Лучший педагог года

Проблемы и перспективы в работе по закаливанию дошкольников

Ольга Шевченко
Проблемы и перспективы в работе по закаливанию дошкольников

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. Воспитание здорового поколения – важнейшая задача, требующая серьезного и масштабного подхода к ее решению. Деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения базируется на понимании здоровья как целостной категории, включающей в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, социальную стороны его проявления.

Публикация «Проблемы и перспективы в работе по закаливанию дошкольников» размещена в разделах

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях пребывания его в дошкольном образовательном учреждении стоит на первом месте. Это связано с тем, что возросло количество инфекционных и простудных заболеваний, также ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (плоскостопие, нарушение осанки). Сложившаяся неблагополучная ситуация направила меня на поиск и внедрение в работу эффективных методов профилактики этих заболеваний у детей дошкольного возраста. Одним из ведущих методов, повышающим защитные механизмы организма является, закаливание. Конечно, закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду началась ветрянка, «благополучно» заболеют все дети даже закаленные, так как закаливание помогает предотвратить, лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Но, тем не менее, закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений. Главное, о чем знает всегда и помнит педагог, что ребенок не нуждается в закаливании, он нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Основная программа, по которой работает ДОУ, – это программа «Детсво», она предусматривает закаливание детей, как необходимое условие их полноценного физического воспитания. Закаливание - это комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость организма к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции. Поскольку в процессе закаливания средовые факторы оказывают влияние на ряд физиологических систем, то можно определить закаливание как формирование комплекса функциональных систем, обеспечивающих устойчивость и адаптацию организма к изменяющимся климато-гелиогеофизическим воздействиям. В детском возрасте закаливание, помимо этого, создает основу для нормального физического и психического развития, формирования сознательного и активного отношения к физическому воспитанию.

На практике, часто, применение какой-либо одной специальной закаливающей процедуры, например обливание ног или обтирание, полоскание горла или контрастное закаливание служит уже основанием для того, чтобы считать закаливание проводящимся. Однако, это ошибка, так как применение только одной, специальной закаливающей процедуры, даже сильно действующей, не оказывает должного эффекта. Следовательно, при организации оздоровления детей в условиях детского сада необходимо помнить, что закаливание - это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня, а не отдельно взятая процедура.

Моя работа начиналась с постановки цели: совершенствование условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка в ДОУ и семье. Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению задач, которые осуществляются по следующим направлением:

- Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.

- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

- Формирование представлений об окружающей среде.

- Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

- Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

- Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определять свое состояние и ощущения.

- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

- Систематическая работа по ОБЖ, выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

Как показывают многочисленные исследования, наиболее эффективными влияниями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся, прежде всего, контрастные методики в пульсирующем режиме. В своей работе я использую методику Ю. Ф. Змановского. Ю. Ф. Змановский делит методы закаливания на 2 группы : традиционные и нетрадиционные. Традиционные методы основаны на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагают постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные). К нетрадиционным – методы, основанные на контрасте температур. С помощью контрастного закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, создаются условия для повышения сопротивляемости организма.

Метод контрастного воздушного закаливания построен на увеличении дозы холодового воздействия. Разница температуры в двух помещениях, составляет вначале в «теплом» – +23-+26о, а в «холодном» – на 3-5о ниже. Она увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 8-10о за счет снижения температуры в «холодной» комнате, доводится до +14 - +16о. Обязательно учитывается общее состояние здоровья детей. Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживается с помощью батарей центрального отопления, в «холодном» понижается за счет интенсивного проветривания. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и повышают эффективность закаливающих процедур. Важно помнить, любое закаливание принесет желаемый результат лишь в том случае, если сила воздействия применяющегося фактора (воздуха, воды, солнца) будет увеличиваться постепенно. Влияние закаливающих факторов будет положительным только в том случае, если они отвечают определенным гигиеническим требованиям. Воздух и вода должны быть чистыми и иметь определенную температуру.

Закаливание проводится при соблюдении принципов, обязательных для обеспечения успешности, которые, будучи сформулированы еще Г. Н. Сперанским:

- осуществление закаливания только при полном здоровье ребенка;

- его постепенность и увеличение интенсивности закаливающих воздействий;

- систематичность и последовательность их проведения;

- учет индивидуальных особенностей ребенка, недоступность проведения закаливания при отрицательных эмоциональных реакциях на него.

Также при проведении закаливающих мероприятий педагог учитывает, помимо индивидуальных особенностей ребенка, его состояние, самочувствие, возраст, так как дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, не обладают еще достаточной самостоятельностью и самоконтролем, не обладают умением поддерживать самостоятельную активность в процессе процедуры.

В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, важно запомнить, что музыка положительно влияет на эмоциональный тонус. Лежа в постели, поверх одеяла, дети выполняют физические упражнения (3-4, в течение 2-3 минут на все группы мышц: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе, стоя у кровати. Затем дети встают с постели, идут по «корригирующим» дорожкам, что способствует развитию и укреплению свода стоп, предупреждению плоскостопия и переходят в групповую комнату (холодную). В прохладном помещении предлагаются разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением, музыкально – ритмические упражнения, разнообразные виды ходьбы и бега. В заключение, обязательно, несколько упражнений на восстановление дыхания. После активных движений дети отправляются обратно в умывальную комнаты, где проходит обширное умывание лица, рук до плеч, полоскание ротовой полости.

Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующей повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль, первостепенное же значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения. В период после перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания индивидуально щадящая (носки, майки, а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращается вдвое. Но следует помнить, что контрастные процедуры не прерываются даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению, существенно улучшается кровоток в носоглоточной области, в этом случае идет тесное взаимодействие с родителями.

Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания и является хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком проводится во всех возрастных группах. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли (Ю. Ф. Змановский).

В своей работе я сочетаю данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия. Так же я планирую в старшей группе применять: ходьбу на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37о. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10о и доводится до комнатной температуры. Для того чтобы повысить у детей интерес и желание быть сильными и здоровыми включаем в процедуру такого закаливания игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретёт более осмысленный и произвольный характер. Для этой цели используется, например, полифункциональная развивающая игра с элементами звуковой гимнастики “Волшебный напиток” (В. Т. Кудрявцев, Т. В. Нестерюк). Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах t 36-38о. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а, открыв глаза, произносят “волшебные” слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми. Милыми и счастливыми. А. у. м.». Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3, а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней. Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует просто уменьшить нагрузку или интенсивность раздражителя.

Также эффективным методом, дополняющим закаливание, в дошкольном учреждении является :

•Соблюдение температурного режима в течение дня;

• Правильная организация прогулки и её длительность;

• Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;

• Облегчённая одежда для детей в детском саду;

• Сон без маек;

• Дыхательная гимнастика после сна;

• Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально);

•Комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки).

Разнообразие и комплексность средств закаливания позволили мне :

- Повысить сопротивляемость организма детей к болезням, и как результат - снижение заболеваемости в нашей группе.

- Улучшить состояние здоровья воспитанников, а закаливание кожи стоп с помощью пониженных температур воспринимается в виде приятно- прохладных, приятно-тепловых ощущений.

Но какими бы совершенными методами ни проводилось закаливание ребенка в детском саду, оно не достигнет желаемого результата, если не находит поддержки у родителей. Поэтому, одно из направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : семья, детский сад, общественность. Для этого мною были определены задачи работы с родителями :

- Повышение педагогической культуры родителей;

- Пропаганда общественного дошкольного воспитания;

- Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта;

- Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;

- Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары;

- Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;

- Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Постоянно идет просветительная работа с родителями по формированию здорового образа жизни. Педагоги, совместно с медицинской сестрой, знакомят родителей с оздоровительными мероприятиями. Представляют рекомендации через рекламы, выпуски буклетов, газет, информационно-наглядную агитацию, презентации. Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывают анкетирование родителей, изучение социального статуса семьи. Мы узнаем о ребенке, о его физическом развитии в семье, и намечаем наиболее важные и эффективные формы и методы педагогической пропаганды.

Анализ анкетирования родителей показал: удовлетворённость родителей работой ДОУ : 100% респондентов на отлично оценили работу д/сада по соблюдению режима дня, 88,7% - на отлично формирование культурно-гигиенических навыков, 88,% - на отлично организацию двигательного режима, 88% - на отлично организацию закаливания детей.

Формирование здорового образа жизни в семье:

- 89% родителей соблюдают режим дня;

- 89% - охотно занимаются физическими упражнениями;

- 11% испытывают затруднения в организации режима дня;

- 12% - в осуществлении закаливании;

- 11,3% - в формировании культурно-гигиенических навыков.

Таким образом, проводимая работа по оздоровлению детей дает положительные результаты в развитии ребенка, благоприятно влияет на его эмоциональную сферу, повышает иммунитет ребенка, развиваются все психические процессы, а также ребенок становится физически более развитым. Пропагандирование здорового образа жизни среди взрослых и детей приносит хорошие плоды. Единство семьи и ДОУ оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка. Педагоги и родители понимают, что процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным. Но еще раз отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребенка, которому закаливание абсолютно противопоказано. Могут быть временные перерывы или ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не поздно.

Достигнутые результаты показывают, что, несмотря на сложные социально-экономические условия, неблагоприятную экологическую ситуацию, при обязательном систематическом взаимодействии с родителями, возможно, успешно решать задачи эффективного формирования здоровья детей, добиваясь значительного снижения заболеваемости, обеспечения высокого уровня двигательной активности и общего развития детей. Реализация в полном объеме системы физкультурно-оздоровительной работы ведет к снижение пропусков по болезни и повышение функционирования в дошкольном учреждении.

Постоянно поддерживающаяся атмосфера доброжелательности в группах, помогает снять нервное напряжение, агрессию. Все проводимые мероприятия положительно сказываются на здоровье детей.

Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. У них выше интеллектуальный тонус и устойчивость к стрессам, а значит подготовка, а затем адаптация к школе проходит эффективнее. Направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет нашим ребятам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки детского сада к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

Публикации по теме:

Итоги и перспективы проекта «Наш огород». Часть 4Итоги и перспективы проекта «Наш огород». Часть 4 4. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы..

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без телевизора» В современном мире трудно представить семью без телевизора. Это устройство присутствует в каждом доме без исключения, причём в некоторых.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения»Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Родительское тренинговое занятие «Школьные проблемы» Занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми. Цель тренинга: Способствовать установлению и развитию отношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы и перспективы в работе по закаливанию дошкольников
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 14:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД