МААМ-картинки

Проект «Детский туризм — это интересно!»

Елена Новикова
Проект «Детский туризм — это интересно!»

Цели проекта для педагогов

: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Цели проекта для детей

: Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;

Характеристика проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.

Публикация «Проект „Детский туризм — это интересно!“» размещена в разделах

Участники: дошкольники 5-7лет (старшая и подготовительная к школе группа)

Сроки реализации проекта : 2 года (2015-2017гг)

Проблема: Туристическо-краеведческая деятельность дошкольников как основа духовно-нравственного воспитания недостаточно изучена нашим коллективом педагогов, у дошкольников не сформированы эколого-туристские знания и умения природопользования.

Актуальность.

Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К. Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: Л. А. Гольденберг, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. И. Лазарев, П. И. Рычков, Н. А. Соболева, М. В. Соловьев, В. Н. Татищев, В. Г. Чекан и др.

Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.

В отечественной педагогике с давних времен (К. Д. Ушинским, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. Т. Сакулиной, Б. М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию?

А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско-краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.

Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Цели проекта для детей : Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;

Цели проекта для педагогов : изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями г. Мантурово и Мантуровского района, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы Костромской области;

2. Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

3. Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию «открытий».

4. Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с разными видами туризма.

5. Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города Мантурово; научить работать с компасом; повторить правила поведения в окружающей среде.

6. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу;

7. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Принципы детского туризма.

Методы:

Формы:

Формы работы:

Этапы работы:

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

I этап

Установочный

Сентябрь 2015г Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу. Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта.

II этап

Внедренческий

Октябрь 2015- апрель 2017г Планирование совместной деятельности,

Сбор и систематизация информации,

Поисковая деятельность

Проведение бесед, игр, экскурсий и др.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.

III этап

Презентационный

Май 2017г Подготовка к презентации. Презентация. Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Планируемые результаты:

Сформированы знания о детском туризме;

Знают представителей растений и животных Костромской области

Сформированы умения необходимые в туристическом походе. (Умение распределять туристические обязанности; умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе; умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки и др).

Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе (умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану города, на макете детского сада; умение пользоваться компасом и др).

Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.

Увеличение доли родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Продукт проекта :

1. Конспекты занятий, совместной деятельности, бесед, экскурсий и т. д.

2. Фотоальбом: «Мы-туристы»

3. Презентация о проекте.

Маршрутный лист – Блок № 1

Маршрутный лист – Блок № 2

Маршрутный лист – Блок № 3

Маршрутный лист – Блок № 4

Перспективный план

Блок Мероприятия цель

Сентябрь

Диагностика (1-2 неделя)

Мой детский сад Экскурсия на кухню. Беседа с работниками кухни. Продолжать знакомить детей с трудом повара; расширять и закреплять знания о кухонной посуде.

Мой город Мантурово Мой замечательный город (презентация)

Экскурсия на городской стадион в микрорайоне «Юбилейный» Расширять представления детей о спортивной жизни города: спортивных сооружениях, различных видах спорта; о профессиях, связанных с физическим воспитанием

Природа родного края «Осень в родном городе» - пленер

Природа г. Мантурово в фотографиях местных жителей. – презентация.

Путешествие по экологической тропе д\с «Осеннее приключение» Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к своей малой родине.

Мы - туристы Диагностическое задание «Что мы знаем о туризме» Определение знаний дошкольников о туризме для дальнейшего планирования деятельности.

Октябрь

Мой детский сад Экскурсия в прачечную. Беседа с работниками прачечной. - Продолжать знакомить детей с работой мастера по стирке белья,

- уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца, постельное белье; закрепить названия бытовых приборов;

-воспитывать уважение к труду взрослых

Мой город Мантурово Экскурсия к Лицею № 1. - Познакомить детей с учебным заведением.

Природа родного края Экскурсия – поход «Река Унжа»

«Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит» - беседа. - Продолжать знакомить детей с природой родного края – река Унжа.

- Закреплять характерные особенности октября.

- Знакомить с народным праздником Покровом.

Мы - туристы Совместная деятельность: «Кто такие туристы. Туризм и его разновидности. Правила поведения на прогулке. Правила поведения на привале.

Игра «Угадай и расскажи», «Мы собираемся в поход» Познакомить с туризмом, видами, разновидностями. Правилами поведения на природе. В играх закреплять полученные знания.

Ноябрь

Мой детский сад Экскурсия в горницу. Продолжать знакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти.

Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.

Мой город Мантурово Экскурсия в художественную школу. Познакомить детей с художественной школой. Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Закрепить знания о народно – прикладном искусстве. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

Природа родного края «Кто живет в лесах Костромской области»- виртуальная экскурсия по лесам

Синичкин день - беседа

Закреплять знания детей об обитателях лесов Костромской области.

Закреплять знания детей об осени. Познакомить с праздниками Синичкин день и Кузьминки.

Мы - туристы Беседа : «Туристское снаряжение» Рассматривание предметов туристского снаряжения. Игры, эстафеты, практические занятия по использованию туристского снаряжения. Познакомить с туристским снаряжением. Научить самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения.

Декабрь

Мой детский сад Экскурсия в медицинский блок. Встреча со старшей медсестрой.

Познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой); показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи

Мой город Мантурово «Полезные богатства края» -экспериментирование.

1. Дать представления о природных богатствах Костромской области, более подробно о торфе.

2. Систематизировать накопленную информацию посредством логических операций (сопоставление, обобщение, анализ, синтез)

Природа родного края Д/и «Растения нашего леса» составление альбома

«Зима – не лето, в шубу одето» - беседа Закреплять в игре знания детей о растениях, растущих в Костромской области, в т. ч. на территории ДОУ. Закреплять с детьми характерные особенности зимы в нашей местности.

Мы - туристы Беседы на тему : «Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение», «Знакомство с туристскими знаками»

Игра «Турист – следопыт»

Эстафеты соревновательного характера. Познакомить детей с элементарными топографическими и туристскими знаками. Учить их изображать на бумаге.

Январь

Мой детский сад Экскурсия по экологической тропе. Птичья столовая.

- в игровой форме продолжить наблюдения за объектами экологической тропы в зимнее время.

Мой город Мантурово Знакомство с картой – схемой «Наш – город»

«Пришла Коляда накануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, как празднуют Рождество в нашем городе. Познакомить с картой города Мантурово.

- Познакомить детей с народными праздниками и традициями.

Природа родного края Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

«Зима - не лето, - в шубу одето»- беседа о погодных условиях в Косромской области

- Закреплять знания детей о животном и растительном мире Костромской области в игровой форме;

- Повторять знания детей о характерных особенностях зимы в Костромской области.

Мы - туристы Ориентирование в пространстве, знакомство с планом.

Дидактические игры: «Нарисуй игрушки на листе бумаги», «Где план, а где рисунок?», «Нарисуй предметы в групповой комнате», экскурсия по группе с опорой на план, прогулка – поход по территории детского сада.

Учить детей ориентироваться в пространстве (в группе, д\с, на территории д\с); познакомить с планом, учить составлять план.

Февраль

Мой детский сад Экскурсия в музей воинской славы. Рассматривание экспонатов военной техники.

«На героя и слава бежит» - беседа о русских богатырях Продолжать знакомить с экспонатами музея в ДОУ и Лицее № 1. Воспитывать патриотизм.

Знакомить детей с русскими богатырями.

Мой город Мантурово «Дорогая моя столица области» Заочное путешествие по городу Кострома

«Масленица» - беседа, как празднуют масленицу в нашем городе. Фольклорный праздник. Познакомить дошкольников с основными достопримечательностями областного центра –г. Кострома.

- Закреплять знания детей о народном празднике Масленица.

Природа родного края Составление кроссвордов о животных, растениях края: «Что это? Кто это?».

- Закреплять и расширять знание детей о животных Костромской области, учить составлять кроссворд.

Мы - туристы Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход» Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру.

Март

Мой детский сад Экскурсия в горницу. Экспонаты текстиля.

«Живет в народе песня» - беседа о русских народных песнях. Познакомить детей с рушником, одежда мужская (косоворотка, кафтан, кушак, женская (сарафан, передник, косынка)

Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Мой город Мантурово «Рождение города» (фотографии старого и нового города) сотрудничество с музеем. Познакомить детей с историей развития города Мантурово.

Природа родного края Экскурсия в парк. Деревья нашего края. Закреплять и расширять знания детей о деревьях Костромской области.

Мы - туристы Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход» - Продолжать закреплять полученные знаний детей о туризме в игре «Туристический поход»

Апрель

Мой детский сад «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду

Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус.

Мой город Мантурово «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов

Организовать выставку семейных проектов, продолжать знакомить детей с историей города.

Природа родного края День Птиц – акция «Скворечник»

Виртуальное путешествие в край гусей – Кологривский заповедник.

«День птиц» Викторина.

«Грач на горе – весна на дворе»-беседа Познакомить с русскими обычаями встречи весны.

Познакомить с Кологривским заповедником.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Мы - туристы Экскурсия на реку Унжа – Ледоход. Продолжать знакомить детей с природой родного края. Закреплять туристические знания на практике.

Май

Мой детский сад Экскурсия по экологической тропе. Работа в цветнике и приусадебном огороде. Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. Знакомить с растениями в цветнике.

Мой город Мантурово Экскурсия «Аллея славы у памятника воину - освободителю»

«Традиции нашего народа» праздники, развлечения – альбом

«Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.

«Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа Познакомить детей с героями-земляками.

Природа родного края «Край родной, навек любимый» - игра «Поле чудес». Закреплять знания детей о живой и неживой природе родного края.

Мы - туристы Туристический слет, совместно с родителями. Закреплять полученные знания на практике. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Перспективный план – работа с родителями.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».

Октябрь Помощь в экскурсии к реке Унже.

Ноябрь Помощь в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением : компас, рюкзак, палатка, котелок и др.

Декабрь Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»

Январь Помощь в организации «птичьей столовой» на участке (кормушки)

Февраль Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Март Участие в фольклорном празднике «Масленица»

Изготовление скворечников.

Апрель Участие в акции «Зеленые ладошки земли»

«История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов.

Май Совместный с детьми туристический слет.

Перспективный план – работа с педагогами.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Круглый стол: «Разработка и обсуждение проекта по туристско-краеведческой деятельности в доу»

Проведение диагностики по проекту.

Октябрь Организация экскурсии к реке Унже.

Ноябрь Организации «уголка туриста» в группе туристическим снаряжением : компас, рюкзак, палатка, котелок и др.

Декабрь Консультация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Январь Организация «птичьей столовой» на участке (кормушки)

Февраль Приобретение аптечки, которая необходима в туристических походах.

Март Организация и проведение фольклорного праздника «Масленица»

Изготовление скворечников.

Апрель Организация акции «Зеленые ладошки земли»

«История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов.

Май Организация туристического слета.

Проведение диагностики.

Подведение итогов проекта.

Словарь терминов

Деятельность – Занятие, труд.

Знаток – Человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь.

Краеведение – Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических и этнографических особенностей.

Маршрут – Путь следования.

Перекус – Наскоро закусить.

Привал – Остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.

Рюкзак – Заплечный вещевой мешок с карманами.

Слёт – Прибывание на одно место с разных сторон. Массовое собрание прибывших из разных мест членов каких-нибудь коллективов.

Топографические знаки – знаки, которые используют для обозначения поверхности и взаимного расположения отдельных пунктов местности.

Туризм – Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.

Турист – Человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия.

С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка».

Список используемой литературы

1. Большакова Е. Л. Мы – юные туристы / Е. Л. Большакова // Воспитатель. - 2008.- № 4 – С. 83-87

2. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду : Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2004.- 116с.

3. Витушкина Н. А. Туризм и краеведение в детском саду / Н. А. Витлушкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79

4. Коротковских Л. Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ / Л. Н. Коротковских// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание – СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 304 с. :ил.

6. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений- СПб: «Детство-Пресс», 2001. – 400с, ил.

7. Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Спортивный досуг «Туризм» Ход праздника Звучит музыка. (Топ- топ, топает малыш). Дети входят в зал с песней: Топ-топ, топает турист По горам Кавказским вверх и.

Познавательный проект «Детский сад» .

Проект «Детский оркестр» Профессиональный проект по теме: «Приобщение детей к истокам русского народного творчества через оркестр» Музыкальный руководитель.

Проект «Детский сад будущего» Если и мечтать какой детский сад будущего должен быть в нашей стране, то, по моему мнению, он должен быть таким: Главный элемент любой структуры.

Проект «Детский сад и спорт» Проект "Детский сад и спорт" ЦЕЛЬ: вызвать у детей интерес к спортсменам, прославившим Россию и желание заниматься физической культурой.

Проект «Математика — это интересно» Проект " Математика это интересно" Проблема: Исходя из поставленных задач программы «Воспитание и обучение детей от рождение до школы»подготовка.

Проект «Мой любимый детский сад» Совместный проект детей и педагогов. ПРОБЛЕМА: каким я хочу видеть «Мой любимый детский сад». ЦЕЛЬ: создание эмоционально - положительного.

Проект «Наш любимый детский сад» Тип проекта: педагогическое проектирование Сроки реализации: 3 месяца Возрастная группа: дети 3 – 4 года. .Актуальность проекта: Любовь.

Проект «Семья и детский сад» УЧАСТНИКИ: дети 9-ой группы, их родители и воспитатели. ЦЕЛЬ: познакомиться с историей семей наших детей. ЗАДАЧИ. 1. Знакомить детей с историей.

Проект «В детский сад с радостью!» Авторы и исполнители проекта: Провадкина Ю. В. -педагог-психолог, Глушкова Т. В. -воспитатель, Дрон Е. В. -воспитатель. Продолжительность проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детский туризм — это интересно!»
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 15:03
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД