Получи документы

Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности

Светлана Батанова
Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности

Воспитание духовно – нравственной личности ребёнка, основанного на истоках русской народной культуры через проектную деятельность»

Участники проекта :

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители (законные представители).

Пояснительная записка:

Публикация «Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности» размещена в разделах

Дошкольное детство - начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по - иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с русской народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Культура русского народа обладает высоким воспитательным потенциалом духовно- нравственного воздействия на личность ребенка, знакомит его с историко- культурным опытом народа, его духовными традициями.

Цель:

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной поисково-исследовательской деятельности дошкольников при приобщении детей к русской народной культуре.

Задачи:

1. Пробудить интерес к истории и культуре России.

2. Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.

3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.

5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.

6. Сформировать чувство национального достоинства.

7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

Ожидаемые результаты:

1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

2. Сформировано чувство национального достоинства.

3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

4. Широко используются все виды фольклора.

5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре :

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.

4. Знакомство с народным искусством русского народа.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Этапы реализации проекта :

I этап - подготовительный

Мероприятия

1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы.

Ожидаемые результаты:

Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме.

2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;

3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Ожидаемые результаты:

Создана предметно - развивающая среда

4. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры

Сроки: март

5. Разработка дидактического материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры

6. Изготовление папок:

- «Народные праздники»,

- «Русские народные игры»,

- «Персонажи русских сказок»

- «Русская народная одежда»

- «Народная игрушка».

7. Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре

Сроки: март-май

Ожидаемые результаты:

Определены направления работы.

II этап - практический

1. Мероприятия

Работа с педагогами:

«Создание мини-музеев и использование их в воспитательно-образовательном процессе детского сада».

Подготовка методических рекомендации для педагогов об организации мини- музея в группе.

Сроки: апрель

Ожидаемые результаты:

Творческая направленность педагогов

2. Методика - обучающие занятия:

- «В гости к бабушке на оладушки» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

- «У матрешки - День рождения»

(занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры) Сроки Март-апрель

- «Встреча весны и пасхи» конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Сроки: апрель

- «Праздник русской березки»

Конспект образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Худ. Творчество», «Коммуникация», «Познание», по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Ожидаемые результаты:

Самостоятельное применение полученных знаний

Работа с детьми

1. Проведение комплексно-тематических занятий: - «Пчелка - золотое брюшко»

Сроки: май

- «При солнышке - тепло, при матушке - добро»;

- «День рождение у Матрешки»

Сроки: апрель

- «Посуда вчера и сегодня»;

- «Как работали и отдыхали на Руси»,

- «Какую одежду носили на Руси»

2. Театральная неделя: «В гостях у сказки» :

Показ спектакля по мотивам русской народной сказки – «Петушек и бобовое зернышко»

Сроки: май

Ожидаемые результаты:

Осознанное владение детьми программным материалом по заданной теме. Осмысленно детьми народное изобразительно-прикладное искусство. Дети знают народные праздники, традиции.

3. Ознакомление детей с народноприкладным искусством:

«Гжель», «Хохлома», «Дымковские игрушки», «Городецкая роспись»

4. Реализация проекта :«Праздник Пасха»

- «Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций

Практическая работа. Анализ детских работ. ( Выставка: украшение пасхального яйца и изготовление пасхальной открытки. Совместное творчество родителей с детьми).

Сроки: апрель

5. Ежегодное проведение русских народных праздников :

- «Осенины»,

- «Пришла коляда - отворяй ворота»,

- «Масленица»,

- «Пасха»,

- «Праздник Русской березки».

Сроки: ежегодно

Ожидаемые результаты: Расширились знание детей о христианском празднике «Пасха», сформированные на основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду

Работа с родителями

1. Провести консультацию для родителей по вопросам:

- «История народной игрушки»,

- «Народные промыслы»,

- «Классификация традиционных (народных) игр»,

- «Что такое народная игра»

Сроки: март-май

Ожидаемые результаты:

Педагогическое сопровождение родителей по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

2. Разработать детско-родительские проекты, оформить семейные альбомы с фотографиями родителей и других членов семьи, с записями об их судьбах, интересных случаях из жизни, профессиях родителей.

3. Составить генеалогические древа

4. Организовать наблюдение, за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» и в самостоятельной игровой деятельности.

Сроки: ежегодно

Ожидаемые результаты:

-Разработаны детско-родительские проекты

-Составлены генеалогические древа семей

-Дети обучены сюжетно-ролевой игре «Семья»

-Сформирован интерес и уважение к семейным праздникам и традициям.

III этап - обобщающий

Взаимосвязь со специалистами: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Сроки: ежегодно

Ожидаемые результаты:

Выявляется уровень компетентности у родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры» -Обобщение опыта работы по теме. Сроки май

Результативность

1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

3. Сформировались чувства национального достоинства.

4. Пополнились знания о декоративно - прикладном искусстве России.

5. Расширились знания о традициях русского народа.

6. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Вывод:

Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.

Публикации по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре» Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре». В своей работе.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спортаДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы «Социокультурные истоки» СЛАЙД-1, 2. «… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь.

Формирование первичных представлений старших дошкольников об истоках русской народной культуры в кружковой деятельности Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней.

Консультация для родителей «Использование народных игр в воспитании детей с целью развития духовно-нравственной культуры» Игра и игрушка – обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, что у каждого ребёнка наблюдается потребность в игре, которая объясняется.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание средствами проектной деятельности» Патриотическое воспитание через проектную деятельность. Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 "Солнышко" Для личностного развития каждого.

Методические рекомендации по формированию духовно-нравственного воспитания детей средствами проектной деятельности - Для чего надо воспитывать детей? - Для счастья. Чтобы дети, став взрослыми, были счастливыми людьми. В настоящее время Россия переживает.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре» Информационно-практико-ориентированный проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре».

Воспитание исторической памяти средствами проектной деятельностиВоспитание исторической памяти средствами проектной деятельности Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности
Опубликовано: 10 марта 2017 в 08:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД