МААМ-картинки

Проект для подготовительной группы «Лазорики» по изучению русских традиций, обрядов, малых фольклорных форм

Елена Сластен
Проект для подготовительной группы «Лазорики» по изучению русских традиций, обрядов, малых фольклорных форм

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Вишенка»

Педагогический проект

«Лазорики»

Автор проекта педагог первой категории,

музыкальный руководитель Сластен Елена Владимировна

г Семикаракорск

1. Аннотация

Красоту, чистоту мы у старших берем.

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

Публикация «Проект для подготовительной группы „Лазорики“ по изучению русских традиций, обрядов, малых фольклорных форм» размещена в разделах

Изучая современные технологии и программы по музыкальному воспитанию дошкольников, я пришла к выводу, что самые передовые, инновационные педтехнологии основаны на древнем русском фольклоре. И можно с огромной уверенностью сказать, что все новое – это хорошо забытое старое. Поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности, я, составляя перспективно-тематическое планирование, в основу всегда закладывала фольклор, русский, белорусский и украинский (очень близкий по языку, а также вековые предания народов нашей необъятной России. В наш 21 век бешенных скоростей народные сказания – это тот остров, где дети, не зазубривая, учатся жить по законам природы, и не вторя педагогу,-учатся правильной, красивой речи, двигаясь, развиваются физически, дразнясь – развивают фантазию…. Сколько можно говорить о пользе фольклора! Давно доказано учеными, что только музыкально-игровая деятельность развивает абсолютно все отделы головного мозга, воспитывает коммуникативно - личностные, познавательно – речевые, художественно – эстетические и физические навыки ребенка. О том, что искусство лечит, знали в глубокой древности. Швейцарский этнограф О. Штель описал случаи, когда в древнем Хорезме табибы с помощью танцевальной музыки, звуков сурны, дойры, нагоры оживляли человека, считавшегося умершим. Они хорошо знали, звуки каких инструментов наиболее благоприятны при тех или иных болезнях. Знали, что медленная, спокойная по характеру музыка влияет на ритм сердца, снижает давление, а быстрая танцевальная — повышает его. Доказано, что звуки могут быть как созидательными, так и разрушительными. Известно, что человеческий голос может разбить вдребезги винный стакан — и не только, достаточно напомнить о библейском событии — разрушении стен города Иерихона, которые пали от звука труб (Книга Иисуса Навина, глава 6).

Сейчас, когда мы говорим о необходимости духовного оздоровления общества, вспомним, в связи с музыкой, мысли великих философов древнего мира.

Платон считал, что «музыкальное воспитание — более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души». Пророческими, как откровение, для нас являются и другие слова Платона: «Нужно избегать введения нового рода музыки, — это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области». Неслучайно Китай сохраняет древние («китайская опера») музыкальные традиции.

Аристотель утверждал, что «музыка обладает силой формировать характер».

По мнению ИбнСины (Авиценны) - «звуки и движения могут возносить душу от слабости к силе и наоборот». Лучшим средством сохранения здоровья он считал движение и пение, созерцание природы и произведений великих мастеров живописи, скульптуры.

Народные танцы и песни, игры и обряды являются мощным средством духовной и физической подзарядки. Коллективные танцы и хоровое пение повышают энергетику участников, создают доброжелательные взаимоотношения. Танец в сочетании с музыкой оздоравливает физически и духовно. Во время танца лечатся сердечно-сосудистые заболевания людей любого возраста, усиленно обогащаются кислородом все ткани организма, восстанавливается гибкость суставов, интенсивнее становится обмен веществ, накапливается жизненная энергия.

Полезно для здоровья водить хороводы. То, что участники берутся за руки, образуя кольцо, многократно усиливает мощность энергетики собравшихся в круг. Это оказывает благотворное целительное воздействие на участников.

Детство – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.

Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор, в том числе игровые хороводы.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя хороводные игры в работе с детьми, через движения мы знакомим детей с народными обычаями и традициями. Предлагаю вниманию коллег сборник игровых хороводов различных областей России.

Обоснование проекта

Современные тенденции развития науки и практики дошкольного образования связаны с необходимостью создавать единое целостное воспитательное пространство детского дошкольного учреждения.

Направленности поиска весьма многообразны. Но, между тем, в недрах национальной культуры сложилась особая, консолидирующая жизнь и пространство обитания народа культура - годовой праздничный цикл.

Исстари человеку-земледельцу, озабоченному выращиванием урожая, приходилось учиться наблюдать за природой, её явлениями, сменой времён, признаками приближения поры сева и сбора урожая. И прежде всего, обращать свой взор к подателю благ - Солнцу, называемому так ласково и уважительно - «солнышко-колоколнышко». Ведь «коло» - это тоже древнее название Солнца. И всё, что окружало человека в природе, было даром Коло, своеобразного кругового движения светила по небосклону, приносящего день и ночь, пробуждение и замирание природы, так называемое Колесо Жизни, или Годовой Круг.

Народный календарь сохранил представления о природе как живом организме, где каждое явление было поименовано, и каждый месяц, большинство недель, даже морозы имели собственные имена.

Традиционная земледельческая культура не была созерцательной и пассивной. Человек не только молился и приносил жертвы в виде цветов, плодов, мёда, зёрен, семян, яиц, каши, блинов, венков, лент, пытаясь разгадать смысл явлений и их смену. Человек и требовал, и указывал, и вызывал природу на определённые действия себе на благо, создавая во времени целую систему образов - обращений - молений - призывов - просьб и увещеваний. Таким образом сложилась замечательная обрядовость, пришедшая к нам в виде годового праздничного, аграрно- заклинательного круга - венка праздников. Необходимо заметить, что в народной культуре отдых от дел насущных в форме праздничного веселья никогда не понимался как безделье, как ничем не занятое время. Но более как возможность обратить внимание сил природы на свои нужды и чаяния, как жизненно важное и необходимое во имя выживания человека действо.

Древние хранители традиционной культуры и знаний о взаимоотношении человека с мирозданием, будучи «затейниками» - «сценаристами и режиссёрами», обеспечивали диалоги опекаемого этноса с силами природы, представляемых в образах божеств - богов Воды, Земли, Огня, Дождя, Солнца. Чтили и почитали их участие в своей жизни: «Огонь - царь, Вода - царица, Земля - матушка, Небо - отец, Ветер - господин, Дождь - кормилец, Солнце - князь, Луна - княгиня».

Таким образом, события-диалоги с природными силами выстраивались в особую сюжетно-драматургическую канву: пение, танцы, театрализация, инструментальное исполнительство, эпические сказания, декламация, колористическое своеобразие и обереговая символика будничных и праздничных костюмов, сакральная (тайноведческая) атрибутика - всё это сформировало основы художественно-жизнетворческих начал национальной культуры. То, что назовётся затем корнями народного духа, заботно взращиваемого в гряде столетий опекунами-хранильцами.

Праздник - небольшое и недолговременное (- ИК, coбытие, совершаемое по законам и во имя гармонии - РА, с целью обеспечить выживаемость и здоровье всех сообщников по жизни и труду. И он же выступал ритмообразующим жизнь явлением, обеспечивающим сохранность культурно-исторической преемственности и памяти народа.

Вся жизнь земледельцев подчинялась движению солнца и сменам периодов хозяйственной деятельности, определённо связанных с четырьмя позициями солнцестояния, с чем и соотносятся основные аграрные праздничные циклы: Зимние Святки, Масленица, Зелёные Святки и Осенины.

Тип проекта :

По доминирующей в проекте деятельности : практико-ориентированный

По содержанию: социально-педагогический

Участники проекта : дети подготовительных групп, родители, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп.

По времени проведения: 11 месяцев

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Цель: развитие гармоничной личности ребенка на основе русского фольклора.

Задачи:

Воспитывать интерес к родному искусству.

Обогащать музыкальными впечатлениями.

Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.

Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.

Развитие социально – коммуникативных качеств: общения, соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения, выдержки.

Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Методы проекта :

«Гостиная»;

Праздники, досуги, развлечения с привлечением родителей;

Мониторинг.

Ожидаемый результат:

Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

У родителей сформируются представления о создании благоприятного и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

Имеет сформированную потребность к игре на народных шумовых инструментах, может самостоятельно организовать детей для совместной игры в оркестре;

Согласует движение и пение в играх, хороводах;

Сознательно контролирует произношение скороговорки в разных темпах.

Осознанно произносит и пропевает выразительно текст с нужными интонациями.

Ориентируется в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Имеет сформированное знание об основных народных календарных и обрядовых праздниках.

2. Содержание проектной деятельности.

Этап первый – подготовительный (16 августа – 30 сентября)

Изучение методической литературы, касающейся темы проекта.

Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность регионализации воспитания в ДОУ.

Анкетирование детей.

Разработка перспективного плана организации празднично-досуговых мероприятий и цикла тематических гостиных.

Этап второй – практический (1октября – 1 июня)

Проведение цикла тематических гостиных.

Проведение праздников, развлечений, кукольных театров и досугов с родителями.

Организация просветительской и консультативной деятельности с родителями и педагогами по вопросам формирования национальной культуры.

Этап третий – заключительный (1 июня – 18 июня)

Проведение фольклорного праздника «Троица»

Оформление продукта проекта

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга.

Представление презентации проекта на родительском собрании и педагогическом совете.

3. Результаты реализации проекта

Продукт проекта :

Продуктом педагогического проекта «Развитие музыкальности дошкольников на основе русского фольклора» являются методические разработки (приложение1).

Перспективный план организации культурно – досуговых мероприятий и цикл тематических гостиных на основе русского народного наследия.

Анкета для родителей «Что мы знаем о своем наследии».

Цикл тематических компьютерных презентаций по блокам проекта

Картотека пальчиковых игр на основе русских народных потешек, прибауток.

Картотека русских загадок, пословиц, прибауток.

Разработки сценариев фольклорных праздников : «Покров», «Святки», «Крещение», «Масленица», Пасха», «Троица» с привлечением родителей.

Просветительская работа и консультативная деятельность с родителями и педагогами: цикл консультаций для родителей и педагогов ДОУ.

Оформление продукта проекта (приложение 2) :

Выставки детских рисунков: «Осенняя карусель», «Зимние фантазии», «Весенняя палитра».

Организация и оформление мини-музея народной музыкальной игрушки.

Творческий альбом совместных рассказов «Зимняя сказка».

Мультимедийная презентация проекта.

Заключение.

Вследствие реализации проекта обогатился социальный опыт дошкольников, расширился их кругозор, выработалась устойчивая мотивация к разучиванию различных фольклорных форм, включение их в повседневную жизнь. Участие родителей в досугах и праздниках наполнило общение новым содержанием, сформировались представления о создании благоприятного и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка. Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад». Дети имеют сформированную потребность к игре на народных шумовых инструментах, могут самостоятельно организовать детей для совместной игры в оркестре; согласуют движение и пение в играх, хороводах; сознательно контролируют произношение скороговорки в разных темпах. Осознанно произносят и пропевают выразительно текст с нужными интонациями. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. Имеют сформированное знание об основных народных календарных и обрядовых праздниках. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании фольклора при взаимодействии с ДОУ по формированию патриотизма и национальной культуры, детский сад имеет высокий рейтинг.

4. Перспективы развития проекта

Данный проект может быть использован и другими педагогами, как в полном объёме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Учитывая эффективность проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения с привлечением младших дошкольников и их родителей.

Для дальнейшей реализации проекта необходимо :

Разработать методическую базу для детей 3-4 лет (серию фольклорных праздников и досугов совместно с родителями, картотеку малых фольклорных форм)

Для игры в оркестре необходимо приобрести некоторые детские музыкальные инструменты

Обогатить необходимыми атрибутами для танцев и игр, костюмами для детей и взрослых.

Библиография.

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». С-Пб, «Детство-Пресс», 1999г.

2. Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина «Детский музыкальный фольклор» в ДОУ» Москва, 2000

3. Г. П. Фёдорова «На златом крыльце сидели» С-Пб, «Детство-Пресс», 2000

4. Г. М. Науменко «Народные праздники, обряды, и времена года в песнях и сказках» Москва, «Центрполиграф», 2001.

5. Т. С. Есаян, Н. В. Корчаловская «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования» часть I. Ростов-на-Дону, издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2010г.

6. Т. С. Есаян, Н. В. Корчаловская «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования» часть II. Ростов-на-Дону, издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2010г.

Проект составлен по блокам :

«Осенняя донская карусель»

«Зима – крсавица»

«Красна, ясна, пришла Весна»

Каждый блок представляет собой мини-проект и заканчивается праздничным гуляньем или развлечением. Блоки расписаны с учетом календарно – обрядовых празднований, включают в себя занятия – «гостиные» о предстоящем празднике и разучивание запланированного материала.

Проект предполагает изучение основных фольклорных жанров :

народная песня

народная сказка

хороводные игры

пляски

малые фольклорные формы (прибаутки, загадки, потешки, дразнилки, частушки, пальчиковые игры, пословицы и поговорки, заклички).

народные инструменты;

обрядовые и календарные праздники.

Перспективно – тематическое планирование

Блок 1. Тема: «Осенняя донская карусель»

Народная песня

«Как у Дона», «Вечор – матушка», «Рябинушка», «Осень», «Где березоньки шумят».

Народная сказка

«Золотое веретено»

«Хаврошечка»

«Про филю»

Хороводные игры

«Дрёма»

«Прялица»

«Казачьи скачки»

Пляски

«Барыня»

«Варенька»

«Кадриль с балалайками»

Игра в оркестре «Ах вы, сени»

Малые фольклорные формы (прибаутки, загадки, потешки) «Пришла матушка Осень – милости просим»,

«Батюшка Покров»

«Частушки»

Презентация

«Любимый город Семикаракорск», «Осенняя карусель родной природы», «Хлеб – всему голова».

Гостиная «К худой голове своего ума не приставишь», хлеб – всему голова», «Кузьма – Демьян»,

Кукольный театр «Пых»

Обрядовые и календарные праздники. «Праздник бабушек и дедушек», «Покровские гулянья», «Гулянье на майдане», «При солнышке тепло – при матушке добро».

Блок 2. Тема: «Зима – красавица»

Народная песня

«Коляда», «Мороз, мороз» (2); А мы масленицу дожидаем», «Блины», «Метелица» «Как на беленький снежок» «Уж как шла коляда»

Народная сказка «Морозко», «Снегурочка», «Два Мороза»

Хороводные игры

«Дед Мороз» (3, стр 115, «У Меланьи, у старушки», «Бабка ёжка», «В сову».

Пляски

«Чеботуха», «Краковяк».

Игра в оркестре «Тимоня»

Малые фольклорные формы (прибаутки, загадки, потешки) «декабрь год кончает, зиму начинает», Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет», «Зима лодыря морозит», Зима – хранительница полей».

Презентация

«Русская зима», «Терем деда Мороза», «Масленица».

Гостиная «Снегурочка – внучка деда Мороза», «Пришла коляда», «Масленица».

Кукольный театр «Вертеп», Проделки бабы Яги»

Обрядовые и календарные праздники. «Васильев вечер», Крещение, Масленица.

Блок 3. Тема «Красна, ясна, пришла Весна».

Народная песня

«Небылицы»

«Пошла млада за водой»

«Как у наших у ворот» «Солнечная песня»

«Пасхальная песня»

«Пасху весело встречаем» «Как у Дона»

«Казачата»

«Чубатые ребяты»

Народная сказка

«Каша из топора», «Докучные сказки», «Семь Симеонов».

Хороводные игры

«Ворона» «Горшки» «Верба»

«Гори, солнце ярче» «Золотые ворота»

«Заря-заряница»

Пляски

«Кадриль», «Метелица», «Сударушка».

Игра в оркестре «Светит месяц», «Утушка»

Малые фольклорные формы (прибаутки, загадки, потешки) «Весна, Весна, на чем пришла», заклички Весны, «Петушок и Машенька» (3, стр 100)

Презентация

«Весна на Дону», «Пасха», «Русский костюм», «Народная игрушка».

Гостиная «Пасхальный перезвон», «Народная хороводная песня», «Песня – душа народа»

Кукольный театр «Жихарка»,

Обрядовые и календарные праздники. «Шутки шутить – весь мир смешить», «Пасха», «Праздник берёзки».

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.

Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм»Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм» При обследовании речи детей в средней группе были выявлены недоста- точные речевые навыки, в том числе: бедный словарный запас, недоста.

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками Консультация для педагогов. Детский фольклор - область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной.

Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке.

Конспект интегрированного занятия с использование малых фольклорных форм «В гости к бабушке-загадушке» . Разработка конспекта интегрированного занятия Конспект интегрированного занятия Возрастная группа: 3-4 Количество детей: 10 Тема: «В.

Конспект НОД в средней группе «Весенняя сказка» с использованием малых фольклорных форм Конспект НОД в средней группе на тему: «Весенняя сказка» (использование малых фольклорных форм) Конспект НОД в средней группе по интеграции.

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников» Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста-задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи.

Консультация «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм» Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм ]Опыт работы по теме: «Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для подготовительной группы «Лазорики» по изучению русских традиций, обрядов, малых фольклорных форм
Опубликовано: 9 января 2018 в 12:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД