Лучший педагог года

Проблемы процессов адаптации младших дошкольников

Раиса Гаспарян
Проблемы процессов адаптации младших дошкольников

Проблемы процессов адаптации.

(младших дошкольников в ДОУ)

Данная статья посвящена проблеме управления адаптационными процессами малышей в ДОУ, она актуальна, так как детки посещают детский сад с самого раннего возраста, это значит с двух лет, а также для их развития повышается образовательная нагрузка в ДОУ. От того, как ребёнок пройдёт привыкание к всему новому, а это например распорядок дня, незнакомые взрослые и его сверстники, зависит его физическое и психологическое развитие, а также его будущее благополучное существование в детском саду и в семье.

Публикация «Проблемы процессов адаптации младших дошкольников» размещена в разделах

Для ребёнка младшего возраста детский сад – это первое воспитательное учреждение вне семьи, с которым малыш вступает в контакт. Когда ребё нок приходит в детский сад его жизнь значительно меняется: нет родителей, другие требования к поведению, строгий режим дня, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, в котором много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания).

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление», то есть процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Возможности приспосабливаться у дошкольника ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, как это серьезно, поэтому специалисты ДОУ обязаны помочь не только ребенку, но и семье. Адаптация – это активный процесс, который приводит или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики, или к негативным (стресс). Можно выделить два основных критерия успешной адаптации :

- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

- внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Я считаю, что адаптация к детскому саду у малышей проходит дольше и труднее, так как часто она дополняется болезнями. В период адаптации происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.

Под адаптацией ребёнка в детском саду я понимаю качественные изменения состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, которые происходят на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Многие исследования показывают, что адаптация зависит от следующих факторов:

- физическое состояние ребенка;

- возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение;

- привязанность к матери;

- биологические факторы;

- степень подготовленности адаптационных механизмов (необходимо заранее создавать условия, требующие от ребенка новых форм поведения);

- уровень формированности у младшего дошкольника общения с окружающими людьми и предметной деятельностью.

Особенностями ДОУ являются одновременное длительное нахождение большого числа детей, а также определенные образовательные и воспитательные стандарты. Чтобы предотвратить нарушение физического и психологического здоровья, помогать полноценному развитию личности ребёнка, нужно совершенствовать работу всего педагогического коллектива ДОУ, использовать научный подход к организации развивающей среды и воспитанию детей.

Для управления адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ используется метод целеполагания «Дерево целей». «Дерево целей» представляет собой граф, вершиной которого являются общие дидактические цели, которые на более низких уровнях иерархически детализируются для решения частных задач обучения и развития. Эти цели взаимосвязаны между собой. Для этого метода важно последовательное и целенаправленное изучение процесса адаптации младших дошкольников в ДОУ.

Из вышесказанного можно сделать выводы.

Для того чтобы ребёнок успешно адаптировался к условиям ДОУ взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты и внимания.

Адаптация младших дошкольников в ДОУ – это процесс качественных изменений психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, которые происходят на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Управление адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ включает в себя:

- сотрудничество с родителями;

- сохранение физического и психологического здоровья детей младшего возраста;

- формирование психологической подготовленности, социальной осведомлённости, предметно-развивающей деятельности ребёнка в ДОУ;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Библиографический список используемой литературы

1. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1199/11602

2. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям; Книга по Требованию - Москва, 2014. - 176 c.

3. Завражин С. А., Фортова Л. К. Адаптация детей с ограниченными возможностями; Академический Проект, Трикста - Москва, 2014. - 400 c.

4. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие; Академия Развития - Москва, 2012. - 144 c.

5. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду; Академия Развития - Москва, 2014. - 176 c.

6. Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/organizatciia-protcessa-adaptatcii-detei-rannego-vozrasta-v-detskom-sadu-v-usloviiakh-fgos-doshkolnogo-obrazovaniia.html

7. Под редакцией Тутельяна В. А., Коня И. Я. Руководство по детскому питанию; Медицинское информационное агентство - Москва, 2014. - 170 c.

8. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/622768/

9. Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56973.htm

Публикации по теме:

Игровая деятельность как средство снятия психоэмоционального напряжения у младших дошкольников в период адаптации Продолжительность встречи - 10- 15 мин. Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задача: - создание положительного эмоционального.

Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования.

Родительское собрание среди первых младших групп «Итоги адаптации» Родительское собрание среди первых младших групп «Итоги адаптации» При входе в зал некоторым родителям раздаются жетоны (голубого, зелёного.

План самообразования «Проблемы адаптации детей к ДОУ». Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста» Введение ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к ДОУ 1.1. Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований 1.2. Особенности.

Презентация «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Добрый день!С новым Годом! Я отправляю вам презентацию на тему"Развитие познавательных процессов у дошкольников".Я надеюсь,что эта презентация.

Презентация «Формирование фонематических процессов у дошкольников 2–7 лет» Актуальность: Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,.

Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.

Современный дошкольник: проблемы адаптации «Современный дошкольник-проблемы адаптации» Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Трудности в адаптации младших школьников Трудности в адаптации младших школьников. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы процессов адаптации младших дошкольников
Опубликовано: 15 июня 2018 в 21:57
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД