Получи документы

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Оксана Гудзиева
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Проблема эмоционального выгорания в педагогической профессии. Тренинг: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания»

Цель: знакомство педагогов с понятием эмоционального выгорания, формирование навыков регуляции педагогов, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Публикация «Тренинг „Профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах

За день до проведения практикума педагоги получают для самоконтроля анкету для оценки синдрома эмоционального выгорания (Приложение 1) и анкету методику «Я и моя работа» (Приложение 2).

Французский философ М. Монтель писал: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие».

Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными ведрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога, педагога-мастера?

Не каждая профессия может сравниться с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые изо дня в день испытывает педагог. Научно доказано, что через 20 лет работы в педагогической сфере у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все педагоги (не просто так в педагогической профессии пенсионный возраст отличается от других). Эмоциональное сгорание проявляется в не сдержанности, грубости, не уверенности, тревожности.

Что же такое эмоциональное выгорание – развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и снижения понимания и сочувствия по отношению к сотрудникам и клиентам.

Одной из главных причин эмоционального выгорания является тревожность. Её вызывают многократные неблагоприятные ситуации, которые педагог постоянно переносит.

Нет ни одного человека, который не знакомо чувство тревоги. Волнение – естественный процесс. В человеке заложен особый биологический механизм, помогающий справляться с эмоциональной перегрузкой.

Чтобы не жить в состоянии постоянной тревожности, важно научиться экспресс приёмам снятия эмоционального напряжения

1. Йоговское дыхание: схема дыхания 4+4+4 (четыре секунды на вдох, четыре- задержка дыхания, четыре секунды выдох). Давайте попробуем этот способ на себе. Расположитесь удобней, закройте глаза, подышите по предложенной схеме, прислушиваясь к своему дыханию.

2. Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее, ниже затылка. Научимся его снимать. Сложим руки «замком» сначала за шеей, отведите плечи назад, напрягите спину, расслабьте мышцы и напрягите снова. Теперь сложите руки «замком» за спиной. Потяните их, снова напрягая и расслабляя спину.

3. Потягивание. Это универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь

4. Улыбка. Попробуйте улыбнуться и зафиксировать улыбку на 10-15 сек. Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Тренинг эмоционального выгорания.

Ведущий: прежде чем мы начнём тренинг обговорим правила

Введение норм поведения в группе

1.Активность. Если хотите научиться плавать, прыгайте в воду. Тренинг, это родник, но от вас зависит, будете вы пить или нет.

2. Равенство. В тренинге принято отказываться от статусных различий, погружаться в атмосферу психологического равенства и обращаться друг к другу по именам и на «Ты».

3. Психологическая безопасность. В тренинге вам становится известна некоторая информация об участниках, это правило о том, чтобы такая информация оставалась здесь и нигде не обсуждалась.

Для выполнения упражнений группа должна сидеть в кругу

Упражнение «В чём же мне повезло в жизни»

Цель: найти в своей жизни положительные моменты»

Ход упражнения: на листе бумаги каждый пишет 5-6 пунктов о том, в чём же ему повезло в жизни.

Упражнение "Я хороший. Я плохой"

Цель: определение личностных качеств себя плохого и хорошего. Умение принять в себе некоторые плохие черты

Ход упражнения: лист бумаги делится на два столбика. Первый столбик «Я хороший», второй столбик «Я плохой». В каждом столбике пишется по 5 своих хороших и плохих качеств. Далее на столе высыпаются мелкие игрушки (например, киндеры). Каждый выбирает по одной игрушке на каждый тезис (всего 10 игрушек должно быть в итоге, которая по мнению человека наиболее подходит. Затем из 5 «хороших» и из 5 «плохих» выбирается по три игрушки, не смотря на список своих качеств. В итоге остается 6 качеств тех, которые есть на самом деле и плохие качества, которые каждый должен принять в себе.

«Ассоциации с игрушкой»

Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.

Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

«Я подарок для человечества»

Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества.

Аргументируйте свое утверждение фразой: «Я подарок для человечества, так как я.».

«Просмотр мультфильма «Кролень» от пиксар»

Цель: путем обсуждения мультфильма поиск позитивного смысла

Подведение итогов занятия

Рефлексия «Мне сегодня.»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня.», оправдались ли ваши ожидания?

Приложения 1

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почти никогда Иногда Часто Почти

всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

кто закончил отвечать на вопросы анкеты, взгляните на экран. На экране вы видите как подсчитать результаты.

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.

Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

Существуют методики для более подробной диагностики эмоционального выгорания. Если Вас заинтересовала самодиагностика можно в индивидуальном порядке провести подробную диагностику.

Приложение 2

Методика "Я и моя работа".

Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов, отметив его в бланке.

1. Мне интересна моя работа

а) да; б) отчасти; в) нет.

2. Меня считают успешным профессионалом

а) да; б) не уверен; в) нет.

3. У меня сложились хорошие отношения с коллегами

а) да; б) не со всеми; в) нет.

4. Дома я часто рассказываю о своей работе

а) да; б) иногда; в) нет.

5. Я занимаю должность, которая соответствует моим способностям

а) да; б) отчасти; в) не совсем.

6. Мне нравится мое рабочее место

а) да; б) не совсем; в) нет.

7. Я получаю удовольствие от работы

а) да; б) временами; в) нет.

8. Я чувствую, как растут мои профессиональные знания и навыки

а) да; б) не уверен; в) нет.

9. У меня редко бывают разногласия с коллегами

а) да; б) иногда; в) нет.

10. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе

а) да; б) временами; в) нет.

11. Мою работу не каждый способен выполнить так же хорошо, как я

а) да; б) не уверен; в) нет.

12. Меня вполне устраивает организация труда в нашем коллективе

а) да; б) не совсем; в) нет.

13. Хорошая зарплата для меня - не главный мотив труда

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет, главный.

14. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают

а) крайне редко; б) периодически; в) часто.

15. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи

а) да; б) иногда; в) нет.

№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма

ИР 1 4 7 10 13

ПР 2 5 8 11 14

УР 3 6 9 12 15

Обработка результатов. Важнейшими компонентами удовлетворенности трудом являются интерес к работе (ИР) (первая строка, возможность профессионального роста (ПР) (вторая строка) и хорошие условия работы (УР) (третья строка). Вариант а) оценивается в 2 балла, вариант б) - в 1 балл, вариант в) - 0 баллов.

Запишите в трех последних клетках суммы баллов по каждой строке, затем сложите их.

25-30 баллов - высокий уровень удовлетворенности своей работой

19-24 баллов - уровень удовлетворенности своей работой выше среднего

13-18 баллов - средний уровень удовлетворенности работой

Менее 13 баллов - низкий уровень удовлетворенности работой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость»Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость» Доброе время суток, дорогие МАААМовцы! Спешу поделиться очередной публикацией в периодическом издании "Справочник педагога-психолога. Детский.

Профилактика профессионального выгорания в современной системе образованияПрофилактика профессионального выгорания в современной системе образования В нашем дошкольном учреждении большая роль отводится профилактике профессионального выгорания у педагогов. Работа в данном направлении реализуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 17:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД