Лучший педагог года

Проблема развития творчества в подвижных играх

Ирина Юрина
Проблема развития творчества в подвижных играх

Проблема развития творчества в подвижных играх

Актуальность

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.

Публикация «Проблема развития творчества в подвижных играх» размещена в разделах

Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванные заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.

ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ предусмотрено достижение интегративных качеств ребенка, среди которых одно из первых мест занимает сформированность физических качеств и потребность в двигательной активности, чему способствует подвижная игра. Также игра является наиболее оптимальным средством для развития других интегративных качеств так как она влияет на всестороннее развитие ребенка.

Актуальность темы обусловлена тем, что основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности. Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Актуальна и проблема взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах развития игровой деятельности дошкольников

Цель: формирование творческой направленности деятельности через подвижную игру.

задачи

- удовлетворение естественной потребности детей в движении.

- способствовать развитию устойчивого интереса к подвижным играм;

- расширять представления детей об окружающем мире;

- развивать творческое воображение дошкольников, эмоциональную сферу, умение сочувствовать, сопереживать, коммуникативные способности детей; - развивать двигательные навыки : быстроту, силу, ловкость, выносливость

Педагогическая идея.

Основное средство развития творчества через игру – это эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемой ситуации, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений, что и определяет ведущую педагогическую идею

Идея деятельностного подхода (А. И. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Для реализации деятельностного подхода в развитии детского творчества, непосредственно используются подвижные игры и игровые приёмы, потому что игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Деятельностно- творческий подход позволяет раскрыть потенциал каждого ребёнка, его способность к активности, творчеству и инициативности

Подвижные игры, прежде всего средство физ воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Играя, ребенок не только становится ловким. Он учится слушать, быть внимательным, выполнять определенные правила, согласовывать движения и, конечно же, находить взаимопонимание с детьми и дружить. Подвижные игры особенно важны для застенчивых деток, так как такие игры помогают преодолеть им робость. В игре малыши забывают о своих стеснениях и начинают активно играть. Сюжетная подвижная игра помогает детям закреплять представления и знания о явлениях и предметах окружающего мира. Например, о различных средствах передвижения (поездах, самолетах, автомобилях) и умения пользования ими, об особенностях их передвижения, о повадках различных птиц и животных и т. д. Игра это эмоционально окрашенная ДА, с помощью которой дети в воображаемой ситуации, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений

На каждом возрастном этапе развития личности игра имеет свои особенности и формы проявления. Детям раннего возраста присущи предметные игровые действия, в дошкольном возрасте преобладают сюжетно-ролевые и дидактические игры, в школьном возрасте на первый план выходят спортивные и другие виды игр. По мнению П. Ф. Лесгафта преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упр в том, что она всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует ДА Подвижная игра является средством развития субъектности у ребенка, которая проявляется в таких качествах как: активность, самостоятельность, инициативность, творчество. В подвижных играх дети придумывают варианты, новые правила, выразительно и грациозно выполняют движения, что непосредственно влияет на развитие творчества. Однако, вопрос развития творчества в подвижной игре является мало исследуемым вопросом в теории и практике физического воспитания ребенка дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогических исследований и образовательных программ, показал, что усилия большинства авторов, направлены на решение таких проблем как проведение активной оздоровительной работы, развитие физ и волевых качеств, двигательных навыков, организации рационального питания, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Таким образом выявлены основные противоречия: между возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, повышающими запросы к развитию личности дошкольника и между традиционными педагогическими подходами, направленными на передачу знаний и умений; между признанием развития таких личностных качеств, в процессе физ воспитания как инициативность, способность творчески мыслить и между недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса. Данные противоречия позволяют увидеть проблему :

Проблемы в развитии игры : Сложившаяся система физ воспитания, не обеспечивает в должной мере развития двигательного творчества дошкольников, а также не позволяет качественно выполнять ФГОС, которые предусматривают развитие интегративных качеств ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования, необходимо изменить отношение к формированию системы физ воспитания и определить ее новую цель - комплексно использовать средства физ культуры для физического и личностного развития детей, обеспечить ребенку возможность проявлять самостоятельность, творчество, способности, утверждать себя как активного деятеля, тем самым развивать субъектную позицию детей дошкольного возраста. Игра в деятельности отдельных педагогических коллективов не занимает предполагаемого программой ДОУ приоритетного места в режиме детской жизнедеятельности. Не находят своего успешного решения многие программные задачи, связанные с игрой, её развитием. Анализ педагогической практики подтверждает, что дети заняты деятельностью, нередко полезной, насыщенной, интересной, развивающей, но преимущественно организованной взрослыми, а для самостоятельных игр времени не остаётся. Необходима перестройка педагогического сознания воспитателя, изменение акцента в его работе: перенос его с другой организованной им деятельности на самостоятельную творческую деятельность детей и, прежде всего, — игру. Не все педагоги и руководители осознают необходимость внутренней перестройки своего педагогического сознания, что тормозит процесс гуманизации образовательного процесса в ДОУ, затрудняет реализацию программных задач, и прежде всего — связанных с развитием детских самостоятельных видов деятельности. Игра в ДОУ (особенно сюжетно-ролевая) либо пускается на самотёк, либо чрезмерно регламентируется. Отмечены тенденции превалирования в деятельности, организованной взрослыми над самостоятельной деятельностью детей, недопустимое смещение акцентов в организации их жизнедеятельности.

На базе большинства детских садов развитие творчества ведётся через такие виды деятельности как художественная, музыкальная, художественно -речевая, театрализованная, наряду с этим в физ воспитании развитие творчества недостаточно проработано. Изучая состояние педагогического процесса в группе, можно установить, какое место занимает подвижная игра в режиме дня и, в частности, в самостоятельной деятельности; роль педагогов, их знание и использование на практике вариативности подвижных игр.

Педагогическая действительность Нашим дошкольникам на сегодняшний день не хватает самостоятельности, их всё время организуют, ведут на занятия, на кружки, вот почему наши дети сегодня так мало играют. Наблюдения показали, что недостаточная интеграция деятельности специалистов ДОУ в физкультурно- оздоровительной и воспитательно- образовательной работе. Большая часть воспитателей рассматривает подвижные игры только как метод обучения движениям, формирования физ качеств. Анализируя творческое отношение детей к движению, хочется отметить, что дети чаще копируют товарища или взрослого, с трудом придумывают новые движения. Самостоятельная деятельность на прогулке, чаще всего однообразна. Недостаточная компетентность взрослых в вопросах создания развивающей игровой среды; недостаточная компетентность взрослых (руководителей ДОУ и родителей, которые являются трансляторами игровой культуры); реализация принципа динамичности — статичности; недостаточная просвещённость родителей по вопросу подбора игрушек и игрового материала; место игры в режиме дня.

Наиболее типичные ошибки педагога в использовании игрового материала. Так, 1-2 раза использовав случайно подобранные игры и не ощутив от этого какого-либо значительного положительного эффекта, кто-то из педагогов вполне может убедить себя и в дальнейшей их бесполезности. Другие педагоги склонны совершенно неоправданно сводить все многообразие детских игр к играм дидактическим. В этом случае игра принимает исключительно формальный характер и практически ничем не отличается от учебных заданий. Нередко можно также наблюдать и, незаинтересованное отношение педагогов к тем играм, которые они предлагают детям, их неумение поддерживать адекватную линию собственного поведения в игре. Не используются атрибуты. Не менее вредит и стихийное, бессистемное, неумеренное использование игр. Хорошо известно, что, если выбрать из всего арсенала педагогических средств лишь одно, пусть даже самое удачное, и постоянно пользоваться только им, последствия могут оказаться прямо противоположными ожидаемым. Так, частое, без меры использование игр фактически превращает их в лучшем случае в игры формальные, или псевдоигры.

Пути решения:

Изменить отношение педагогов к игре не как к объекту управления, а как к условию развития ребёнка, его творчества; создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры; обратить внимание на следующие способы построения игры: — последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки; — ролевое поведение, с помощью которого ребёнок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы; — сюжето-сложение, посредством которого ребёнок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие; педагоги должны направить свой творческий потенциал на : - -овладение и внедрение игровых педагогических технологий; развёртывание образовательного процесса в игровой форме; приобщение ребёнка к самостоятельной творческой деятельности; конструирование игровой продуктивной эмоционально образной ситуации, создающей условия поиска ребёнком решения проблемы; формулировку игровых творческих заданий, посредством которых ребёнок переходит от имитационной, подражательной, репродуктивной деятельности к продуктивной, творческой; применение игровых комплексов, выводящих дошкольников на моделирование игровой формы и творческого продукта. При этом следует руководствоваться следующими принципами: интеграции разных видов искусств и видов деятельности детей; творческого воспитания ребёнка — создания свободы творческого самовыражения посредством игрового оснащения.

Публикации по теме:

«Проблема сенсорного развития детей раннего возраста в исследованиях педагогов и психологов» В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Значение сенсорного.

Безопасность в подвижных и спортивных играх. Подвижные и спортивные игры, входящие в программу физического воспитания дошкольников характеризуется разнообразными движениями: бегом,.

Комплекс подвижных игр на развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста Комплекс подвижных игр для развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста Пояснительная записка.

Пластилинография-вид творчества для развития ребёнка.Пластилинография-вид творчества для развития ребёнка. В. А. Сухомлинский:Истоки способностей и дарование детей-на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребёнокУ детей.

Проблема развития певческого голоса в дошкольном возрасте Проблема постановки певческого голоса в дошкольном возрасте – одна из сложных в музыкальной педагогической практике и теории. Пение - любимый.

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе На современном этапе развития в нашем обществе произошли большие изменения. Быстрыми темпами в нашу жизнь внедряется информационная технология.

Проблема речевого развития детей предшкольного образования Проблемы речевого развития дошкольников Одной из актуальных проблем в современном обществе является возросшее количество детей с патологией.

Сборник русских народных подвижных игр для социально-коммуникативного развития дошкольников Пояснительная записка Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера,.

Тема: «Реализация гендерного подхода с учётом пола ребёнка на НОД по физической культуре, в подвижных и спортивных играх» Выступление на педагогическом совете Тема: «Реализация гендерного подхода с учётом пола ребёнка на НОД по физической культуре, в подвижных.

Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей дошкольного возраста В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важное место. Чтобы ребенок дошкольного возраста развивался как самостоятельная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития творчества в подвижных играх
Опубликовано: 16 сентября 2017 в 18:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД