Папки-передвижки

Проект «Дружат дети всей земли»

Светлана Шипилова
Проект «Дружат дети всей земли»

"Дружат дети всей земли"

«Творческий проект с использованием компонентов гражданско-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Воспитание у детей толерантности, доброжелательности друг к другу, независимо от их расовой и национальной принадлежности – один из наиболее сложных процессов в образовательном процессе.

Публикация «Проект „Дружат дети всей земли“» размещена в разделах

Согласно федеральному государственному общеобразовательному стандарту дошкольного образования, одной из задач развития дошкольников является формирование духовно-нравственной, социально активной личности ребенка с высоким уровнем гражданских компетенций посредством музыкального образования. Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для развития нравственных чувств, воспитания основ гражданственности и, в дальнейшем, воспитания патриота своей Родины.

Воспитанники нашего дошкольного учреждения являются представителями разных национальностей. Мы ценим их культуру, прививаем всем детям любовь и уважение к народностям, проживающим с нами в одной стране. На протяжении нескольких лет в детском саду реализуется программа «Социокультурные истоки», основная задача которой заключается в развитии духовно-нравственных ценностей и приобщение к родным истокам в условиях дошкольного учреждения.

Проблема формирования толерантности у дошкольников особенно актуальна, поэтому поиск эффективных технологий, направленных на решение этой задачи, приобрел первостепенное значение. Одной из таких технологий является использование в образовательной деятельности проектного метода, который позволяет успешно решать задачи нравственно-патриотического воспитания и формирования толерантности через художественно-эстетическое развитие. Деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга.

Руководствуясь рекомендациями ведущих современных авторов, занимающихся проблемами формирования толерантности у детей, был разработан и реализован творческий проект по теме «Дружат дети всей Земли» в группе старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет. Именно данный возраст является сензитивным для воспитания нравственности и толерантности. В этот период закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Ежегодный мониторинг образовательных достижений у воспитанников старшего дошкольного возраста указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков, способность оценивать свои поступки у них практически не выражена. Они отличаются повышенной обидчивостью, иногда проявляется агрессия. Проект в интересной и доступной форме позволяет познакомиться с такими сложными понятиями, как толерантность, патриотизм, гражданственность и другие. Важно научить детей дружить, взаимодействовать, общаться, сформировать у них позитивное, толерантное отношение к представителям различных культур, независимо от их национальности, цвета кожи и вероисповедания. В ходе реализации проекта созданы оптимальные условия для воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста, воспитанники учатся бесконфликтным взаимоотношениям, терпимости.

Реализация проекта предусматривает организацию планомерной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников во всех видах детской деятельности (музыкально-художественной, познавательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Содержательная часть проекта определена современными формами организации деятельности с детьми и родителями и проведением итогового мероприятия – фестиваля «Хоровод дружбы». Предусматривается использование ИКТ, создание развивающей предметно-пространственной среды, интеграция образовательных областей, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала дошкольниками. Данный проект получил положительный отклик у всех участников образовательных отношений.

Основная часть

Наименование проекта : «Дружат дети всей Земли»

Вид, тип проекта : групповой, творческий, долгосрочный

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Цель проекта : Формирование чувства толерантности у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО, посредством музыкального воспитания.

Задачи:

Познакомить с особенностями быта, традиций и культурными ценностями народов России и сопредельных государств.

Усилить роль семьи в формировании культуры межнационального общения.

Вызвать интерес к культуре и деятельности людей других стран.

Развивать творчество, инициативность и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста через вокальную, танцевальную, игровую деятельность.

Воспитывать у детей уважительное отношение, симпатию, добрые чувства к людям разных национальностей, проживающих на территории города и посещающих дошкольное учреждение.

Объект проекта : процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта : музыкальная образовательная деятельность как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Основные принципы:

- развивающего обучения;

- сочетания научной обоснованности и практической применимости;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- формирования познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности.

Сроки реализации проекта : 6 месяцев (июнь – ноябрь); приурочен ко «Дню толерантности» (16 ноября).

План реализации проекта

Этапы реализации проекта Содержание

1. Подготовительно-организационный.

Задачи: выяснить отношение родительской общественности к предполагаемой деятельности в рамках проекта; выявить национальный состав семей воспитанников; скоординировать действия педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса (методика Т. Марциновской «Два домика», «Цветовая социометрия»). Изучение научно-методической литературы, поиск эффективных технологий и методик в области формирования толерантности у старших дошкольников, подбор консультативного материала и разработка памяток для родителей по теме проекта; подбор необходимых пособий, атрибутов, репродукций, музыкальных произведений; разработка сценария итогового мероприятия, определение ответственных за разные виды деятельности.

2. Практический (основной)

Задачи: познакомить детей с информационным материалом по теме проекта. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантное отношение к представителям других национальностей. Реализация плана работы с воспитанниками, педагогами, родителями.

3. Итоговый Обобщение результатов, анализ эффективности проекта, подведение итогов, презентация проекта на педагогическом совете, определение перспективы для продолжения инициативы по проблемной теме проекта.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Место проведения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №70 «Голубок»

Разработчик проекта : музыкальный руководитель

Методологическая база (нормативно-правовые документы) :

- Конвенция о правах ребенка;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Основная образовательная программа дошкольного образования.

Формы работы с детьми: непрерывная образовательная деятельность (тематическая, интегрированная, комплексная, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, сказкотерапия, психогимнастика (этюды и упражнения, направленные на воспитание доброжелательных отношений между детьми, художественное слово, выставки, игровая деятельность, музыкальная гостиная, итоговое мероприятие - фестиваль «Хоровод дружбы».

Основные методы и приемы работы с детьми:

- восприятие музыкальных произведений, слушание и пение детских песен, проигрывание этюдов;

- коммуникативные игры;

- беседы на заданную тему;

- рисование на заданную тему;

- чтение и анализ художественных произведений.

Формы работы с родителями: индивидуальные встречи, беседы, консультации, анкетирование, совместное создание фонотеки, видеотеки, детско-родительские проекты.

Качественные и количественные ожидаемые результаты проекта :

Воспитанники:

- познакомились с традициями, бытом, культурой народов России и сопредельных государств ( уровень усвоения составляет: достаточный 62% и оптимальный 38%).

- научились узнавать музыкальные произведения о России, исполнять национальные танцы, чисто интонировать народные и авторские песни по теме проекта;

- сформировалось уважительное отношение, симпатия, добрые чувства к людям разных национальностей, населяющих нашу страну, к их музыкальной культуре;

Родители:

- повысили компетентность в вопросах музыкального развития воспитанников;

- участие свыше 70 % родителей в реализации проекта.

Педагоги:

- пополнили методическую копилку работы с детьми по воспитанию у детей чувства толерантности, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

- 100% педагогов, участвовавших в проекте, получили опыт организации и реализации данного проекта.

Продукт проектной деятельности : фестиваль «Хоровод дружбы», целью которого является сохранение и развитие многонациональных традиций народов России.

Технологическая карта интеграции образовательных областей и видов детской деятельности по теме.

Образовательная область Задачи Содержание

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель: развивать детское художественное творчество, интерес к музыкальному искусству разных стран.

Музыкаль-ная деятельность

Приобщать к музыкальному искусству, формировать основы музыкальной культуры, знакомить с народным фольклором разных стран.

Восприятие музыки: «Бульба» бел. нар. танец; «Гопак» укр. нар. танец; «Жок» молд. нар. танец; «Ласточка» арм. нар. песня, «Якутяночка моя» муз. А. Алексеева, сл. Л. Дербенева, «Лезгинка» лезг. нар. танец;

Пение и песенное творчество: «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Нас много на шаре земном» муз. А. Александрова, сл. Т. Лихоталь; «Здравствуй, Родина моя!» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «Дружат дети всей земли» муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова; «Давайте играть» муз. Е. Туманян, сл. О. Высотской; «К нам гости пришли» муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен

МРД: «Веселый танец» евр. нар. мел. ; «Алый платочек» чеш. нар. мел. ; «Отвернись-повернись» карельская нар. мел. ; «Я на горку шла» р. н. м., «Весело танцуем вместе» нем. нар. мел. ; «Большие крылья» арм. нар. мел.

Музицирование: Знакомство с национальными народными инструментами. «Полька-шутка» р. н. м., «Полька» латыш. нар. мел., «Ехал Козак за Дунай» укр. нар. песня, «Яблочко» рус. танец.

НОД «Музыка» с элементами ТРИЗ: «Русская музыка», «Музыка моих соседей», «Музыка далеких стран».

Музыкальная гостиная «Звуки северной тайги».

Музыкальный досуг «Улочки-переулочки».

Изобрази-тельная деятельность

Формировать духовно-нравственное отношение к своей Родине, культурному наследию своего народа и других стран. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами. Рассматривание репродукций картин русских художников: А. Афонин «Ой ты, Русь, моя родина кроткая», А. Васнецов «Родина», И. Шишкин «Рожь», рассматривание русского костюма и костюмов народов России и ближнего зарубежья (куклы).

Рисование на тему: «Сине-голубая Гжель»; составление национальных узоров, орнаментов на одежде и утвари.

Аппликация-мозаика на тему: «Русские народные игрушки. Матрешки», «Декоративное панно по мотивам народных сказок»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Обогащать знания детей о России, ее культуре и деятельности людей других стран.

Развивать эмоционально-ценностное восприятие исторических событий, народных традиций. Воспитывать интерес к изучению истории своей Родины. Беседы «Наша Родина – Россия», «С чего начинается Родина?», «Мы такие разные». Рассматривание главных символов России. Знакомство с пословицами и поговорками о родине.

Цикл НОД «Путешествие по городам России».

Викторина «Улочки-переулочки».

Просмотр мультипликационного сериала по мотивам сказок народов России «Гора самоцветов». Представление мини-проектов «История моей семьи» (составление генеалогического дерева).

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Чтение художественной литературы и заучивание наизусть Воспитывать интерес к художественной литературе

Чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине. Чтение художественной литературы:

А. Пинчук. «Моя первая книжка о России», А. Ишимова «История России в рассказах для детей», Р. Погодин «Что у Сеньки было», А. Тихонов «Природа России», В. Катаев «Цветик – семицветик».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: формировать нравственные качества личности.

Коммуника-тивная, игровая деятельность Учить детей конструктивным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уметь свободно общаться, договариваться, распределять действия при сотрудничестве. Сюжетно-ролевые игры из цикла «Семья» (наши традиции, обычаи)

Дидактические игры: «Что изменилось?», «Разные сигналы», «Сколько раз в ладоши хлопну», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Да-нет», «Сходства и различия»

Игровые упражнения: «Угадай-ка», «Ласковое имя», «Комплименты», «Солнышко милосердия», «Как можно нас назвать по-разному?»

Игры-миниатюры: «Кораблик», «Шарик», «Ветер», «Жаворонок», «Хлопай», «Расслабление приятно».

Образовательная область «Физическое развитие»

Цель: Укрепление и охрана здоровья детей.

Двигатель-ная игровая деятельность

Воспитывать интерес к подвижным играм народов России и ближнего Зарубежья.

Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции. Подвижные игры: «Быстрые кони» татар. игра, «Бульба» бел. нар. игра, «Гори-гори ясно» рус. нар. игра, «Оленята и важенка» игра народов Севера; «Липкие пеньки», «Юрта» башкир. нар. игры, «Водяной» удмурт. нар. игра, «Один лишний» якут. нар. игра.

Самостоя-тельная деятельность Формировать умение планировать самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми Подготовка к выставке «В мире коллекций».

Рисование «Портрет моего друга»; сюжетно-ролевая игра «День рождения моего друга»; подвижные игры народов России.

Планирование работы с педагогами МБДОУ:

Анкетирование по теме проекта.

Организация круглого стола по теме проекта.

Организация выставки декоративно-прикладного искусства народов России.

Представление проекта на педагогическом совете.

Планирование работы с родителями воспитанников:

Анкетирование по теме проекта.

Консультации, папки-передвижки, стендовая информация.

Детско-родительские проекты «Наши семейные традиции», «История моей семьи». Оформление фото стендов.

Выставка «В мире коллекций».

Фестиваль «Хоровод дружбы», презентация национальных блюд.

Материально-техническое обеспечение: фортепиано, музыкальный центр, компакт-диски (СD, мультимедийное оборудование.

Учебно-методическое обеспечение: психолого-педагогическая и методическая литература, методические рекомендации.

Наглядно-дидактические пособия: хрестоматия для чтения детям дошкольного возраста 6-7 лет, репродукции картин А. Афонин «Ой ты, Русь, моя родина кроткая», А. Васнецов «Родина», И. Шишкин «Рожь», конспекты НОД, демонстрационный материал «Народы России», куклы в национальных костюмах.

Картотека: Подвижные игры народов России и ближнего Зарубежья; коммуникативные игры.

Электронные образовательные ресурсы: презентация «Мы разные, но мы вместе»; видеоматериал «Знакомство со старинными русскими инструментами», мультипликационный сериал по мотивам сказок народов России «Гора самоцветов».

Список источников:

Богачева И. В., Гиненский В. Л. Мое Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и граданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Я живу в России». Песни и стихи о Родине, мире и дружбе. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2006.

Скоролупова О. А. «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО». Часть 2. М., Издательство «Скрипторий 2003», 2015.

Строгонова Л. В. Воспитание толерантности. М., 2007 г.

Сычева М. А. Первые уроки музыки. Учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009.

Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт. -сост. А. Позднякова. - Волгоград: Учитель, 2008.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Журнал Музыкальный руководитель. №4 2011г с. 7-16.

Перспективы дальнейшего развития проекта : данный проект развивает у дошкольников интерес к познанию своей Родины, знакомит с культурой соседних стран и способствует формированию основных черт толерантной личности, таких как терпимость к чужому мнению, дружелюбие, доброжелательность, доверие, гуманизм, чуткость и т. д. Данный опыт работы может быть интересен как педагогам, так и родителям. Характер формируется в детстве, и от нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети, как смогут адаптироваться в обществе в очень непростое время. Поэтому, необходимо продолжать работу по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет; обновлять консультационный материал для родителей и педагогов.

.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дружат дети большой страны»Фотоотчет «Дружат дети большой страны» Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь.

Детский мастер-класс по аппликации «Дружат дети всей Земли»Детский мастер-класс по аппликации «Дружат дети всей Земли» Материл для выполнения мастер – класса: набор для детского творчества «Бумага цветная двусторонняя мелованная», шаблоны для силуэтного.

Дружат дети на МAAM!Дружат дети на МAAM! Всегда с большим удовольствием читаю все ваши публикации. С радостью узнаю, что многие уже подружились, делятся друг с другом профессиональными.

Фотоотчет «Дружат дети всей Земли!»Фотоотчет «Дружат дети всей Земли!» Дружат солнце и весна, Дружат звёзды и луна. Дружат в море корабли, Дружат дети всей земли! Читала, я читала ваши истории, дорогие коллеги,.

Фотоотчет о празднике к Дню защиты детей «Дружат дети всей земли»Фотоотчет о празднике к Дню защиты детей «Дружат дети всей земли» Шире круг, шире круг. Музыка зовет. Всех друзей, всех подруг В дружный хоровод. Дружат пчелка и цветок Дружат лист и мотылек. Дружат.

Фотоотчёт о тематической неделе «Дружат дети на Земле»Фотоотчёт о тематической неделе «Дружат дети на Земле» В течении преведущей недели, мы с ребятами готовились к празднику "День Дружбы",который отмечается сегодня. По предложению ООН в праздничном.

НОД в старшей группе «Дружат дети на планете» Цель: Формировать у детей понятие дружбы между народами мира. Задачи: Воспитательные: - воспитывать уважение к обычаям, культуре других.

Посткроссинг, или Дружат дети большой страныПосткроссинг, или Дружат дети большой страны Сегодня к нам в группу пришел наш старший воспитатель и рассказал ребятам, что на адрес детского сада пришло письмо для ребят нашей группы.

Проект «Дружат дети всей страны!» или Снова о посткроссинге Уважаемые гости! Если вы являетесь участником Посткроссинга или еще только наблюдаете за его развитием, этот материал для Вас! При составлении.

Сценарий праздника «Дружат дети всей земли», посвященный Дню защиты детей Сценарий праздника «Дружат дети всей земли!», посвященного дню защиты детей. 1-й ребенок: Пусть сегодня в нашем зале. Песни разные звучат.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дружат дети всей земли»
Опубликовано: 14 января 2023 в 18:31
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД