Проект для старшего дошкольного возраста. Тема: «Цветы вокргу нас».

Анастасия Соснина
Проект для старшего дошкольного возраста. Тема: «Цветы вокргу нас».

Проект для старшего дошкольного возраста. Тема: "Цветы вокргу нас".

Содержание

Актуальность…. 3

Этапы реализации…. 7

Список используемой литературы….14

Приложение…. 15

Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую на-до беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внеш-ний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, да-леко не все.

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, сред-несрочный, групповой; индивидуальный (совместно с родителями).

Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»

Цель: развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Задачи:

Дать понятие, что такое цветок.

Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изго-товлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследова-ния природных объектов.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в ри-сунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.

Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолю-бие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Методы проекта:

исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

самостоятельное наблюдение;

коллективное наблюдение;

наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная нагляд-ность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

технология моделирования;

релаксация;

ароматерапия;

слушание музыки.

Формы организации проекта:

Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, разви-тие речи, природный и социальный мир);

Экскурсии;

Дидактические игры

Трудовая деятельность детей.

Экологические викторины

Ресурсное обеспечение проекта.

Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

Методический инструментарий.

Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, кол-бы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые но-жи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)

Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры по экологии;

г) библиотечка юного цветовода.

д) альбом «легенды о цветах»;

Оснащение природным и бросовым материалом.

Сроки реализации проекта: март – апрель

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расшире-ние представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное от-ношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в прак-тических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

Март 1 неделя:

Сбор и анализ литературы по данной теме

Разработка плана реализации проекта

Разработка дидактических игр, посо-бий

Подборка иллюстративного материа-ла.

Подборка стихотворений, загадок, пе-сен, сказок, мифов, легенд по теме.

Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.

Подготовить утилизированный мате-риал, материал для изобразительной деятельности, художественную и по-знавательную литературу для чтения детям.

Подготовка семян цветов, рассадни-ков.

Задания родителям по подготовке ми-ни-проектов о цветах.

Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

II. Основной этап

Март 2-4 недели

Беседа «Цветы – краса земли», «По-чему их так назвали», «Цветочные сны», «Цветы – талисманы»,

Занятие «Цветы и время», «Красная книга России»;

Экскурсия в парк, цветочный магазин.

Цель: знакомство с цветами моего края.

Загадывание загадок, ребусов.

Заучивание и чтение стихотворений.

Чтение художественной, познаватель-ной литературы,

Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»

Занятие «К первоцветам в гости» (дать представление о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми; обогащать словарь).

Рассматривание иллюстраций, от-крыток с изображением цветов.

Дидактическая игра «Цветочный ма-газин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цве-ту, составлять красивые букеты).

Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка - стебель, листья цветок).

Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление назва-ний комнатных растений).

Занятия «Комнатные растения уголка природы» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних при-знаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями).

Беседа «Красота спасет мир», посвя-щенная «Дню Земли» (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окру-жающем мире).

Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых рост-ков, первоцветов.

Подвижные игры.

Слушание музыки:

цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

Ю. Антонов “ Не рвите цветы”

В. Моцарт “Цветы”

П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”.

Ю. Чичков “Волшебный цветок” “Это назы-вается природа”

М. Протасов “Одуванчики”

Апрель 1 неделя:

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

если долго не поливать цветы, лис-точки увядают, а цветок падает.

где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнеч-ных лучей);

“Наблюдаем, как растет лук” (Зарисо-вать)

“Проращиваем семена, луковица”

Трудовая деятельность на участке, в груп-пе – посадка цветов, уход за ними.

Собрать коллекцию: цветы, сделан-ные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов».

Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?

Работа с родителями:

1. Консультация «Ребенок и природа (ос-новы безопасности детей дошкольного возраста)».

2. Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».

3. Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и на-ходок, источник счастья и труда (что можно делать весной)».

Апрель 2 неделя:

Художественно-творческая деятельность:

а) активное участие в мероприятиях, свя-занных с темой «Цветы»;

б) изготовление цветов из бумаги;

в) рисование цветов красками, карандаша-ми, мелками, используя разные приемы:

г) принимать участие в выставках в детском саду:

- «Первые цветочки – мать-и-мачеха» (за-крепление знаний о строении цветка, лекар-ственных растениях ближайшего окруже-ния)

- Коллективное рисование в нетрадицион-ной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмо-ционально-ценностного отношения к худо-жественным образам).

- Портрет “ Растение улыбается”

Лепка барельефа “Цветок-это чудо”

Картотека дидактических игр:

«Цветок – твой талисман»;

«Угадай цветок по описанию»;

«Угадай цветок по загадке, по иллюстра-ции»;

«Собери цветок из геометрических фи-гур»;

«Укрась цветами ковер».

«Посади луговой и садовые цветки»

«Назови лишний цветок»

Наблюдения (пример: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не рас-пускаются, за цветами на рабатках.

День поэзии «Красивый цветок» (раз-витие эмоционально-ценностного от-ношения к художественным образам).

Вечер загадок «Загадки Лесной феи».

Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подо-коннике».

2. Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».

Апрель 3 неделя:

Защита детьми мини-проектов (со-вместно с родителями)

Оформление фотоальбома «Дети и цветы».

Оформление выставки поделок и ри-сунков «Цветы вокруг нас»

Апрель 4 неделя:

Открытое занятие «Цветы вокруг нас»

Викторина между детьми и родителя-ми «Знатоки цветов»

Защита проекта «Роза – символ любви и красоты»

Инсценировка сказки «Почему Роза колючая?»

В ходе проекта:

мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания пу-тем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный матери-ал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и раз-витию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поиско-во-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словар-ный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной ис-следовательской деятельности.

Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализа-ции творческих и познавательных способностей у детей, в организации и про-ведении экологических мероприятий, конкурсов.

Список использованной литературы:

1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошко-льников): Учебное пособие для педагогических училищ по специально-сти «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.

2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.

3. Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.

4. А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и экспе-рименты в Д/С 2005 год.

5. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.

6. А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию до-школьников” 2005 год.

7. С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.

8. Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

1. Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – № 2. – 1997.

Приложение

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе.

Тема "Золотой луг" (по Пришвину).

Задачи:

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Познакомить с по-нятиями: промысел, идти в пяту, фукать. Развивать умение эмоционально от-кликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения.

Оборудование:

Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусоч-ки ваты для дыхательного упражнения.

Ход занятия:

Воспитатель - Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным че-ловеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ пи-сателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто бу-дет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Загадка про одуванчик

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)

Воспитатель - Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке? В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами ду-нуть, издавая при «фу».

Воспитатель - Располагайтесь удобно и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная заба-ва. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

"Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешь-ся, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень краси-во! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вста-вали».

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интен-сивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Беседа об одуванчике

Воспитатель - Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов вста-ет солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачи-вает вслед за ним сою головку-цветок.

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое рас-тение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него де-лают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Воспитатель - Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любовать-ся красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произ-ведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.

Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил При-швин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спа-сает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.

Анализ.

– С чем мы сегодня познакомились на занятии?

-Что узнали нового?

-Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

Итог - На этом наше занятие закончено.

В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила При-швина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять до-мой почитать с родителями.

Конспект занятия по экологии и лепке.

Тема "Гвоздика".

Задачи:

Уточнить и дополнить знания детей о цветке гвоздика.

Познакомить с легендой о гвоздике (из книги Л. Згуровской «Август в Кры-му»).

Учить детей выполнять поделку из бросового материала и пластилина.

Развивать мышление, образное восприятие, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать интерес к родной природе.

Словарь: легенда, дикорастущие, медоносные.

Оборудование:

Картинки с изображением гвоздики головчатой, садовые гвоздики в вазе.

Карандаши (красного, розового цветов, точилки, зеленый пластилин, дощечки для лепки.

Гвоздика

Ход занятия:

Воспитатель - Это цветок многим из вас знаком. Назовите его (показ). Это гвоздика. Вы, наверное, видели гвоздики в букетах, преподнесенных в пода-рок, или в цветочных магазинах. Это садовые цветы. Их выращивают специ-ально для того, чтобы потом срезать для букетов. Эти цветы долго стоят в ва-зах и радуют своей красотой людей. Но есть у садовых гвоздик родственницы – дикорастущие гвоздики. Что значит дикорастущие? Это растения, которые растут без помощи человека, сами, в лесах, лугах, горах.

Воспитатель - Вот гвоздика головчатая. Видите, какая она головастенькая, целая компания цветков на конце стебля. А пахнет-то она как! Не то что ее садовая сестрица.

А есть еще гвоздика полевая. Как вы думаете, почему она получила такое на-звание? Гвоздика полевая растет в поле. Гвоздика бледная. Ваши предполо-жения по поводу этого названия? Лепестки этого цвета окрашены в бледный бежевый цвет. Растут в Крыму гвоздики, которые носят имена своих первоот-крывателей (гвоздика Маршалла и гвоздика Андржейовского).

В давние времена в Китае от людей, которые разговаривали с китайским им-ператором, требовали, чтобы они держали во рту гвоздику, чтобы не беспоко-ить государя неприятным запахом изо рта.

Да и в других странах не обходилось без гвоздик во дворцах. Придворные дамы украшали гвоздиками свои наряды. Просто не давали покоя садовникам, без конца требуя себе этих цветов. А все потому, что королева Англии яви-лась однажды на бал в платье, украшенном живыми гвоздиками.

А еще есть старинная легенда о гвоздике.

Легенда о гвоздике

«Была у греков богиня Диана. Очень красивая, мужественная и плюс ко все-му – страстная охотница. Ее изображали с луком и стрелами и считали покро-вительницей охотников. Возвращалась она как-то с неудачной охоты и встре-тила малолетнего пастушонка, играющего на свирели. Диане надо было на ком-то сорвать свою злость, и она закричала на мальчика: «Это ты, негодный, распугал своей свирелью всех зверей и птиц» – «Что вы! Что вы! – испугался пастушок. – Я никого не пугал Я тихо играл, для себя только. Просто забав-лялся. Голос свирели так тих, что его слышат только цветы». Разгневанная бо-гиня не поверила пастушонку, набросилась на него и избила. Избила так, что капли крови окропили все вокруг, и каждая капелька проросла из земли, став стеблем пунцовой гвоздики».

Воспитатель - Вот такая грустная легенда. Вы уже знаете, что легенда – это вымышленный рассказ о реальном, настоящем предмете.

Воспитатель - Гвоздика умеет не только радовать взор своей красотой. Она еще обладает лекарственными свойствами. А насекомым она мила за то, что является медоносным растением. Как вы понимаете значение слов «медонос-ные растения»? Это растения, выделяющие нектар, который пчёлы перераба-тывают в мёд.

Название растения происходит от греческих слов - "божественный" и "цве-ток". Давайте попробуем сделать цветок гвоздики. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Точилка для карандашей»

Точилку в руки мы возьмем,

Карандаш точить начнем.

Стружек ярких насверлим,

Цветок гвоздики смастерим.

Дети складывают левую руку в кулак, оставляя отверстие

в середине. В это отверстие по очереди вставляют пальцы

правой руки и делают вращательные движения, как бы

затачивая карандаш с помощью точилки.

Ручной труд «Гвоздика»

Дети с помощью точилки делают закругленные и волнообразные деревянные

заготовки (материал, остающийся после затачивания карандашей). Из них

выкладывается цветок и прикрепляется к стеблю, вылепленного из пластили-на зеленого цвета прямым раскатыванием. Можно прикрепить к стеблю выле-пленный из пластилина листок.

Вопросы:

1. Чем отличаются садовые и дикорастущие гвоздики?

2. Перескажите легенду о возникновении этого цветка.

3. Как использовали цветки гвоздики в старину?

4. Какие вы запомнили виды гвоздики?

Почему они так называются?

5. Почему гвоздику называют лекарственным растением?

6. Почему гвоздику называют медоносным растением?

Для чтения или заучивания наизусть:

«Гвоздика»

Погляди-ка,

Погляди-ка,

Что за красный огонек?

Это дикая гвоздика

Новый празднует денек.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернет цветок:

– До утра! До новой встречи! –

И погасит огонек.

(Е. Серова)

Конспект занятия по экологии.

Тема: "Иван-да-Марья"

Задачи:

Познакомить детей с цветком (название, внешний вид, места и особенности произрастания). Учить детей понимать образный смысл легенды (из книги Л. Згуровской «Август в Крыму»). Словарь: Иван-да-Марья, медонос. Развивать образное восприятие, умение видеть красоту природы. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки с изображением цветка.

Ход занятия:

О возникновении цветов сложено много легенд. Сегодня вы услышите легенду о цветке с удивительным названием – Иван-да-Марья.

Чтение легенды.

Легенда об Иван-да-Марье

«Давным-давно жил в дремучем лесу Леший. Кривоногий, с копытцами, уша-стый и очень кудряво взъерошенный. Так считали люди. Сам же леший гово-рил, что он потому лохматый, что в парикмахерах у него были всякие древес-ные колючки, сквозь которые он постоянно в лесу продирался. Ну, так вот, жил себе Леший. Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь, не знал, с соперниками дрался, гнал их из леса. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую жел-тенькую фиалочку – Марьюшку и пропал мужичок со всеми своими неприче-санными кудрями и копытцами. Пристроился радом, глазеет и вздыхает, вздыхает, ну прямо как больной. Это он смелости набирался. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. Расстроился Леший, возьми да и брякни: «Я тобою очарован, жизнь без тебя не в жизнь, выходи за меня за-муж». Фиалочка посмотрела на Лешего и отвернулась. Леший думает: чем бы ее удивить, и давай хвастаться: «Я-то могу, это могу, хочешь, все звезды в шапку соберу?»

Фиалочка Марьюшка опять посмотрела на взъерошенного поклонника и ска-зала: «Зачем мне звезды в шапке? Пусть на небе живут, мне с моим суженым на лесные дорожки светят. Ивана люблю, с ним жить буду, а не с тобой». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так говорила.

Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марь-юшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни марьюшки, ни Ива-нушки по отдельности, а есть единый лесной цветок Иван-да-Марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется».

Воспитатель - Иван-да-Марья – лесной цветок. Что это значит? Этот цветок растет в лесу.

Цветки Ивана-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно счи-таются хорошим медоносом. Знаете ли вы, какие растения называют медоно-сами? Прислушайтесь к этому слову – «медонос», о чем оно говорит? Мед не-сет.

Очень интересно приспособился цветок Иван-да-Марья к распространению семян — помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла — лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно.

А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикре-пляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений.

Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет ра-ны, лечит сердце, кожу.

Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для му-равьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно. Берегите дети кра-соту, не рвите цветы. Лесные цветы не живут сорванные в вазе, а сразу вянут и гибнут.

Если я сорву цветок.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты –

Если мы сорвем цветы…

(Т. Собакин)

Вопросы:

1. Почему цветок получил такое название?

2. какого он цвета?

3. Где растет Иван-да-Марья?

4. Почему этот цветок называют «медоносом»?

5. За что эго любят муравьи?

6. Каким образом подкармливается соком других растений?

7. Можно ли назвать Иван-да-Марью лекарственным растением?

Почему?

8. Почему нельзя срывать этот цветок?

Анализ.

Итог.

ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ

Вы задумывались когда-нибудь, почему о времени года лето говорят: "ле-то красное"?

"Красным" в Древней Руси называлось красивое. Чем же красиво лето?

А красиво оно бесчисленными множествами цветов, распускающихся в это время года.

Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему пре-красному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.

С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу.

В Индии считали: если человек увидит, как раскрывается лотос, то он бу-дет всю жизнь счастлив.

В Древней Руси верили, что цветок папоротника в ночь Ивана Купалы даёт человеку власть и открывает клады, а цветок кувшинки (одолень-трава) – защищает от всякой нечисти.

У всех цветов есть свои легенды, истории.

Если б знала баба,

Что такое одолень-трава,

Всегда бы брала её,

Вшивала в пояс,

И носила на себе.

Как появились цветы на Земле?

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой радуга дивная, он и переехал по ней на другой берег.

Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мос-точку, добралась до середины, а он возьми да и обломись! Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были доб-рые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – это там, где Баба-Яга ступала.

ПИОН

В Греции жил лекарь-целитель по имени Пион. Он лечил людей от раз-ных заболеваний цветущей травой. Цветок травы был большой, красивый, па-хучий. В лечении целитель использовал и корни. Корни выкапывают ночью, т. к. в них меньше яда. В честь этого лекаря и был назван чудодейственный цветок – Пион.

Дом, в котором есть пион, не поразит молния. Пион помогает роженицам при родах. Помогает людям от бессонницы. Ложный пион – Марьин корень обладает такими же свойствами.

СИРЕНЬ

Весной Солнце с радугой отправились гулять. Шло Солнце и лучи свои, смешивая с переливанием радуги, посылало на Землю. Падая на землю, они превращались в цветы – жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые.

Когда Солнце достигло Севера, у радуги осталось только два цвета: лило-вый и белый.

Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленький кустик, и тот покрылся сиреневыми цветами. А белый цвет, рассыпанный над землёй, дал белую сирень.

Увидело Счастье прекрасные цветы и спряталось в их лепестках. С тех пор считают, что на сирени найти цветок с шестью лепестками – прикоснуть-ся к Счастью.

Сирень – первое чувство любви.

МАК

Древние греки рассказывали миф о боге сновидений Мардие. Вокруг его жилища росли маки, в цветах которых покоились сны. Когда наступала ночь, Мардий срывал один из цветков и облетал Землю, усыпляя им утомившихся людей.

РОЗА

Роза – бесспорная царица цветов! Испокон веков её поклонялись, её вос-певали и любили. По количеству посвящённых ей стихов, песен, поэтических легенд и преданий царица цветов занимает исключительное место. Самые первые сведения о розе встречаются уже в древнеиндийских сказаниях, со-гласно которым она пользовалась в Древней Индии таким почётом, что даже существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него всё, что он только пожелает.

Даром богов считали розу и древние греки. Титул царицы цветов она по-лучила от знаменитой Сафо. А появление её греческие поэты облекли в целый ряд чудесных сказаний: родилась роза из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда та выходила из моря. Увидев цветок, по красоте своей не уступающий самой богине, очарованные боги обрызгали его нектаром, ко-торый и придал ему чудный запах. Однако из-за зависти некоторых богов нек-тар этот не дал розе бессмертия, и она осталась такой же смертной, как и всё, что рождается на Земле.

Согласно персидской мифологии, раньше все розы были белыми. Но вот соловей влюбился в розу и не смог перенести неразделённой любви. Он бро-сился грудью на шипы и умер, а роза с тех пор стала алой от его крови.

Роза обладает любовной силой, благодаря своему тонкому аромату и не-обычайной красоте. Вы сделаете прекрасный подарок женщине, подарив ей красные розы. Но никогда не дарите вместе белые и красные розы: это символ разлуки, гибельной любви Тристана и Изольды.

ВАСИЛЁК

Кто не знает прекрасный, синий как южное небо, полевой василёк. Ста-ринная легенда рассказывает: однажды небо упрекало колосья хлебного поля в неблагодарности: "Всё, что населяет землю, благодарит меня, - сказало оно, - цветы посылают мне своё благоуханье, леса - таинственный шёпот, птицы – пение, только вы не выражаете мне признательности, хотя ни кто иной, как я наполняю ваши корни освежающим дождём и зреть заставляю полновесные зёрна в ваших золотых колосьях".

"Наоборот, мы благодарны, - возразили колосья, - мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени. По-другому мы не в со-стоянии выразить свою признательность. У нас нет возможности вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о любви".

"Хорошо, - сказало небо, - если вы не можете подняться ко мне, так я сойду к вам".

И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудесные синие цветы – частицы самого себя.

Когда-то очень давно, гласит миф, на земле жили кентавры – полулоша-ди, полулюди. Мудрейшим среди них считался Хирон, прославившийся зна-ниями в медицине. Однажды разгорелась жестокая битва, и отравленная стре-ла, пущенная Тераклом, случайно тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось разыскать растение, которое облегчило его страдания – это был цветок голубого цвета – василёк.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

Трудно пройти мимо этих цветов. Смотришь на них, а они будто на тебя смотрят. Интересно, что немцы анютины глазки называют "мачехой", объяс-няя это тем, что нижний самый круглый и красивый лепесток, - это мачеха, а находящиеся выше и не менее красиво окрашенные лепестки – её родные до-чери, два верхних беленьких, как, будто полинявших с лиловым оттенком – её бедно одетые падчерицы. Есть предание, что анютины глазки – это девушка Анюта, обращённая в цветок за любопытство к чужой жизни и подглядыва-ние.

Анютины глазки – думай обо мне.

ГЛАДИОЛУС

В переводе с латинского - "меч". Из-за внешнего вида его называют - шпажник. Гладиолус символизирует дружбу, верность, память, благородство. Это один из цветов, который принято дарить мужчинам.

У крылечка домика клумбу свежую стеречь

Стал на стражу гладиолус, в переводе – это "мечь".

И как будто строгий воин в светлых латах – лепестков

Поднимается, спокоен, неприступен и суров.

ГВОЗДИКА

Символ революционной борьбы – гвоздика. Луговая гвоздика встречает-ся на сухих, сильно освещённых солнцем местах. Цветы гвоздики привлекают к себе большое количество бабочек, потому что она выше других растений и имеет яркую окраску. Гвоздика является большой любимицей человека. Ве-ликолепный запах её цветов напоминает запах известной пряности – гвоздики, поэтому её так и назвали.

В прошлом французские девушки деревенские, провожая своих парней на войну, дарили им букеты гвоздик, выражая пожелание быстрее возвращаться победителями и невредимыми. Молодые верили в чудодейственную силу гвоздики и бережно хранили, считая талисманом. Понятие о храбрости было настолько связано с этим цветком, что Наполеон I, утверждая орден Почётно-го легиона, избрал цвет гвоздики цветом ленты этого высшего знака отличия, чем и увековечил роль гвоздики в истории Франции.

МИФ:

Однажды возвращалась домой с неудачной охоты злая богиня. Она уви-дела маленького пастушка, играющего на свирели.

- А, это ты распугал всех зверей и птиц? – закричала богиня.

- Что вы? Что вы? Я только забавляюсь, - оправдывался мальчик, - ведь голос моей свирели так тих, что слышен только цветам.

Не поверила пастушку богиня, набросилась на него и стала его бить. Там, где упали слёзы пастушка, неожиданно выросли цветы, похожие на покрас-невшие от слёз глаза.

Гвоздика – символ любви, помолвки, брака.

Розовая – символизирует материнство.

Белая – чистоту, любовь.

Жёлтая – пренебрежение, отказ.

Красавица – гвоздика,

Пунцово-красный цвет,

Пойди-ка, собери-ка

Праздничный букет.

ФИАЛКА

Среди весенних цветов особенно выделяются скромные душистые фиал-ки. Чудный, ни с чем не сравнимый по своей нежности запах фиалки и прият-ное сочетание фиолетовой окраски цветка с яркой зеленью листьев сделали её любимицей человека.

Легенда рассказывает, что однажды бог света Апполон преследовал свои-ми яркими лучами одну из дочерей – красавиц Атласа. Бедная девушка обра-тилась к Зевсу с просьбой укрыть и защитить её. Великий громовержец, вняв просьбе, превратил её в чудную фиалку и укрыл её в тенистой зелени кустов. С тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханьем фиалка окре-стные места.

Дочь Зевса однажды отправилась в лес за цветами и была похищена Плу-тоном как раз в то время, когда рвала фиалки. Она выронила из рук собранные цветы на землю, эти фиалки и цветут у нас поныне.

Фиалка – символ застенчивости.

В христианской традиции символизирует смирение.

Фиалочка душистая

С весною расцвела

Ароматом нежным

Весь лес заполнила она.

ИРИСЫ

Ирисы, или петушки, являются непременными спутниками наших дворо-вых цветников. За пёстрые по окраске цветы, покрытые как бы радужной се-точкой, растение названо именем греческой богини радуги Ириды. В переводе с греческого "ирис" означает радуга. В народе этот цветок получил ласковое прозвище – "касатик".

Этот цветок хранит легенду о большой любви двух юных сердец – рыбака и рыбачки.

Рано дети лишились родителей. Сирот воспитывало всё рыбацкое селе-ние. С детства они были как брат и сестра, а когда стали взрослыми, полюби-ли друг друга и решили пожениться. Но у них не было денег, чтобы сыграть свадьбу, а юноше так хотелось подарить своей невесте свадебный подарок. И вот однажды он на своей старой лодке уплыл далеко от дома, чтобы наловить много рыбы. Долго ждала своего любимого молодая рыбачка, но не дожда-лась. Она ходила по берегу реки и нашла сети любимого с рыбой. И когда стала разделывать рыбу, в одной, самой большой рыбе она увидела драгоцен-ный камень – сапфир. Он горел голубым пламенем – это был подарок свадеб-ный молодого рыбака. В этот же вечер местные рыбаки увидели, как по бере-гам реки горят жёлтые огоньки. Это цветы выросли из слёз молодой вдовы, прекрасные ирисы-петушки. И теперь каждой весной на берегах рек, озёр, проток, где в тоске и печали, убитая горем рыбачка, искала своего любимого мужа, расцветают ирисы.

ТЮЛЬПАН

В золотистом бутоне жёлтого тюльпана было заключено счастье. До это-го счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая могла бы открыть бутон тюльпана. Однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Маль-чик вырвался из рук матери и со звонким смехом побежал к цветку – и золо-тистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила.

Тюльпан – символ гордости у славян.

ЛАНДЫШ

Ландыш является лучшим цветком майского леса. Весна наделила лан-дыш любовью к жизни, и он всегда благодарит её тёплыми ласковыми луча-ми. После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляются крупные красные ягоды. Легенда уверяет, что это не ягодка вовсе, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Весна хоть и по-любила ландыш, но недолго. И ландыш поник от горя, маленькие цветочки его опали, и на их месте вылились огненно-красные слёзы – ягоды.

А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви!

С маленьким серебристым цветком связаны не только легенды, стихи, сказания, но и многие праздники. В период цветения ландышей проводились народные гулянья.

В Древней Германии на некоторых парнях и девушках были веночки из цветов ландышей. Они собирались на околицах, разжигали костры и танцева-ли до тех пор, пока цветы не увядали, тогда они бросали их в костёр, принося в жертву богине зари и весны – Остаре.

А во Франции день первого мая называется днём Ландышей, которые символизируют солидарность трудящихся.

АДОНИС

С приходом весны светлее, красочнее становится сотканный природой живой ковёр.

Золотистыми угольками горят на изумрудной зелени крупные жёлтые цветки адониса весеннего. В народе он известен как горицвет или стародубка. Существует легенда об этом цветке. Назван он по имени ассирийского и фи-никийского бога природы, умиравшего осенью и воскресшего весной. В по-следствие греки дали это имя сыну царя Кипра – красивому и сильному юноше, которого полюбила богиня любви Афродита. Юная красавица обере-гала своего любимого во время охоты на диких зверей, своевременно преду-преждала о грозящей опасности. Она просила Адониса остерегаться зверей, особенно в её отсутствие. Но увлечение охотой у Адониса было столь велико, что он пренебрёг мудрыми советами своей возлюбленной. И вот однажды на охоте его ранил смертельно дикий кабан. Много слёз пролила Афродита над телом любимого и в память о своей любви она вырастила из крови Адониса прекрасный цветок, который распускался весной.

Печаль и горе Афродиты растрогали властителя царства мёртвых, и он стал отпускать Адониса на землю. С тех пор Адонис полгода проводит с Аф-родитой, а половину – среди теней умерших.

С первыми весенними цветами, с лучами солнца приходит юноша на зем-лю и вся природа с его появлением оживает, распускается в степи золотисто-жёлтый цветок горицвета.

ОДУВАНЧИК

Когда я родился, то первое, что увидел, было солнышко. Оно было яркое и красивое. Я ещё думал, какого цвета надеть на себя рубашку. Посмотрел во-круг: зелёная трава, а наверху - золотистое яркое солнышко. Оно улыбнулось мне и погладило своими тёплыми лучиками. Солнышко – доброе, тёплое, всех согревает, и поэтому от его тепла расцветают цветы. И я захотел стать, как солнышко. Солнышко услышало мою просьбу и покрасило мою рубашку в золотистый цвет. А цвет листьев мне подарила мягкая изумрудная травушка – муравушка. И с той поры мы с ними большие друзья. Просыпается солнышко – и я вместе с ним. Ложится солнышко спать – и я закрываю свою золотую солнечную головку. А травка меня защищает от сильного ветра. А в непогоду, когда идёт дождь одуванчик прячет свою головку, а ещё от дождя в одуванчи-ках прячутся мелкие насекомые. А когда выглянет солнышко, цветочки опять тянут к нему свои головки, чтобы сказать ему: "Здравствуй, солнышко!"

А когда одуванчик стареет, он меняет свой солнечный цвет на серебри-стый. И с помощью ветра расселяет свои семена вокруг. А с приходом весны появляются новые одуванчики, чтобы снова встретиться с солнышком, ведь они так на него похожи.

КОЛОКОЛЬЧИК

В давние времена люди ездили на лошадях. Лошадьми управляли ямщи-ки. На дугу лошади вешали колокольчики, весело звеня, они не давали ямщи-ку заснуть в дороге и заблудится, особенно в зимнее время, во время буранов, метелей, снегопадов. Местонахождение лошади в такое время можно было определить по звуку колокольчика. В степи растут цветы, они звенят от дуно-вения ветерка, только звон у них не такой громкий, как у металлических ко-локольчиков.

И если в ветреную погоду прислушаться, то можно услышать тихий звон. Шапочка этих цветов напоминает колокола, вот поэтому и назвали эти цветы колокольчиками.

Колокольчики любят солнце, как и все цветы, свои нераскрывшиеся бу-тоны тянут к солнышку. Как только они раскрываются, то опускают бутоны вниз, чтобы защитить пестики и тычинки от дождя. Цветы колокольчика за-щищают насекомых от плохой погоды, потому что опущены головкой вниз.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

НЕЗАБУДКИ

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок: - "Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, какое-нибудь имя!"

Оглянулась Флора – никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:

- Не забудь меня, Флора! Дай и мне имя!

И только тут заметила Флора в разнотравье маленький голубой цветок.

- Хорошо, - сказала богиня, - будь незабудкой.

Вместе с именем я наделю тебя чудесной силой – ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину. Хоть и мала незабудка, да почитаема веками. Во многих странах в честь неё устраивались праздники. В Германии в "день незабудки" школьники занима-лись неполный день, чтобы сходить в лес, попеть песни, поиграть, а затем вер-нуться домой с букетом незабудок.

По прибалтийской легенде, незабудки проросли из слёз Элге – невесты пастушка Ликоса, при разлуке её с любимым, и с тех пор являются символом памяти, дружбы и вечной любви.

Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня.

И шепнёт мне: "Не забудь

Про родимые края!"

Голубой цветочек хрупкий

Он зовётся незабудкой.

КУВШИНКА

У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды, связанные с водяной лилией – кувшинкой.

В Древней Греции цветок кувшинка был символом красоты и красноре-чия.

В средние века в Европе родились сказки об эльфах - маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, в чашелистиках кувшинки. Кув-шинку называли лебединым цветком. Североамериканские индейцы создали красивое сказание: водяная лилия образовалась из искр, упавших с Полярной и "Вечерней" звезды, когда они столкнулись между собой, споря из-за обла-дания стрелой, которую в минуту смерти выпустил индийский вождь.

У славянских народов красивый белый цветок с пятнистым, как змеиный или рыбий хвост, корневищем был превращён народной фантазией в русалку – прекрасную девушку с рыбьим хвостом.

Древние славяне считали, что кувшинка помогает путешественникам. Отправляясь в путь, они зашивали в ладанку кусок корневища кувшинки и вешали себе на шею, произнося заклинание: "Одолень – трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты ча-родея-ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озё-ра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одо-лень-трава, у ретивого сердца во всём пути и во всей дороженьке".

ШИПОВНИК

Шиповник – прародитель роз. Садовники из дикого куста вырастили мно-го сортов роз. Существует много легенд об этом цветке.

В одной станице жила бедная, но очень красивая девушка – казачка. Её полюбил бедный казак, у которого кроме гордости и красоты ничего не было. Они поклялись вечно любить друг друга. Но в эту, же девушку влюбился бо-гатый станичный атаман и хотел на ней жениться, однако девушка ему отка-зала. Пришло время, идти юноше на службу. Не хотелось парню расставаться с любимой, тревожно билось его сердце. На прощанье он подарил девушке кинжал, а она ему полотенце да слова верности: "Буду ждать тебя, милый, сколько бы времени ни прошло". После отъезда любимого девушку стал пре-следовать атаман, но она его возненавидела, но атаман её похитил и в белом подвенечном платье повёз в церковь венчаться. Сбежала со свадьбы невеста в станичный лесок и со словами: "Милый, остаюсь верна тебе, как прежде", - пронзила себе сердце кинжалом. Кровь брызнула на белое платье, а тело упа-ло на землю. На этом месте вырос куст с цветками, словно девушка в подве-нечном платье. Однажды атаман охотился и увидел куст. Хотел сорвать цве-ты, но ветки покрылись шипами и искололи его. Когда наступила осень, куст покрылся ягодами. Проходила мимо старушка, а куст шепчет: "Сорви нас. Не бойся, колючки для злых людей. Сделай чай и выпей". Она так и сделала. Мо-лодость как будто вернулась к ней.

ПОДСНЕЖНИК

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева пове-селела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом надеж-ды.

По другой легенде, богиня Флора раздаривала цветкам костюмы для кар-навала и подарила подснежнику белый-пребелый наряд. Но снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать растения поделиться с ним одеянием. Однако цветы, боясь холо-да, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хито-ном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу та-кой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Сту-жей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались и поникли. Но подснежник выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник считается первой песней весны.

По заснеженной лужайке

Ходит мальчик в белой майке.

(Подснежник.)

АСТРА

Астра – слово греческое, означает "звезда". Согласно легенде астра вы-росла из пылинки, упавшей со звезды. Эти цветы, действительно, похожи на звёзды. Существует поверье, если ночью стать среди астр и внимательно при-слушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – так астры общаются со звёздами-сёстрами.

Астра – древнейшее растение. Изображение цветка нашли в царской гробнице. По мнению учёных, гробнице было 2000 лет. Она была украшена узорами из растений, среди которых была и астра.

Астра почиталась как амулет, охраняющий от бед.

Астра – уходящая красота.

Астру с прямыми её лепестками

С древних времён называли "звез-дой".

Так бы её вы назвали и сами

В ней лепестки разбежались луча-ми

От сердцевинки её золотой.

Близятся сумерки. Тонкий и ост-рый

В небе созвездий колышется свет.

Астра, на клумбе душистой и пёстрой

Смотрит, как светят далёкие звёзды,

Как светят далёкие сёстры,

И посылает с земли им привет.

ГЕРАНЬ

В народе герань зовут журавлиной травой. На Воргольских скалах, в устье реки, прежде селилось множество журавлей. Но однажды браконьер подстрелил из ружья самку журавля. Осиротевший журавль три дня кружил над тем местом, где погибла его подруга, и жалобно кричал. А потом бросился с размаху на ост-рые скалы. Другие же журавли поднялись с места и улетели туда, где бы злые люди их не тревожили.

А на том месте, где разбился журавль, выросли душистые цветы и покрыли собой горные склоны. Плодики этих цветов напоминают журавлиные клюви-ки…"

(по книге В. С. Моложавенко

"Тайна красоты. Книга о цветах".)

БАЛЬЗАМИН

Бальзамин, или Ваньку мокрого, называют ещё Огоньком.

Рассказывают, будто много лет назад провожала, красна девица Лада своего милого на битву с половцами в дикие степи.

"Я вернусь к тебе, девица, - говорил молодец. – А чтобы мне легче было отыскать тебя, засвети огонёк на окошке". Засветила Лада огонёк на окошке. Только не помог он милому найти её: погиб в бою добрый молодец. Только ве-рить в это девушка не хотела. Так и ждала юношу до самой смерти. Так и горел на окошке огонёк. А когда умерла Лада от тоски да от старости, огонёк превра-тился в красивый цветок. Его цветочки так и светятся, так и зовут домой усталого путника…"

(по книге В. С. Моложавенко "Тайна красоты. Книга о цветах".)

МОНСТЕРА

Монстера получила своё название от слов "монстр", "чудовище".

Европейские путешественники, впервые попавшие в Южную Америку, расска-зывали, будто в тропических лесах под большими лианами находили скелеты лю-дей. "Отчего эти люди погибли? – строго спрашивали журналисты. И сами же отве-чали: - Не иначе, как растение, под которым уснули путники, задушило их своими страшными, свисающими наподобие плетей воздушными корнями! А потом выпило из них всю кровь".

Скоро выяснилось, что растения были совершенно неповинны в смерти людей: те умирали по другим причинам. Одной из причин была война между людьми. Но страшное имя за лианой с воздушными корнями сохранилось. Хотя сегодня её уже никто не боится.

(по энциклопедии для детей изд-ва "Аванта+".Том "Биология".)

ПРИТЧА

Роза и ромашка.

Сколько цветов росло в саду: тюльпаны и гладиолусы, нарциссы и пионы. Но красивее всех была роза.

- Ах, какая она прекрасная! – говорили пионы.

- Она великолепна! – шептали гладиолусы.

А завистливые тюльпаны то и дело краснели от злости. Росла в саду совсем-совсем незаметная ромашка. Она, молча, любовалась красотой розы. Всему свой че-рёд: прошло время, все привыкли к красоте розы и перестали её хвалить. А розе бы-ло обидно, поэтому она стала ругать другие цветы:

- Вы только посмотрите, как нелепы и долговязы гладиолусы! Как безвкусно расфуфырены пионы!

Однажды садовник полил цветы холодной водой, и роза-неженка простудилась. Она чихала и чихала. Ромашке было её очень жаль. Она согрела воду в своих ла-дошках, оборвала со своего платьица лепестки и настояла на воде.

- Выпейте это, пожалуйста, вам станет лучше, - сказала она розе.

- Что тебе нужно, заморашка! Не дотрагивайся до моего бархатного платья!

Ромашка всё-таки уговорила розу выпить лечебный чай, и роза поправилась. Она снова купалась под душем лейки и больше не болела.

Так бывает и у людей: хорошие люди не всегда заметны, а плохие видны все-гда, и слова их колются, как колючки у роз.

Девочка и ромашка

В ясное солнечное утро маленькая девочка вышла поиграть на зелёной полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твёрдый. Подошла девочка к камню и спрашивает:

- Кто там плачет под камнем?

- Это я, Ромашка, - послышался тихий слабый голос. – Освободи меня, девочка, тяжко мне под камнем.

Сдвинула девочка камень и увидела нежный бледный стебелёк Ромашки.

- Спасибо тебе, девочка, - сказала Ромашка, расправив плечи и глубоко вздох-нув. – Ты освободила меня от Каменного Плена.

- Как же ты попала под камень? – спросила девочка.

- Обманул меня Каменный Плен, - ответила Ромашка. – Была я тогда маленьким семечком ромашки. Осенью искала тёплый уголок. Приют дал мне Каменный Плен, обещал оберегать от жары и холода. А когда мне захотелось увидеть солнышко, он чуть не раздавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали солнце.

- Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.

- А если бы ты росла в лесу или на обочине дороги? Если бы ты была ничья? – спросила девочка.

- Я бы умерла от горя, - тихо сказала Ромашка. – Но я знаю, что ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вот этот Красный Мак дружит с Солнышком. Сол-нышко шепчет ему: "Ты мой, Красный Мак". Я слышу этот шёпот, когда восходит Солнышко и Мак раскрывает свои лепестки. А вон тот Василёк – друг Весеннего Ветра. Весенний Ветер первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его, шеп-чет: "Просыпайся!" Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

ЗАГАДКИ

Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприятен его вид.

(Подорожник.)

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак.)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчик.)

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш.)

Голова на ножке,

В голове горошки.

(Мак.)

Что в поле родится,

А есть не годится?

(Василёк.)

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое –

Что это такое?

(Василёк.)

Колосится в поле рожь,

Там, во ржи, цветок найдёшь –

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василёк.)

У заснеженных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы аленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник.)

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Лежит у речки голубой,

И жёлт, и синь, и ал.

(Луг.)

Мёртвым в землю упал,

Живым из земли встал.

Красну шапку уронил,

И людей усыпил.

(Мак.)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми…. (гвоздиками.)

На зелёном на шнурочке

Белые звоночки.

(Ландыш).

ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗВАЛИ?

Бархатцы – цветы на клумбах, бархатные на ощупь.

Анютины глазки – полевые цветы, напоминающие глаза девочки Анюты.

Венерин башмачок - цветок, напоминающий башмачок, утерянный по ле-генде богиней Венерой.

Львиный зев – цветок при нажатии открывается словно пасть (зев) льва.

Мать-и-мачеха – листья с одной стороны тёплые, бархатные, нежные, как руки матери; а с другой – холодные, гладкие, как руки мачехи.

Сон-трава – люди верили, что от этой травы сон спокойный.

Куриная слепота – цветы горькие, по поверью, от них слепнут куры.

Плакун-трава - мелкие листья напоминают слезинки.

Незабудки – по поверью, голубые цветочки, как и глазки любимой, нельзя забыть.

Вьюнок – вьётся, обвивает растения, растущие рядом.

Медуница – пахнет мёдом, пчёлы собирают нектар.

Стрелолист – листья по форме напоминают наконечник стрелы.

Сердечник – листья по форме напоминают сердце.

Подснежник – из-под снега первым появляется.

Одуванчик – разлетается от дуновения (от "дуть").

Кувшинка (речная) – середина цветка по форме похожа на кувшинчик.

Лютик ядовитый – лютый.

Флокс – пламя, цвет пламени.

Астра – звезда.

Гладиолус – меч.

СИМВОЛИКА И ЦВЕТЫ

Цветок – символ красоты, символ новорождённого ребёнка. Кто держит в руках цветок, тот не может сделать ничего плохого.

Василёк – символ доверия.

Гвоздика – символ любви, помолвки, брака.

Гвоздика розовая – символизирует материнство.

Гвоздика белая – чистоту, любовь.

Гвоздика жёлтая – пренебрежение или отказ.

Гвоздика красная – символ революции, крови, пролитой за идею.

Роза – эмблема весны, красоты, любви.

Бутон розы – символ девственности.

Увядшая роза – кратковременность земных благ.

Лепестки роз – символ нежности.

Роза и крест – символ Христа.

ЦВЕТЫ - УКАЗАТЕЛИ ПОСЕВА

Черёмуха цветёт – сей пшеницу.

Цветёт жёлтая акация – сей огурцы.

Цветёт сирень – сажай томаты и тыквы.

Зацвела черёмуха – сажай капусту и картошку.

Зацвела хохлатка – сей морковь и горох.

ЗНАЧЕНИЕ ПОДАРЕННЫХ ЦВЕТОВ

Астра – уходящая красота.

Георгин – достоинство и элегантность.

Флокс – мы едины.

Анютины глазки – думай обо мне.

Лотос – увядшая любовь.

Бальзамин – мы не равны.

Дурман – я вас никогда не забуду.

Петрушка – веселье.

Лопух – назойливы, надоедаете кому-то, как осенняя муха.

ЦВЕТОЧНЫЕ СНЫ

1. Базилик (садить или брать в руки) – это растение во сне предвещает не-большую болезнь.

2. Букет из разных цветов – предвещает минутную радость и непрочное счастье.

3. Бальзамин – горесть, слёзы.

4. Розы, цветущие и благоухающие – приближение какого-то радостного события и верность вашего избранника.

5. Вдыхать аромат роз – ничем не ограниченная радость.

6. Увядшие розы – у вас нет любимого.

7. Засохший розовый куст – болезнь близких или другие печали.

8. Яркий куст алых роз – исполнение великих надежд в вашей семье.

9. Маки - предвещают пару чарующих удовольствий и приятных занятий, но всё это будет очень зябко и непрочно.

10. Лилия – суровое испытание болезнью или горестями.

11. Венок из свежих цветов – скорое обогащение.

12. Увядший венок – болезнь, гибнущая любовь.

13. Венок невесты – счастливый конец затруднительному положению.

14. Белые цветы – печаль.

15. Увядшие, засохшие – неприятности.

16. Яркие, свежие цветы – удовольствие, приобретение.

17. Букет белых цветов – к свадьбе.

18. Разные цветы – поклонники.

19. Василёк – свидание.

20. Ромашка – болезнь, препятствие.

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

Здесь перечислены всем нам знакомые растения.

Плющ пастухова. Произрастает в Дагестане, Чечне, Ингушетии, крайне ред-ко встречается в Центральной части России. Эта веч-нозелёная кустарниковая лиана предпочитает селиться рядом с дубом, тополем или ольхой, высоко взбираясь по их стволам. В предгорьях стелется по сухим лесным почвенным покровам.

Женьшень настоящий встречается на юге Хабаровского края и на Сахалине. Это

(корень жизни, многолетнее растение с крепким округлым стеблем, на вер-шине

человек-корень) которого зонтик из 5-16 мелких светло-красных ягод. Ко-рень цилиндрический, горьковато-сладкий, снизу вет

Публикации по теме:

Мини-музей «Народные куклы»Мини-музей «Народные куклы» Краткое содержание проекта Наше ГБОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Народные промыслы
  • Весна
Автор публикации:
Проект для старшего дошкольного возраста. Тема: «Цветы вокргу нас».
Опубликовано: 18 ноября 2012 в 14:41
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...