Проект для старшего дошкольного возраста. Тема: «Цветы вокргу нас».

Анастасия Соснина
Проект для старшего дошкольного возраста. Тема: «Цветы вокргу нас».

Проект для старшего дошкольного возраста. Тема: "Цветы вокргу нас".

Содержание

Актуальность…. 3

Этапы реализации…. 7

Список используемой литературы….14

Приложение…. 15

Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую на-до беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внеш-ний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, да-леко не все.

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, сред-несрочный, групповой; индивидуальный (совместно с родителями).

Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»

Цель: развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Задачи:

Дать понятие, что такое цветок.

Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изго-товлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследова-ния природных объектов.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в ри-сунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.

Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолю-бие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Методы проекта:

исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

самостоятельное наблюдение;

коллективное наблюдение;

наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная нагляд-ность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

технология моделирования;

релаксация;

ароматерапия;

слушание музыки.

Формы организации проекта:

Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, разви-тие речи, природный и социальный мир);

Экскурсии;

Дидактические игры

Трудовая деятельность детей.

Экологические викторины

Ресурсное обеспечение проекта.

Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

Методический инструментарий.

Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, кол-бы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые но-жи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)

Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры по экологии;

г) библиотечка юного цветовода.

д) альбом «легенды о цветах»;

Оснащение природным и бросовым материалом.

Сроки реализации проекта: март – апрель

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расшире-ние представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное от-ношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в прак-тических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

Март 1 неделя:

Сбор и анализ литературы по данной теме

Разработка плана реализации проекта

Разработка дидактических игр, посо-бий

Подборка иллюстративного материа-ла.

Подборка стихотворений, загадок, пе-сен, сказок, мифов, легенд по теме.

Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.

Подготовить утилизированный мате-риал, материал для изобразительной деятельности, художественную и по-знавательную литературу для чтения детям.

Подготовка семян цветов, рассадни-ков.

Задания родителям по подготовке ми-ни-проектов о цветах.

Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

II. Основной этап

Март 2-4 недели

Беседа «Цветы – краса земли», «По-чему их так назвали», «Цветочные сны», «Цветы – талисманы»,

Занятие «Цветы и время», «Красная книга России»;

Экскурсия в парк, цветочный магазин.

Цель: знакомство с цветами моего края.

Загадывание загадок, ребусов.

Заучивание и чтение стихотворений.

Чтение художественной, познаватель-ной литературы,

Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»

Занятие «К первоцветам в гости» (дать представление о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми; обогащать словарь).

Рассматривание иллюстраций, от-крыток с изображением цветов.

Дидактическая игра «Цветочный ма-газин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цве-ту, составлять красивые букеты).

Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка - стебель, листья цветок).

Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление назва-ний комнатных растений).

Занятия «Комнатные растения уголка природы» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних при-знаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями).

Беседа «Красота спасет мир», посвя-щенная «Дню Земли» (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окру-жающем мире).

Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых рост-ков, первоцветов.

Подвижные игры.

Слушание музыки:

цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

Ю. Антонов “ Не рвите цветы”

В. Моцарт “Цветы”

П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”.

Ю. Чичков “Волшебный цветок” “Это назы-вается природа”

М. Протасов “Одуванчики”

Апрель 1 неделя:

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

если долго не поливать цветы, лис-точки увядают, а цветок падает.

где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнеч-ных лучей);

“Наблюдаем, как растет лук” (Зарисо-вать)

“Проращиваем семена, луковица”

Трудовая деятельность на участке, в груп-пе – посадка цветов, уход за ними.

Собрать коллекцию: цветы, сделан-ные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов».

Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?

Работа с родителями:

1. Консультация «Ребенок и природа (ос-новы безопасности детей дошкольного возраста)».

2. Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».

3. Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и на-ходок, источник счастья и труда (что можно делать весной)».

Апрель 2 неделя:

Художественно-творческая деятельность:

а) активное участие в мероприятиях, свя-занных с темой «Цветы»;

б) изготовление цветов из бумаги;

в) рисование цветов красками, карандаша-ми, мелками, используя разные приемы:

г) принимать участие в выставках в детском саду:

- «Первые цветочки – мать-и-мачеха» (за-крепление знаний о строении цветка, лекар-ственных растениях ближайшего окруже-ния)

- Коллективное рисование в нетрадицион-ной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмо-ционально-ценностного отношения к худо-жественным образам).

- Портрет “ Растение улыбается”

Лепка барельефа “Цветок-это чудо”

Картотека дидактических игр:

«Цветок – твой талисман»;

«Угадай цветок по описанию»;

«Угадай цветок по загадке, по иллюстра-ции»;

«Собери цветок из геометрических фи-гур»;

«Укрась цветами ковер».

«Посади луговой и садовые цветки»

«Назови лишний цветок»

Наблюдения (пример: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не рас-пускаются, за цветами на рабатках.

День поэзии «Красивый цветок» (раз-витие эмоционально-ценностного от-ношения к художественным образам).

Вечер загадок «Загадки Лесной феи».

Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подо-коннике».

2. Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».

Апрель 3 неделя:

Защита детьми мини-проектов (со-вместно с родителями)

Оформление фотоальбома «Дети и цветы».

Оформление выставки поделок и ри-сунков «Цветы вокруг нас»

Апрель 4 неделя:

Открытое занятие «Цветы вокруг нас»

Викторина между детьми и родителя-ми «Знатоки цветов»

Защита проекта «Роза – символ любви и красоты»

Инсценировка сказки «Почему Роза колючая?»

В ходе проекта:

мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания пу-тем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный матери-ал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и раз-витию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поиско-во-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словар-ный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной ис-следовательской деятельности.

Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализа-ции творческих и познавательных способностей у детей, в организации и про-ведении экологических мероприятий, конкурсов.

Список использованной литературы:

1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошко-льников): Учебное пособие для педагогических училищ по специально-сти «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.

2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.

3. Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.

4. А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и экспе-рименты в Д/С 2005 год.

5. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.

6. А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию до-школьников” 2005 год.

7. С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.

8. Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

1. Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – № 2. – 1997.

Приложение

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе.

Тема "Золотой луг" (по Пришвину).

Задачи:

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Познакомить с по-нятиями: промысел, идти в пяту, фукать. Развивать умение эмоционально от-кликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения.

Оборудование:

Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусоч-ки ваты для дыхательного упражнения.

Ход занятия:

Воспитатель - Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным че-ловеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ пи-сателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто бу-дет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Загадка про одуванчик

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)

Воспитатель - Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке? В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами ду-нуть, издавая при «фу».

Воспитатель - Располагайтесь удобно и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная заба-ва. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

"Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешь-ся, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень краси-во! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вста-вали».

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интен-сивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Беседа об одуванчике

Воспитатель - Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов вста-ет солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачи-вает вслед за ним сою головку-цветок.

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое рас-тение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него де-лают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Воспитатель - Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любовать-ся красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произ-ведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.

Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил При-швин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спа-сает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.

Анализ.

– С чем мы сегодня познакомились на занятии?

-Что узнали нового?

-Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

Итог - На этом наше занятие закончено.

В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила При-швина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять до-мой почитать с родителями.

Конспект занятия по экологии и лепке.

Тема "Гвоздика".

Задачи:

Уточнить и дополнить знания детей о цветке гвоздика.

Познакомить с легендой о гвоздике (из книги Л. Згуровской «Август в Кры-му»).

Учить детей выполнять поделку из бросового материала и пластилина.

Развивать мышление, образное восприятие, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать интерес к родной природе.

Словарь: легенда, дикорастущие, медоносные.

Оборудование:

Картинки с изображением гвоздики головчатой, садовые гвоздики в вазе.

Карандаши (красного, розового цветов, точилки, зеленый пластилин, дощечки для лепки.

Гвоздика

Ход занятия:

Воспитатель - Это цветок многим из вас знаком. Назовите его (показ). Это гвоздика. Вы, наверное, видели гвоздики в букетах, преподнесенных в пода-рок, или в цветочных магазинах. Это садовые цветы. Их выращивают специ-ально для того, чтобы потом срезать для букетов. Эти цветы долго стоят в ва-зах и радуют своей красотой людей. Но есть у садовых гвоздик родственницы – дикорастущие гвоздики. Что значит дикорастущие? Это растения, которые растут без помощи человека, сами, в лесах, лугах, горах.

Воспитатель - Вот гвоздика головчатая. Видите, какая она головастенькая, целая компания цветков на конце стебля. А пахнет-то она как! Не то что ее садовая сестрица.

А есть еще гвоздика полевая. Как вы думаете, почему она получила такое на-звание? Гвоздика полевая растет в поле. Гвоздика бледная. Ваши предполо-жения по поводу этого названия? Лепестки этого цвета окрашены в бледный бежевый цвет. Растут в Крыму гвоздики, которые носят имена своих первоот-крывателей (гвоздика Маршалла и гвоздика Андржейовского).

В давние времена в Китае от людей, которые разговаривали с китайским им-ператором, требовали, чтобы они держали во рту гвоздику, чтобы не беспоко-ить государя неприятным запахом изо рта.

Да и в других странах не обходилось без гвоздик во дворцах. Придворные дамы украшали гвоздиками свои наряды. Просто не давали покоя садовникам, без конца требуя себе этих цветов. А все потому, что королева Англии яви-лась однажды на бал в платье, украшенном живыми гвоздиками.

А еще есть старинная легенда о гвоздике.

Легенда о гвоздике

«Была у греков богиня Диана. Очень красивая, мужественная и плюс ко все-му – страстная охотница. Ее изображали с луком и стрелами и считали покро-вительницей охотников. Возвращалась она как-то с неудачной охоты и встре-тила малолетнего пастушонка, играющего на свирели. Диане надо было на ком-то сорвать свою злость, и она закричала на мальчика: «Это ты, негодный, распугал своей свирелью всех зверей и птиц» – «Что вы! Что вы! – испугался пастушок. – Я никого не пугал Я тихо играл, для себя только. Просто забав-лялся. Голос свирели так тих, что его слышат только цветы». Разгневанная бо-гиня не поверила пастушонку, набросилась на него и избила. Избила так, что капли крови окропили все вокруг, и каждая капелька проросла из земли, став стеблем пунцовой гвоздики».

Воспитатель - Вот такая грустная легенда. Вы уже знаете, что легенда – это вымышленный рассказ о реальном, настоящем предмете.

Воспитатель - Гвоздика умеет не только радовать взор своей красотой. Она еще обладает лекарственными свойствами. А насекомым она мила за то, что является медоносным растением. Как вы понимаете значение слов «медонос-ные растения»? Это растения, выделяющие нектар, который пчёлы перераба-тывают в мёд.

Название растения происходит от греческих слов - "божественный" и "цве-ток". Давайте попробуем сделать цветок гвоздики. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Точилка для карандашей»

Точилку в руки мы возьмем,

Карандаш точить начнем.

Стружек ярких насверлим,

Цветок гвоздики смастерим.

Дети складывают левую руку в кулак, оставляя отверстие

в середине. В это отверстие по очереди вставляют пальцы

правой руки и делают вращательные движения, как бы

затачивая карандаш с помощью точилки.

Ручной труд «Гвоздика»

Дети с помощью точилки делают закругленные и волнообразные деревянные

заготовки (материал, остающийся после затачивания карандашей). Из них

выкладывается цветок и прикрепляется к стеблю, вылепленного из пластили-на зеленого цвета прямым раскатыванием. Можно прикрепить к стеблю выле-пленный из пластилина листок.

Вопросы:

1. Чем отличаются садовые и дикорастущие гвоздики?

2. Перескажите легенду о возникновении этого цветка.

3. Как использовали цветки гвоздики в старину?

4. Какие вы запомнили виды гвоздики?

Почему они так называются?

5. Почему гвоздику называют лекарственным растением?

6. Почему гвоздику называют медоносным растением?

Для чтения или заучивания наизусть:

«Гвоздика»

Погляди-ка,

Погляди-ка,

Что за красный огонек?

Это дикая гвоздика

Новый празднует денек.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернет цветок:

– До утра! До новой встречи! –

И погасит огонек.

(Е. Серова)

Конспект занятия по экологии.

Тема: "Иван-да-Марья"

Задачи:

Познакомить детей с цветком (название, внешний вид, места и особенности произрастания). Учить детей понимать образный смысл легенды (из книги Л. Згуровской «Август в Крыму»). Словарь: Иван-да-Марья, медонос. Развивать образное восприятие, умение видеть красоту природы. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки с изображением цветка.

Ход занятия:

О возникновении цветов сложено много легенд. Сегодня вы услышите легенду о цветке с удивительным названием – Иван-да-Марья.

Чтение легенды.

Легенда об Иван-да-Марье

«Давным-давно жил в дремучем лесу Леший. Кривоногий, с копытцами, уша-стый и очень кудряво взъерошенный. Так считали люди. Сам же леший гово-рил, что он потому лохматый, что в парикмахерах у него были всякие древес-ные колючки, сквозь которые он постоянно в лесу продирался. Ну, так вот, жил себе Леший. Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь, не знал, с соперниками дрался, гнал их из леса. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую жел-тенькую фиалочку – Марьюшку и пропал мужичок со всеми своими неприче-санными кудрями и копытцами. Пристроился радом, глазеет и вздыхает, вздыхает, ну прямо как больной. Это он смелости набирался. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. Расстроился Леший, возьми да и брякни: «Я тобою очарован, жизнь без тебя не в жизнь, выходи за меня за-муж». Фиалочка посмотрела на Лешего и отвернулась. Леший думает: чем бы ее удивить, и давай хвастаться: «Я-то могу, это могу, хочешь, все звезды в шапку соберу?»

Фиалочка Марьюшка опять посмотрела на взъерошенного поклонника и ска-зала: «Зачем мне звезды в шапке? Пусть на небе живут, мне с моим суженым на лесные дорожки светят. Ивана люблю, с ним жить буду, а не с тобой». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так говорила.

Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марь-юшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни марьюшки, ни Ива-нушки по отдельности, а есть единый лесной цветок Иван-да-Марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется».

Воспитатель - Иван-да-Марья – лесной цветок. Что это значит? Этот цветок растет в лесу.

Цветки Ивана-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно счи-таются хорошим медоносом. Знаете ли вы, какие растения называют медоно-сами? Прислушайтесь к этому слову – «медонос», о чем оно говорит? Мед не-сет.

Очень интересно приспособился цветок Иван-да-Марья к распространению семян — помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла — лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно.

А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикре-пляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений.

Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет ра-ны, лечит сердце, кожу.

Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для му-равьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно. Берегите дети кра-соту, не рвите цветы. Лесные цветы не живут сорванные в вазе, а сразу вянут и гибнут.

Если я сорву цветок.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты –

Если мы сорвем цветы…

(Т. Собакин)

Вопросы:

1. Почему цветок получил такое название?

2. какого он цвета?

3. Где растет Иван-да-Марья?

4. Почему этот цветок называют «медоносом»?

5. За что эго любят муравьи?

6. Каким образом подкармливается соком других растений?

7. Можно ли назвать Иван-да-Марью лекарственным растением?

Почему?

8. Почему нельзя срывать этот цветок?

Анализ.

Итог.

ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ

Вы задумывались когда-нибудь, почему о времени года лето говорят: "ле-то красное"?

"Красным" в Древней Руси называлось красивое. Чем же красиво лето?

А красиво оно бесчисленными множествами цветов, распускающихся в это время года.

Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему пре-красному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.

С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу.

В Индии считали: если человек увидит, как раскрывается лотос, то он бу-дет всю жизнь счастлив.

В Древней Руси верили, что цветок папоротника в ночь Ивана Купалы даёт человеку власть и открывает клады, а цветок кувшинки (одолень-трава) – защищает от всякой нечисти.

У всех цветов есть свои легенды, истории.

Если б знала баба,

Что такое одолень-трава,

Всегда бы брала её,

Вшивала в пояс,

И носила на себе.

Как появились цветы на Земле?

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой радуга дивная, он и переехал по ней на другой берег.

Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мос-точку, добралась до середины, а он возьми да и обломись! Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были доб-рые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – это там, где Баба-Яга ступала.

ПИОН

В Греции жил лекарь-целитель по имени Пион. Он лечил людей от раз-ных заболеваний цветущей травой. Цветок травы был большой, красивый, па-хучий. В лечении целитель использовал и корни. Корни выкапывают ночью, т. к. в них меньше яда. В честь этого лекаря и был назван чудодейственный цветок – Пион.

Дом, в котором есть пион, не поразит молния. Пион помогает роженицам при родах. Помогает людям от бессонницы. Ложный пион – Марьин корень обладает такими же свойствами.

СИРЕНЬ

Весной Солнце с радугой отправились гулять. Шло Солнце и лучи свои, смешивая с переливанием радуги, посылало на Землю. Падая на землю, они превращались в цветы – жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые.

Когда Солнце достигло Севера, у радуги осталось только два цвета: лило-вый и белый.

Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленький кустик, и тот покрылся сиреневыми цветами. А белый цвет, рассыпанный над землёй, дал белую сирень.

Увидело Счастье прекрасные цветы и спряталось в их лепестках. С тех пор считают, что на сирени найти цветок с шестью лепестками – прикоснуть-ся к Счастью.

Сирень – первое чувство любви.

МАК

Древние греки рассказывали миф о боге сновидений Мардие. Вокруг его жилища росли маки, в цветах которых покоились сны. Когда наступала ночь, Мардий срывал один из цветков и облетал Землю, усыпляя им утомившихся людей.

РОЗА

Роза – бесспорная царица цветов! Испокон веков её поклонялись, её вос-певали и любили. По количеству посвящённых ей стихов, песен, поэтических легенд и преданий царица цветов занимает исключительное место. Самые первые сведения о розе встречаются уже в древнеиндийских сказаниях, со-гласно которым она пользовалась в Древней Индии таким почётом, что даже существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него всё, что он только пожелает.

Даром богов считали розу и древние греки. Титул царицы цветов она по-лучила от знаменитой Сафо. А появление её греческие поэты облекли в целый ряд чудесных сказаний: родилась роза из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда та выходила из моря. Увидев цветок, по красоте своей не уступающий самой богине, очарованные боги обрызгали его нектаром, ко-торый и придал ему чудный запах. Однако из-за зависти некоторых богов нек-тар этот не дал розе бессмертия, и она осталась такой же смертной, как и всё, что рождается на Земле.

Согласно персидской мифологии, раньше все розы были белыми. Но вот соловей влюбился в розу и не смог перенести неразделённой любви. Он бро-сился грудью на шипы и умер, а роза с тех пор стала алой от его крови.

Роза обладает любовной силой, благодаря своему тонкому аромату и не-обычайной красоте. Вы сделаете прекрасный подарок женщине, подарив ей красные розы. Но никогда не дарите вместе белые и красные розы: это символ разлуки, гибельной любви Тристана и Изольды.

ВАСИЛЁК

Кто не знает прекрасный, синий как южное небо, полевой василёк. Ста-ринная легенда рассказывает: однажды небо упрекало колосья хлебного поля в неблагодарности: "Всё, что населяет землю, благодарит меня, - сказало оно, - цветы посылают мне своё благоуханье, леса - таинственный шёпот, птицы – пение, только вы не выражаете мне признательности, хотя ни кто иной, как я наполняю ваши корни освежающим дождём и зреть заставляю полновесные зёрна в ваших золотых колосьях".

"Наоборот, мы благодарны, - возразили колосья, - мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени. По-другому мы не в со-стоянии выразить свою признательность. У нас нет возможности вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о любви".

"Хорошо, - сказало небо, - если вы не можете подняться ко мне, так я сойду к вам".

И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудесные синие цветы – частицы самого себя.

Когда-то очень давно, гласит миф, на земле жили кентавры – полулоша-ди, полулюди. Мудрейшим среди них считался Хирон, прославившийся зна-ниями в медицине. Однажды разгорелась жестокая битва, и отравленная стре-ла, пущенная Тераклом, случайно тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось разыскать растение, которое облегчило его страдания – это был цветок голубого цвета – василёк.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

Трудно пройти мимо этих цветов. Смотришь на них, а они будто на тебя смотрят. Интересно, что немцы анютины глазки называют "мачехой", объяс-няя это тем, что нижний самый круглый и красивый лепесток, - это мачеха, а находящиеся выше и не менее красиво окрашенные лепестки – её родные до-чери, два верхних беленьких, как, будто полинявших с лиловым оттенком – её бедно одетые падчерицы. Есть предание, что анютины глазки – это девушка Анюта, обращённая в цветок за любопытство к чужой жизни и подглядыва-ние.

Анютины глазки – думай обо мне.

ГЛАДИОЛУС

В переводе с латинского - "меч". Из-за внешнего вида его называют - шпажник. Гладиолус символизирует дружбу, верность, память, благородство. Это один из цветов, который принято дарить мужчинам.

У крылечка домика клумбу свежую стеречь

Стал на стражу гладиолус, в переводе – это "мечь".

И как будто строгий воин в светлых латах – лепестков

Поднимается, спокоен, неприступен и суров.

ГВОЗДИКА

Символ революционной борьбы – гвоздика. Луговая гвоздика встречает-ся на сухих, сильно освещённых солнцем местах. Цветы гвоздики привлекают к себе большое количество бабочек, потому что она выше других растений и имеет яркую окраску. Гвоздика является большой любимицей человека. Ве-ликолепный запах её цветов напоминает запах известной пряности – гвоздики, поэтому её так и назвали.

В прошлом французские девушки деревенские, провожая своих парней на войну, дарили им букеты гвоздик, выражая пожелание быстрее возвращаться победителями и невредимыми. Молодые верили в чудодейственную силу гвоздики и бережно хранили, считая талисманом. Понятие о храбрости было настолько связано с этим цветком, что Наполеон I, утверждая орден Почётно-го легиона, избрал цвет гвоздики цветом ленты этого высшего знака отличия, чем и увековечил роль гвоздики в истории Франции.

МИФ:

Однажды возвращалась домой с неудачной охоты злая богиня. Она уви-дела маленького пастушка, играющего на свирели.

- А, это ты распугал всех зверей и птиц? – закричала богиня.

- Что вы? Что вы? Я только забавляюсь, - оправдывался мальчик, - ведь голос моей свирели так тих, что слышен только цветам.

Не поверила пастушку богиня, набросилась на него и стала его бить. Там, где упали слёзы пастушка, неожиданно выросли цветы, похожие на покрас-невшие от слёз глаза.

Гвоздика – символ любви, помолвки, брака.

Розовая – символизирует материнство.

Белая – чистоту, любовь.

Жёлтая – пренебрежение, отказ.

Красавица – гвоздика,

Пунцово-красный цвет,

Пойди-ка, собери-ка

Праздничный букет.

ФИАЛКА

Среди весенних цветов особенно выделяются скромные душистые фиал-ки. Чудный, ни с чем не сравнимый по своей нежности запах фиалки и прият-ное сочетание фиолетовой окраски цветка с яркой зеленью листьев сделали её любимицей человека.

Легенда рассказывает, что однажды бог света Апполон преследовал свои-ми яркими лучами одну из дочерей – красавиц Атласа. Бедная девушка обра-тилась к Зевсу с просьбой укрыть и защитить её. Великий громовержец, вняв просьбе, превратил её в чудную фиалку и укрыл её в тенистой зелени кустов. С тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханьем фиалка окре-стные места.

Дочь Зевса однажды отправилась в лес за цветами и была похищена Плу-тоном как раз в то время, когда рвала фиалки. Она выронила из рук собранные цветы на землю, эти фиалки и цветут у нас поныне.

Фиалка – символ застенчивости.

В христианской традиции символизирует смирение.

Фиалочка душистая

С весною расцвела

Ароматом нежным

Весь лес заполнила она.

ИРИСЫ

Ирисы, или петушки, являются непременными спутниками наших дворо-вых цветников. За пёстрые по окраске цветы, покрытые как бы радужной се-точкой, растение названо именем греческой богини радуги Ириды. В переводе с греческого "ирис" означает радуга. В народе этот цветок получил ласковое прозвище – "касатик".

Этот цветок хранит легенду о большой любви двух юных сердец – рыбака и рыбачки.

Рано дети лишились родителей. Сирот воспитывало всё рыбацкое селе-ние. С детства они были как брат и сестра, а когда стали взрослыми, полюби-ли друг друга и решили пожениться. Но у них не было денег, чтобы сыграть свадьбу, а юноше так хотелось подарить своей невесте свадебный подарок. И вот однажды он на своей старой лодке уплыл далеко от дома, чтобы наловить много рыбы. Долго ждала своего любимого молодая рыбачка, но не дожда-лась. Она ходила по берегу реки и нашла сети любимого с рыбой. И когда стала разделывать рыбу, в одной, самой большой рыбе она увидела драгоцен-ный камень – сапфир. Он горел голубым пламенем – это был подарок свадеб-ный молодого рыбака. В этот же вечер местные рыбаки увидели, как по бере-гам реки горят жёлтые огоньки. Это цветы выросли из слёз молодой вдовы, прекрасные ирисы-петушки. И теперь каждой весной на берегах рек, озёр, проток, где в тоске и печали, убитая горем рыбачка, искала своего любимого мужа, расцветают ирисы.

ТЮЛЬПАН

В золотистом бутоне жёлтого тюльпана было заключено счастье. До это-го счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая могла бы открыть бутон тюльпана. Однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Маль-чик вырвался из рук матери и со звонким смехом побежал к цветку – и золо-тистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила.

Тюльпан – символ гордости у славян.

ЛАНДЫШ

Ландыш является лучшим цветком майского леса. Весна наделила лан-дыш любовью к жизни, и он всегда благодарит её тёплыми ласковыми луча-ми. После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляются крупные красные ягоды. Легенда уверяет, что это не ягодка вовсе, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Весна хоть и по-любила ландыш, но недолго. И ландыш поник от горя, маленькие цветочки его опали, и на их месте вылились огненно-красные слёзы – ягоды.

А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви!

С маленьким серебристым цветком связаны не только легенды, стихи, сказания, но и многие праздники. В период цветения ландышей проводились народные гулянья.

В Древней Германии на некоторых парнях и девушках были веночки из цветов ландышей. Они собирались на околицах, разжигали костры и танцева-ли до тех пор, пока цветы не увядали, тогда они бросали их в костёр, принося в жертву богине зари и весны – Остаре.

А во Франции день первого мая называется днём Ландышей, которые символизируют солидарность трудящихся.

АДОНИС

С приходом весны светлее, красочнее становится сотканный природой живой ковёр.

Золотистыми угольками горят на изумрудной зелени крупные жёлтые цветки адониса весеннего. В народе он известен как горицвет или стародубка. Существует легенда об этом цветке. Назван он по имени ассирийского и фи-никийского бога природы, умиравшего осенью и воскресшего весной. В по-следствие греки дали это имя сыну царя Кипра – красивому и сильному юноше, которого полюбила богиня любви Афродита. Юная красавица обере-гала своего любимого во время охоты на диких зверей, своевременно преду-преждала о грозящей опасности. Она просила Адониса остерегаться зверей, особенно в её отсутствие. Но увлечение охотой у Адониса было столь велико, что он пренебрёг мудрыми советами своей возлюбленной. И вот однажды на охоте его ранил смертельно дикий кабан. Много слёз пролила Афродита над телом любимого и в память о своей любви она вырастила из крови Адониса прекрасный цветок, который распускался весной.

Печаль и горе Афродиты растрогали властителя царства мёртвых, и он стал отпускать Адониса на землю. С тех пор Адонис полгода проводит с Аф-родитой, а половину – среди теней умерших.

С первыми весенними цветами, с лучами солнца приходит юноша на зем-лю и вся природа с его появлением оживает, распускается в степи золотисто-жёлтый цветок горицвета.

ОДУВАНЧИК

Когда я родился, то первое, что увидел, было солнышко. Оно было яркое и красивое. Я ещё думал, какого цвета надеть на себя рубашку. Посмотрел во-круг: зелёная трава, а наверху - золотистое яркое солнышко. Оно улыбнулось мне и погладило своими тёплыми лучиками. Солнышко – доброе, тёплое, всех согревает, и поэтому от его тепла расцветают цветы. И я захотел стать, как солнышко. Солнышко услышало мою просьбу и покрасило мою рубашку в золотистый цвет. А цвет листьев мне подарила мягкая изумрудная травушка – муравушка. И с той поры мы с ними большие друзья. Просыпается солнышко – и я вместе с ним. Ложится солнышко спать – и я закрываю свою золотую солнечную головку. А травка меня защищает от сильного ветра. А в непогоду, когда идёт дождь одуванчик прячет свою головку, а ещё от дождя в одуванчи-ках прячутся мелкие насекомые. А когда выглянет солнышко, цветочки опять тянут к нему свои головки, чтобы сказать ему: "Здравствуй, солнышко!"

А когда одуванчик стареет, он меняет свой солнечный цвет на серебри-стый. И с помощью ветра расселяет свои семена вокруг. А с приходом весны появляются новые одуванчики, чтобы снова встретиться с солнышком, ведь они так на него похожи.

КОЛОКОЛЬЧИК

В давние времена люди ездили на лошадях. Лошадьми управляли ямщи-ки. На дугу лошади вешали колокольчики, весело звеня, они не давали ямщи-ку заснуть в дороге и заблудится, особенно в зимнее время, во время буранов, метелей, снегопадов. Местонахождение лошади в такое время можно было определить по звуку колокольчика. В степи растут цветы, они звенят от дуно-вения ветерка, только звон у них не такой громкий, как у металлических ко-локольчиков.

И если в ветреную погоду прислушаться, то можно услышать тихий звон. Шапочка этих цветов напоминает колокола, вот поэтому и назвали эти цветы колокольчиками.

Колокольчики любят солнце, как и все цветы, свои нераскрывшиеся бу-тоны тянут к солнышку. Как только они раскрываются, то опускают бутоны вниз, чтобы защитить пестики и тычинки от дождя. Цветы колокольчика за-щищают насекомых от плохой погоды, потому что опущены головкой вниз.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

НЕЗАБУДКИ

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок: - "Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, какое-нибудь имя!"

Оглянулась Флора – никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:

- Не забудь меня, Флора! Дай и мне имя!

И только тут заметила Флора в разнотравье маленький голубой цветок.

- Хорошо, - сказала богиня, - будь незабудкой.

Вместе с именем я наделю тебя чудесной силой – ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину. Хоть и мала незабудка, да почитаема веками. Во многих странах в честь неё устраивались праздники. В Германии в "день незабудки" школьники занима-лись неполный день, чтобы сходить в лес, попеть песни, поиграть, а затем вер-нуться домой с букетом незабудок.

По прибалтийской легенде, незабудки проросли из слёз Элге – невесты пастушка Ликоса, при разлуке её с любимым, и с тех пор являются символом памяти, дружбы и вечной любви.

Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня.

И шепнёт мне: "Не забудь

Про родимые края!"

Голубой цветочек хрупкий

Он зовётся незабудкой.

КУВШИНКА

У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды, связанные с водяной лилией – кувшинкой.

В Древней Греции цветок кувшинка был символом красоты и красноре-чия.

В средние века в Европе родились сказки об эльфах - маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, в чашелистиках кувшинки. Кув-шинку называли лебединым цветком. Североамериканские индейцы создали красивое сказание: водяная лилия образовалась из искр, упавших с Полярной и "Вечерней" звезды, когда они столкнулись между собой, споря из-за обла-дания стрелой, которую в минуту смерти выпустил индийский вождь.

У славянских народов красивый белый цветок с пятнистым, как змеиный или рыбий хвост, корневищем был превращён народной фантазией в русалку – прекрасную девушку с рыбьим хвостом.

Древние славяне считали, что кувшинка помогает путешественникам. Отправляясь в путь, они зашивали в ладанку кусок корневища кувшинки и вешали себе на шею, произнося заклинание: "Одолень – трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты ча-родея-ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озё-ра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одо-лень-трава, у ретивого сердца во всём пути и во всей дороженьке".

ШИПОВНИК

Шиповник – прародитель роз. Садовники из дикого куста вырастили мно-го сортов роз. Существует много легенд об этом цветке.

В одной станице жила бедная, но очень красивая девушка – казачка. Её полюбил бедный казак, у которого кроме гордости и красоты ничего не было. Они поклялись вечно любить друг друга. Но в эту, же девушку влюбился бо-гатый станичный атаман и хотел на ней жениться, однако девушка ему отка-зала. Пришло время, идти юноше на службу. Не хотелось парню расставаться с любимой, тревожно билось его сердце. На прощанье он подарил девушке кинжал, а она ему полотенце да слова верности: "Буду ждать тебя, милый, сколько бы времени ни прошло". После отъезда любимого девушку стал пре-следовать атаман, но она его возненавидела, но атаман её похитил и в белом подвенечном платье повёз в церковь венчаться. Сбежала со свадьбы невеста в станичный лесок и со словами: "Милый, остаюсь верна тебе, как прежде", - пронзила себе сердце кинжалом. Кровь брызнула на белое платье, а тело упа-ло на землю. На этом месте вырос куст с цветками, словно девушка в подве-нечном платье. Однажды атаман охотился и увидел куст. Хотел сорвать цве-ты, но ветки покрылись шипами и искололи его. Когда наступила осень, куст покрылся ягодами. Проходила мимо старушка, а куст шепчет: "Сорви нас. Не бойся, колючки для злых людей. Сделай чай и выпей". Она так и сделала. Мо-лодость как будто вернулась к ней.

ПОДСНЕЖНИК

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева пове-селела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом надеж-ды.

По другой легенде, богиня Флора раздаривала цветкам костюмы для кар-навала и подарила подснежнику белый-пребелый наряд. Но снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать растения поделиться с ним одеянием. Однако цветы, боясь холо-да, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хито-ном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу та-кой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Сту-жей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались и поникли. Но подснежник выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник считается первой песней весны.

По заснеженной лужайке

Ходит мальчик в белой майке.

(Подснежник.)

АСТРА

Астра – слово греческое, означает "звезда". Согласно легенде астра вы-росла из пылинки, упавшей со звезды. Эти цветы, действительно, похожи на звёзды. Существует поверье, если ночью стать среди астр и внимательно при-слушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – так астры общаются со звёздами-сёстрами.

Астра – древнейшее растение. Изображение цветка нашли в царской гробнице. По мнению учёных, гробнице было 2000 лет. Она была украшена узорами из растений, среди которых была и астра.

Астра почиталась как амулет, охраняющий от бед.

Астра – уходящая красота.

Астру с прямыми её лепестками

С древних времён называли "звез-дой".

Так бы её вы назвали и сами

В ней лепестки разбежались луча-ми

От сердцевинки её золотой.

Близятся сумерки. Тонкий и ост-рый

В небе созвездий колышется свет.

Астра, на клумбе душистой и пёстрой

Смотрит, как светят далёкие звёзды,

Как светят далёкие сёстры,

И посылает с земли им привет.

ГЕРАНЬ

В народе герань зовут журавлиной травой. На Воргольских скалах, в устье реки, прежде селилось множество журавлей. Но однажды браконьер подстрелил из ружья самку журавля. Осиротевший журавль три дня кружил над тем местом, где погибла его подруга, и жалобно кричал. А потом бросился с размаху на ост-рые скалы. Другие же журавли поднялись с места и улетели туда, где бы злые люди их не тревожили.

А на том месте, где разбился журавль, выросли душистые цветы и покрыли собой горные склоны. Плодики этих цветов напоминают журавлиные клюви-ки…"

(по книге В. С. Моложавенко

"Тайна красоты. Книга о цветах".)

БАЛЬЗАМИН

Бальзамин, или Ваньку мокрого, называют ещё Огоньком.

Рассказывают, будто много лет назад провожала, красна девица Лада своего милого на битву с половцами в дикие степи.

"Я вернусь к тебе, девица, - говорил молодец. – А чтобы мне легче было отыскать тебя, засвети огонёк на окошке". Засветила Лада огонёк на окошке. Только не помог он милому найти её: погиб в бою добрый молодец. Только ве-рить в это девушка не хотела. Так и ждала юношу до самой смерти. Так и горел на окошке огонёк. А когда умерла Лада от тоски да от старости, огонёк превра-тился в красивый цветок. Его цветочки так и светятся, так и зовут домой усталого путника…"

(по книге В. С. Моложавенко "Тайна красоты. Книга о цветах".)

МОНСТЕРА

Монстера получила своё название от слов "монстр", "чудовище".

Европейские путешественники, впервые попавшие в Южную Америку, расска-зывали, будто в тропических лесах под большими лианами находили скелеты лю-дей. "Отчего эти люди погибли? – строго спрашивали журналисты. И сами же отве-чали: - Не иначе, как растение, под которым уснули путники, задушило их своими страшными, свисающими наподобие плетей воздушными корнями! А потом выпило из них всю кровь".

Скоро выяснилось, что растения были совершенно неповинны в смерти людей: те умирали по другим причинам. Одной из причин была война между людьми. Но страшное имя за лианой с воздушными корнями сохранилось. Хотя сегодня её уже никто не боится.

(по энциклопедии для детей изд-ва "Аванта+".Том "Биология".)

ПРИТЧА

Роза и ромашка.

Сколько цветов росло в саду: тюльпаны и гладиолусы, нарциссы и пионы. Но красивее всех была роза.

- Ах, какая она прекрасная! – говорили пионы.

- Она великолепна! – шептали гладиолусы.

А завистливые тюльпаны то и дело краснели от злости. Росла в саду совсем-совсем незаметная ромашка. Она, молча, любовалась красотой розы. Всему свой че-рёд: прошло время, все привыкли к красоте розы и перестали её хвалить. А розе бы-ло обидно, поэтому она стала ругать другие цветы:

- Вы только посмотрите, как нелепы и долговязы гладиолусы! Как безвкусно расфуфырены пионы!

Однажды садовник полил цветы холодной водой, и роза-неженка простудилась. Она чихала и чихала. Ромашке было её очень жаль. Она согрела воду в своих ла-дошках, оборвала со своего платьица лепестки и настояла на воде.

- Выпейте это, пожалуйста, вам станет лучше, - сказала она розе.

- Что тебе нужно, заморашка! Не дотрагивайся до моего бархатного платья!

Ромашка всё-таки уговорила розу выпить лечебный чай, и роза поправилась. Она снова купалась под душем лейки и больше не болела.

Так бывает и у людей: хорошие люди не всегда заметны, а плохие видны все-гда, и слова их колются, как колючки у роз.

Девочка и ромашка

В ясное солнечное утро маленькая девочка вышла поиграть на зелёной полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твёрдый. Подошла девочка к камню и спрашивает:

- Кто там плачет под камнем?

- Это я, Ромашка, - послышался тихий слабый голос. – Освободи меня, девочка, тяжко мне под камнем.

Сдвинула девочка камень и увидела нежный бледный стебелёк Ромашки.

- Спасибо тебе, девочка, - сказала Ромашка, расправив плечи и глубоко вздох-нув. – Ты освободила меня от Каменного Плена.

- Как же ты попала под камень? – спросила девочка.

- Обманул меня Каменный Плен, - ответила Ромашка. – Была я тогда маленьким семечком ромашки. Осенью искала тёплый уголок. Приют дал мне Каменный Плен, обещал оберегать от жары и холода. А когда мне захотелось увидеть солнышко, он чуть не раздавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали солнце.

- Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.

- А если бы ты росла в лесу или на обочине дороги? Если бы ты была ничья? – спросила девочка.

- Я бы умерла от горя, - тихо сказала Ромашка. – Но я знаю, что ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вот этот Красный Мак дружит с Солнышком. Сол-нышко шепчет ему: "Ты мой, Красный Мак". Я слышу этот шёпот, когда восходит Солнышко и Мак раскрывает свои лепестки. А вон тот Василёк – друг Весеннего Ветра. Весенний Ветер первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его, шеп-чет: "Просыпайся!" Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

ЗАГАДКИ

Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприятен его вид.

(Подорожник.)

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак.)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчик.)

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш.)

Голова на ножке,

В голове горошки.

(Мак.)

Что в поле родится,

А есть не годится?

(Василёк.)

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое –

Что это такое?

(Василёк.)

Колосится в поле рожь,

Там, во ржи, цветок найдёшь –

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василёк.)

У заснеженных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы аленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник.)

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Лежит у речки голубой,

И жёлт, и синь, и ал.

(Луг.)

Мёртвым в землю упал,

Живым из земли встал.

Красну шапку уронил,

И людей усыпил.

(Мак.)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми…. (гвоздиками.)

На зелёном на шнурочке

Белые звоночки.

(Ландыш).

ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗВАЛИ?

Бархатцы – цветы на клумбах, бархатные на ощупь.

Анютины глазки – полевые цветы, напоминающие глаза девочки Анюты.

Венерин башмачок - цветок, напоминающий башмачок, утерянный по ле-генде богиней Венерой.

Львиный зев – цветок при нажатии открывается словно пасть (зев) льва.

Мать-и-мачеха – листья с одной стороны тёплые, бархатные, нежные, как руки матери; а с другой – холодные, гладкие, как руки мачехи.

Сон-трава – люди верили, что от этой травы сон спокойный.

Куриная слепота – цветы горькие, по поверью, от них слепнут куры.

Плакун-трава - мелкие листья напоминают слезинки.

Незабудки – по поверью, голубые цветочки, как и глазки любимой, нельзя забыть.

Вьюнок – вьётся, обвивает растения, растущие рядом.

Медуница – пахнет мёдом, пчёлы собирают нектар.

Стрелолист – листья по форме напоминают наконечник стрелы.

Сердечник – листья по форме напоминают сердце.

Подснежник – из-под снега первым появляется.

Одуванчик – разлетается от дуновения (от "дуть").

Кувшинка (речная) – середина цветка по форме похожа на кувшинчик.

Лютик ядовитый – лютый.

Флокс – пламя, цвет пламени.

Астра – звезда.

Гладиолус – меч.

СИМВОЛИКА И ЦВЕТЫ

Цветок – символ красоты, символ новорождённого ребёнка. Кто держит в руках цветок, тот не может сделать ничего плохого.

Василёк – символ доверия.

Гвоздика – символ любви, помолвки, брака.

Гвоздика розовая – символизирует материнство.

Гвоздика белая – чистоту, любовь.

Гвоздика жёлтая – пренебрежение или отказ.

Гвоздика красная – символ революции, крови, пролитой за идею.

Роза – эмблема весны, красоты, любви.

Бутон розы – символ девственности.

Увядшая роза – кратковременность земных благ.

Лепестки роз – символ нежности.

Роза и крест – символ Христа.

ЦВЕТЫ - УКАЗАТЕЛИ ПОСЕВА

Черёмуха цветёт – сей пшеницу.

Цветёт жёлтая акация – сей огурцы.

Цветёт сирень – сажай томаты и тыквы.

Зацвела черёмуха – сажай капусту и картошку.

Зацвела хохлатка – сей морковь и горох.

ЗНАЧЕНИЕ ПОДАРЕННЫХ ЦВЕТОВ

Астра – уходящая красота.

Георгин – достоинство и элегантность.

Флокс – мы едины.

Анютины глазки – думай обо мне.

Лотос – увядшая любовь.

Бальзамин – мы не равны.

Дурман – я вас никогда не забуду.

Петрушка – веселье.

Лопух – назойливы, надоедаете кому-то, как осенняя муха.

ЦВЕТОЧНЫЕ СНЫ

1. Базилик (садить или брать в руки) – это растение во сне предвещает не-большую болезнь.

2. Букет из разных цветов – предвещает минутную радость и непрочное счастье.

3. Бальзамин – горесть, слёзы.

4. Розы, цветущие и благоухающие – приближение какого-то радостного события и верность вашего избранника.

5. Вдыхать аромат роз – ничем не ограниченная радость.

6. Увядшие розы – у вас нет любимого.

7. Засохший розовый куст – болезнь близких или другие печали.

8. Яркий куст алых роз – исполнение великих надежд в вашей семье.

9. Маки - предвещают пару чарующих удовольствий и приятных занятий, но всё это будет очень зябко и непрочно.

10. Лилия – суровое испытание болезнью или горестями.

11. Венок из свежих цветов – скорое обогащение.

12. Увядший венок – болезнь, гибнущая любовь.

13. Венок невесты – счастливый конец затруднительному положению.

14. Белые цветы – печаль.

15. Увядшие, засохшие – неприятности.

16. Яркие, свежие цветы – удовольствие, приобретение.

17. Букет белых цветов – к свадьбе.

18. Разные цветы – поклонники.

19. Василёк – свидание.

20. Ромашка – болезнь, препятствие.

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

Здесь перечислены всем нам знакомые растения.

Плющ пастухова. Произрастает в Дагестане, Чечне, Ингушетии, крайне ред-ко встречается в Центральной части России. Эта веч-нозелёная кустарниковая лиана предпочитает селиться рядом с дубом, тополем или ольхой, высоко взбираясь по их стволам. В предгорьях стелется по сухим лесным почвенным покровам.

Женьшень настоящий встречается на юге Хабаровского края и на Сахалине. Это

(корень жизни, многолетнее растение с крепким округлым стеблем, на вер-шине

человек-корень) которого зонтик из 5-16 мелких светло-красных ягод. Ко-рень цилиндрический, горьковато-сладкий, снизу вет

Публикации по теме:

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • День мамы, 8 марта
  • Народные промыслы
  • Весна
Автор публикации:
Проект для старшего дошкольного возраста. Тема: «Цветы вокргу нас».
Опубликовано: 18 ноября 2012 в 14:41
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....