ейгер выделяют следующие компоненты

лингвистических способностей :

ярко выраженная вербальная память;

Публикация «Проблема лингвистических способностей детей» размещена в разделах

быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений;

имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом,

грамматическом и стилистическом уровнях;

способность к быстрому овладению новым психолингвистическим углом зрения на

предметы объективного мира при переходе от одного языка к другому;

способность к формализации вербального материала.

Эти не совсем ясные формулировки справедливо критикуются А. А.

Леонтьевым, который выдвигает достаточно смелое утверждение, что

’’способностей к языку’’ вообще нет как таковых.

’’В целом способности к языку складываются… из многих компонентов,

чаще всего неспецифических, неспециализированных’’ считает ученый. К таким

неспецифическим способностям А. А. Леонтьев относит общий тип нервной

системы, темперамент, характер, индивидуальные различия в протекании

психических процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения, а также

индивидуальные особенности личности, связанные с общением.

И. Л. Шолпо полностью согласна с А. А. Леонтьевым, который утверждает,

что ’’нет никаких ограничений, называемых ’’природой’’, на возможности

ребенка’’.

Однако И. Л. Шолпо считает, что говорить о некоторых специфических

способностях к языку все же возможно, таким образом, она выделяет следующие

основные параметры, по которым можно судить о большей или меньшей

одаренности человека в области изучения иностранных языков:

Речевой слух, предполагающий чуткость к фонетической, ритмической и

интонационной сторонам речи.

Языковая память, позволяющая быстро пополнить словарный запас, овладевать

новыми формами и грамматическими конструкциями, переводить слова из

пассивного словаря в активный.

Лексическое чутье, позволяющее связывать значение слова и его форму,

проводить параллели с другими языками, чувствовать значение отдельных

словообразующих суффиксов и приставок, определять оттенки значений при

выборе необходимого слова из синонимического ряда и т. п.

Грамматическое (конструктивное) чутье, дающее возможность создавать

стройное целое из разрозненных элементов, чувствовать общность

грамматических конструкций, вычленять грамматический стержень, определять

способы формообразования и согласования слов в предложении.

Эмоционально-образное восприятие языка, включающее в себя субъективную

оценку слова, ощущение ’’вкуса’’, своеобразия данного языка, его красоты,

обеспечивающее связь слова и понятия, наполняющее жизнью словесную

абстракцию.

Функционально-стилистическое восприятие языка, предполагающее различение

его стилевых пластов и умение оценить с этой точки зрения конкретную

речевую ситуацию.

Важными неспецифическими свойствами личности, которые необходимы для

успешного овладения иностранным языком, являются наличие положительной

установки, интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление вообще

активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть

желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко

адаптироваться к различным ситуациям общения.

Дети пяти-шести лет обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой

памятью. У них так же сильно развито эмоционально-образное восприятие

языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи,

красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее

лексического значения и грамматической стройности. Слова привлекают их,

прежде всего своим звучанием. Дети пяти-шести лет особенно чувствительны к

фоносемантическим закономерностям. Опыты Е. И. Негневицкой и А. М.

Шахнаровича показывают, например, что звук <и> ассоциируется в детском

сознании с чем то маленьким, а <о> - с большим. Группе детей, незнающих что

такое кит, предлагалось ответить на вопрос: “Что больше – кит или кот?”.

Абсолютное большинство детей ответило, что кот больше. Аналогичный

результат показал эксперимент, в ходе которого предлагалось разделить

деревянные фигурки разных размеров на две группы – “бим” и “бом”. Все дети

называли маленькие фигурки “бим”, а большие “бом”. Ассоциации такого рода

существуют и для взрослого, который сознательно или подсознательно

воспринимает фоносемантические закономерности, но он не даст такого

быстрого и уверенного ответа, как ребенок, поскольку незнание лексического

значения способно поставить его в тупик.

Для ребенка же характерно отношение к лексическому значению и

фонетической оболочке слова, которое с большой наблюдательностью выражено в

стихотворении И. Токмаковой “Плим” :

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет –

Плим,плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

В действительности, фоносемантическая характеристика слова “плим” дана

очень точно, так как слово “плим” действительно “прыгает и скачет”.

’’Связь предмета… и слова… основывается на сходстве, которое ребенок

наблюдает между материальной оболочкой слова и материальными, чувственно

воспринимаемыми признаками предметов. … Поэтому в речи ребенка и наблюдается

такое количество звукоподражательных и образных, звукоизобразительных

слов’’ пишут Е. И. Негневицкая и А. М. Шахнарович.

Другие способности : лексическое и грамматическое чутье, функционально-

стилистическое восприятие языка – находятся у дошкольников в стадии

формирования и развиты еще недостаточно. Способности такого рода во многом

зависят от объема коммуникативного опыта человека. Чем больше этот опыт

(включая овладение иностранными языками, тем более развито лексическое и

грамматическое чутье, поэтому каждый следующий иностранный язык и дается

человеку легче предыдущего.

Что же касается коммуникабельности и наличия положительной установки,

то дети пяти-шести лет в большинстве своем достаточно коммуникабельны и

лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся

психологическим барьером для многих взрослых в овладении иностранным языком

как средством общения (например, взрослый гораздо больше боится сделать

ошибку); они любознательны, и стремятся к активному познанию мира; причем

именно в этом возрасте процесс непосредственного чувственного познания

дополняется словесным.

Для того, что бы выявить уровень развития лингвистических

способностей, можно использовать несложное тестирование.

Следует сделать вывод, что способности к языку, как и всякие

другие, развиваются только в соответствующей деятельности и потому ’’ любой

нормальный ребенок может и должен овладеть иностранным языком и свободно

пользоваться им в общении ’’ (Леонтьев А. А., но произойдет это или нет –

во многом зависит от организации его деятельности педагогом, от

методического подхода к обучению.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Конспект НОД с использованием лингвистических игр «В поисках золотого плода знаний»Конспект НОД с использованием лингвистических игр «В поисках золотого плода знаний» Конспект НОД с использованием технологии речевой активизации детей О. А. Белобрыкиной «Лингвистические игры». Тема: «В поисках золотого плода.

Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей»Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей» Часто родители задают нам, педагогам вопросы : «Когда нужно отдавать ребенка в музыкальную школу?», «Когда начинать изучать языки?», «Когда.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема лингвистических способностей детей
Опубликовано: 18 мая 2021 в 22:12
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД