Лучший педагог года

Проект «Хранить память предков»

Светлана Журавлёва
Проект «Хранить память предков»

Проект «Хранить память предков».

Одна из важнейших задач современного образования и воспитания — возрождение и сохранение традиционных нравственных ценностей. Она напрямую связана с общероссийской тенденцией к утере нравственных и семейных ценностей, ослаблению связи поколений. Подобная ситуация отмечается и в МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка» ОП «ЦРР – детский сад «Солнышко». Важно отметить, что образовательное учреждение находится в маленьком городе, где есть семьи, говорящие на родном мокшанском языке. В нашем городе, духовные начала, и классический уклад мокшанской семьи сохранились дольше, чем в больших городах. Город Ковылкино, где расположено ОП «ЦРР – детский сад «Солнышко», находится вдали от индустриальных центров. В городе есть дом культуры, краеведческий музей, районная библиотека, православные храмы с воскресной школой. Таким образом, инфраструктура благоприятствует воспитанию личности, благополучной в нравственном отношении. Однако в последние годы отмечается проникновение в семейную среду негативных социальных тенденций. У дошкольников снижается интерес к национальным культурно - массовым мероприятиям, интересы концентрируются на компьютерных играх и использованию социальных сетей.

Публикация «Проект „Хранить память предков“» размещена в разделах

Возникает ряд противоречий: между реальностью и социальным заказом, который общество ставит перед дошкольным образованием;

• между потребностями воспитанников и воспитательной системой ДОУ;

• между необходимостью поиска информации по региональному компоненту и отсутствием её источников.

Для усиления регионального компонента в воспитании детей в ДОУ мною был разработан комплекс педагогических инструментов, включающий программу дополнительного образования «Мокшаночка», систему досуговых мероприятий. Чтобы изучить отношение дошкольников и их родителей к региональному компоненту был проведён всесторонний анализ. В него вошли:

• анонимное анкетирование родителей «Мое отношение к региональному компоненту»;

• наблюдения, опросы, проведённые воспитателями групп старшего дошкольного возраста.

Исследование показало следующие результаты:

• 70 % дошкольников не знает истории возникновения своего города;

• 40 % дошкольников неизвестны имена предков дальше дедушек и бабушек;

• 57 % семей не знают мокшанских обычаев и традиций;

• 80% семей не знают названий деталей мокшанского национального костюма;

• 48% семей не знакомят детей с художественном творчеством мокшанского народа.

Отсюда вытекает проблема: снижение интереса дошкольников к истории своей малой Родины, изучению, сохранению и формированию семейных традиций. Для решения проблемы мною был разработан проект «Хранить память предков». Он предполагает развитие социальных, познавательных и коммуникативных компетенций с помощью активных форм добывания знаний.

Реализация проекта возможна при наличии 3 условий:

1. Наличие материально – технической базы (канцелярские принадлежности, стенды, костюмы для инсценировки, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, экран).

2. Информационные ресурсы (семейные архивы, материалы музея ДОУ, доступ в Интернет).

3. Социальная поддержка (помощь со стороны администрации ДОУ, социума).

Для достижения положительных результатов я поставила перед собой цель и следующие задачи.

Цель: формирование у детей чувства любви к Родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона.

Задачи: формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;

- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому Мордовии;

- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;

- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;

- воспитание гражданско - патриотических чувств.

Работа над проектом велась в три этапа.

1 этап – подготовительный.

2 этап – основной.

3 этап – заключительный.

1 этап – подготовительный. На этом этапе происходило изучение теоретической части проекта. Выявлялся уровень представлений по региональному компоненту у детей и их родителей. Разрабатывался план работы над проектом.

2 этап – основной. При реализации второго этапа проекта я старалась на НОД показать жизнь людей Республики Мордовия. Какая она была раньше, а какая сейчас.

Я убеждена, что знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому, изучение истории малой родины, начинаю с посещения мини – музея нашего дошкольного учреждения, центра национальной культуры в своей группе.

Именно здесь, в мини – музеи ДОУ дети впервые увидели мокшанскую избу. Показываю детям, что жилище наших предков украшают атрибуты домашнего быта: печь, в которой готовили пищу, и которая обогревала жилище; сундук, в котором хранили постельные принадлежности: подушки, одеяло и старинные вещи бабушки, дедушки. Уточняю у детей, может быть, сохранились у своих родственников в деревнях печь и сундук, и они видели настоящую печку, а не реквизит. Очень поразила детей люлька, в которую укладывали и укачивали маленьких детей. Каждый ребенок старался дотронуться до предметов старины. Затем мы рассматривали домашнюю утварь (посуду) : чаши, ложки, вазу, лоток, чан, кадку изготавливали из дерева. Все предметы утвари имели свое назначение: деревянные чаши предназначались для напитков; в вазочках подавались масло, мед, сладости к чаю; в чанах, кадках замешивали тесто, сбивали масло; в них хранили муку, зерно, перевозили масло, мед, сметану. Предметы, сделанные из дерева, отличались прочностью и удобством. В нашем мини – музеи есть национальные мокшанские костюмы. На мероприятиях различного уровня девочки и я выступаем в национальных костюмах. Девочки примеряли старинные украшения, старались выговорить их названия. Все эти предметы старины вызывают у детей интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. После похода в мини – музей рассуждаем с детьми о жизни мокшанского народа в давние времена. Дети делятся впечатлениями и даже придумывают свои истории, на основании увиденного.

Экскурсии в краеведческий музей г. Ковылкино организовываю с сотрудниками краеведческого музея с периодичностью смены экспозиций Благодаря экскурсиям в краеведческий музей дети знакомятся с произведениями живописи мокшанских авторов. Дети не только слышат рассказы экскурсовода, но и видят произведения искусства в реальном времени.

Рассказываю детям о замечательных людях республики, района, города. Какую роль в художественно – эстетическом воспитании сыграл выдающийся художник, проживавший в селе Кочелаево Федот Васильевич Сычков и земляк Виктор Андреевич Беднов. 13 марта, на день рождение Ф. В. Сычкова была организована совместно с родителями воспитанников выездная экскурсия в дом – музей художника – земляка. Дети познакомились с его картинами.

В своей группе я создала мини – центр национальной культуры, где собраны книги: сказки мордовского народа, литературные произведения мокшанских писателей. Книга скульптора С. Эрзи, по ней дети знакомятся с произведениями ещё одного прославленного земляка. В мини – центре находятся куклы: мокшаночки, в колоритных национальных костюмах. Подобраны старинные женские украшения.

Чтобы основательно познакомить детей с родным городом, провожу целевые прогулки по улицам, на которых расположен детский сад, краеведческий музей, районная библиотека, памятник Степану Терентьевичу Ковылкину. Рассказываю детям, в честь какого названа та или иная улица. Обращаю внимание детей на различные строения города: на старые и новые постройки. Показываю детям, что мастера труда проявляют хороший вкус, художественные умения. Привлекаю их внимание к иллюстрациям, фотографиям, на которых изображены различные здания, памятники, которые не сохранились до нашего времени. На великий праздник – День Победы ходим с детьми возлагать цветы к памятнику «Неизвестного солдата». Тем самым прививаю у детей гордость и уважение к погибшим землякам во время Великой Отечественной войны.

В дни праздников обращаю внимание детей на красочное оформление зала детского сада, улиц города, воспитываю чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, города.

Как же педагог может достичь результата в этом нелёгком деле? Не секрет, что далеко не все дети интересуются историей, традициями родного края. И монотонное рассказывание вряд ли увлечёт ребят. Поэтому я стараюсь найти такие сказки, песни, мелодии, фотографии, чтобы они заинтересовали воспитанников, чтобы дети увидели смысловые оттенки, которые заставляют их проникнуться чувством понимания древности и величия своей малой родины.

Я в своей работе использую произведения декоративно – прикладного искусства мордовского народа. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Мордовское декоративно - прикладное и изобразительное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы личности. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре. Это неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразие орнаментные мотивы быта, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.

На занятии аппликацией учу вырезать элементы узора, составлять, наклеивать полученные геометрические формы, украшая предметы быта и одежды (чашка, рукавицы, фартук, салфетка, полотенце, платочки). На занятия приходит в гости кукла в национальном мокшанском костюме. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Использую разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказы, что помогает дошкольникам понять и полюбить народное искусство, а главное заинтересовать. Совместно с детьми рассматриваем мокшанский национальный костюм и стараемся запомнить названия его элементов.

Познакомились с детьми с мордовской игрушкой – свистулькой. Я предложила слепить игрушку с национальным колоритом. На занятии по лепке дети с удовольствием слепили её. Но у каждого ребёнка была своя игрушка. Каждый ребёнок проявил фантазию и слепил игрушку именно так, как он её увидел в современной Мордовии.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиции, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка. Я читаю мордовские народные сказки. Дети слушают их с большим интересом, а иногда придумывают свои.

Дети с удовольствием исполняют песни, учатся различать фольклорные жанры. Заучиваем прибаутки, потешки, песенки. Заостряю внимания детей на названии жанра и его особенностях.

Мордовский музыкальный фольклор - органическая часть музыкальной культуры мордовского народа. В тесном контакте с музыкальным руководителем подбираем репертуар мордовских песен, хороводов, танцевальных движений на мероприятия в ДОУ и мероприятия более высокого уровня.

В детском саду собран большой материал, который используется для слушания с детьми и знакомства их с мордовскими певцами и композиторами. (Н. В. Спиркина, А. Н. Куликова, М. Н. Антонова, Н. В. Кошелева, Г. И. Сураева – Королева)

Организую и провожу праздники, связанные с традициями русских и мокшанских народов. Дети участвуют в конкурсах муниципального уровня. В нашем репертуаре мордовские танцы, песни, стихи и спектакли. Ежегодно участвуем в «Неделе родного языка», где читаем стихи, представляем песню на мокшанском языке и исполняем национальный танец. На неделе родного языка выступают и русскоязычные дети.

Результатом работы с детьми стал праздник, посвящённый единению мордовского народа с народами Российского государства, который был показан на методическом объединении «На веки вместе». На этом празднике дети из моего кружка приняли активное участие.

Со своими детьми принимали участие в районном семинаре «Шумбрат, Мордовия!» организованном в нашем ДОУ. Дети представили гостям мордовский танец с полотенцами.

На празднике «Мы едины», который прошел на базе нашего ДОУ дети показали мокшанскую подвижную игру «Върьгазкс». Продемонстрировали танец с элементами мокшанских движений «Кафта цёратт тише лядийхть».

3 этап – заключительный, включающий в себя: сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами;

- проведение открытого итогового занятия «Путешествие по Мордовии».

Анализ результативности проекта :

• Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям.

• Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

• Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни.

• Воспитание любви и чувства гордости за малую родину, бережного отношения к родному краю.

• Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.

• Активизация участия педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, выставках по краеведческой тематике.

Таким образом, систематически реализуя региональный компонент в образовательном процессе, способствую освоению детьми культуры мордовского народа, воспитанию любви к малой родине, формированию интереса и уважения к коренному этносу, его музыкальным традициям, формированию толерантности в межэтнических отношениях, расширению кругозора, накоплению интонационно – слуховых представлений, развитию музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, найдут отклик на события окружающего мира.

В продолжение работы над проектом можно предпринять следующие шаги :

1. Продолжить работу по изучению семейных родословных, с расширением аспекта «Моя история семьи».

2. Создать в мини – музее ДОУ отдел на тему «Моя семья в истории Мордовии».

3. Освещение опыта работы над проектом путём публикаций в районной газете «Голос примокшанья» и на персональной странице МААМ https://www.maam.ru/users/403378.

4. Направлять лучшие творческие работы воспитанников для представления на конкурсы районного и российского уровня.

Опыт работы, который накоплен мною, показывает, что проводимая работа позволяет детям с детских лет впитывать народные традиции, народный дух. Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, уважение к старшим.

Эта работа помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников. Самое главное у детей воспитывается уважение и взаимоотношение к другим народам

Каждый район Мордовии имеет свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой родине необходимо с детства, в этом моя приоритетная задача. Мир ребенка – это всё то, что его окружает. Моя задача – помочь ребенку научиться видеть и понимать, поддерживать и множить красоту родного края. Для того чтобы ребенок ощущал духовную жизнь своего народа, творчески утверждал себя в ней, принимал историю и культуру родного края необходимо вводить региональный компонент в каждую образовательную область. Это позволит расширять и углублять знания детей о родном городе, формировать понятия об историческом прошлом народов, проживающих на данной территории, вызывать и поддерживать интерес к народному творчеству.

Публикации по теме:

«Мы память бережно храним». Проект, посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне«Мы память бережно храним». Проект, посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне "Мы память бережно храним " Информационно-познавательный, проект посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войнев.

«Мы память бережно храним». Проект, посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Видео«Мы память бережно храним». Проект, посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Видео Летят года. Но время это Вовек России не забыть, Минувших лет святую память Мы будем бережно хранить Хоть каждый год мы отмечаем Немало.

Проект «Память бессмертна»Проект «Память бессмертна» Паспорт проекта 1. Организация: МБДОУ д/с № 49 «Звездочка» 2. Адрес: 141090, город Королев, улица Д. И. Папанина д 6. 3. Телефон: 495 519-05-13.

«Ратные подвиги предков» (детская творческая работа)«Ратные подвиги предков» (детская творческая работа) Разрешите представить нашу с дочкой-школьницей совместную работу на конкурс "След войны в моей семье" (2014 год).. Среди моих родных.

Проект художественно-патриотический для старших дошкольников «Этот день будут помнить веками, эту память века не сотрут!»Проект художественно-патриотический для старших дошкольников «Этот день будут помнить веками, эту память века не сотрут!» Л. Рыбакова Проект «Этот день будут помнить веками, эту память века не сотрут!» художественно-патриотический для старших дошкольников.

Консультация «Мудрость предков» Пословица – народное изречение, имеющее поучительный смысл. Поговорка – образное выражение, которое не имеет обобщающего смысла. Пословицы.

Проект ко Дню Победы «Память» в подготовительной группеПроект ко Дню Победы «Память» в подготовительной группе Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой.

Проект по развитию памяти у детей с ОВЗ «Слушаем, запоминаем, память развиваем» в старшей группеПроект по развитию памяти у детей с ОВЗ «Слушаем, запоминаем, память развиваем» в старшей группе Помнить - это значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить - значит.

Проект «Семейная память»Проект «Семейная память» Познавательный проект направлен на развитие знаний детей о Великой Отечественной войне; на расширение представлений о семьях детей, в которых.

Сценарий развлечения на основе национального компонента в старшей группе «Волшебный сундучок — богатство предков» Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение центр развития ребенка:детский сад №104 "Ладушка". Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хранить память предков»
Опубликовано: 8 февраля 2021 в 20:24
+104Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД