Папки-передвижки

Проблема развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

Валентина Чапурина
Проблема развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

Публикация «Проблема развития мелкой моторики рук детей раннего возраста» размещена в разделах

Мелкой (тонкой) моторикой называют развитие мышц пальцев, обусловливающую способность выполнять ими тонкие скоординированные манипуляции (действия с объектами). Мелкая моторика в научной литературе также обозначается понятием сложно-координированные движения, то есть такие движения, которые требуют навыка работы с мелкими предметами и выполнения точных действий.

Сложно-координированные движения - это, прежде всего, произвольные движения, которые имеют цель, планируются, контролируются и оцениваются; движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Поэтому выполнение таких движений обеспечивается сложной, интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур. Нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

В середине XX века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина и др. описывают отдельные проблемы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии.

Большая часть моторной (двигательной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли головного мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной доли и левой лобной частей головного мозга, которые отвечают за формирование многих психических функций.

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног; рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Л. В. Фоминой на основе проведенных обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Специалистами в области детской психологии было показано, что с уровнем развития тонкой моторики руки у ребенка связано развитие таких важных показателей, как внимание, речевые способности, пространственная ориентация, зрительная координация, графические навыки. Изображения, сделанные ребенком, наглядно демонстрируют это. По результатам детских рисунков и во время наблюдения за рисованием можно легко оценить его умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, регулировать свои тонкие движения в соответствии с задачей изображения (речь идет о степени нажима, темпе рисовального движения, соразмерении пропорций рисунка и др.). На всех этапах жизни ребенка движения рук и

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Матрешки на застежках» для развития мелкой моторики детей раннего и младшего возрастаДидактическая игра «Матрешки на застежках» для развития мелкой моторики детей раннего и младшего возраста ]Паспорт дидактической игры «Матрёшки на застёжках» для развития мелкой моторики детей раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель:.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста «Накорми животное»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста «Накорми животное» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста очень актуальный вопрос для педагогов и для родителей. Ребёнка необходимо научить координировать.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Дидактическое пособие «Текстильная книжка» для развития мелкой моторики детей раннего возрастаДидактическое пособие «Текстильная книжка» для развития мелкой моторики детей раннего возраста Для чего нужна книжка малышка? Книжки-малышки - это книжки для дошкольников, которые не умеют читать и для тех, которые уже.

Фотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаФотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Игра «Золушка» для развития мелкой моторики рук детей раннего возрастаИгра «Золушка» для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста Цель игры: создание условий для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста. Задачи: развивать умения детей производить точные движения.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 19:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД