МААМ-картинки

Проект «Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром»

Наталья Казакова
Проект «Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром»

Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Выполнила: воспитатель

Маслова Наталья Юрьевна

Изучению природы в детском саду традиционно отводится особое место. Это не случайно, природа - открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребенок интуитивно ощущает себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно.

Публикация «Проект „Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром“» размещена в разделах

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Именно в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Одним из видов обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относился к учению, быть субъектом деятельности является проблемное обучение.

Проблемное обучение состоит из нескольких уровней: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемное занятие.

Проблемная задача - словесное выражение содержания проблемной ситуации. Задача или вопрос становятся проблемными при наличии противоречия между знанием и незнанием.

Проблемный вопрос ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания.

Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения:

Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности ребенка.

Единицей проблемного обучения является проблемное занятие.

Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес. Определённые эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей. Она должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребёнка к эмоциональной познавательной деятельности.

Если традиционное обучение ориентировано на передачу готовых знаний, то проблемное - на овладение способами их приобретения.

Проблемная ситуация специально создается воспитателем путем применения особых методических приемов :

- воспитатель подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Таким образом, проблемная ситуация - это состояние умственного затруднения, которое воспитатель создает специально для того, чтобы показать дошкольникам недостаточность знаний и тем самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу.

Организация работы по развитию исследовательских способностей в детском саду, с использованием проблемных ситуаций на занятиях по окружающему миру, может осуществляться по трё м направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, глина и др.);

- человек (функционирование организма и др.).

Немаловажную роль в решении исследовательских задач играет развитие исследовательских умений, к которым относятся:

1. Умение видеть проблемы. Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Важную роль в процессе постановки проблемы играет установка. Это возникающая на основе прошлого опыта готовность субъекта к определённой деятельности в соответствии с конкретными потребностями, условиями, ситуациями.

2. Умение выдвигать гипотезы. Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

3. Умение задавать вопросы. Вопросы могут быть уточняющими, восполняющими (или неопределёнными, непрямыми, корректными, некорректными и провокационными.

4. Умение давать определения понятиям. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Определение понятия - процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Определения бывают: остенсивные (определение с помощью указания на объекты, входящие в объём данного термина) и вербальное, или логическое (определение термина через другие термины, смысл и значения которых известны).

5. Умение классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать её обозримой.

6. Умение наблюдать. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность - сплав внимательности и мышления.

7. Умение проводить эксперименты. Эксперимент предполагает проведение, каких либо практических действий с целью проверки и сравнения. Эксперимент может быть и мысленным, который можно делать только в уме.

8. Умение делать выводы и умозаключения. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.

Методы развития исследовательских способностей:

1) Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Функции: формирование творческого мышления, самостоятельное усвоение детьми новых знаний и способов действий, формирование мотивационной, эмоциональной и волевой сфер. Включает: наблюдение и элементарные опыты.

2) Эксперимент - важнейший из методов исследования. Преобразование жизненной ситуации, предмета, явления, с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связи между ними, причин их изменения так далее. Используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников.

3) Моделирование - процесс создания модели и их использования в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

4) Проблемный метод - совокупность действий, приёмов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.

Основными видами познавательной деятельности, которые начинают осваивать дошкольники при формировании исследовательских способностей и образных представлений об окружающем являются :

- непосредственное (и опосредованное) наблюдение внешних признаков, свойств предметов и явлений, очевидных связей и отношений между ними с последующим сравнением, сопоставлением, выделением существенных признаков, выявления причины и следствий;

- моделирование предметов и явлений окружающего мира;

- простое экспериментирование, целью которого является развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемым объектом в «лабораторных» условиях как средствами познания мира, а задачами – развитие исследовательского поведения, мыслительных процессов, мыслительных операций, причинно-следственных связей, освоения методов познания.

Рекомендации.

1. Создавая проблемные ситуации, необходимо побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучать не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений.

2. Проблемную ситуацию необходимо создавать с помощью определенных приемов, методов и средств :

- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- постановка проблемных задач.

3. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

4. Чтоб каждый ребёнок становился в позицию активного деятеля, дать ему возможность самостоятельно получать знания о том или ином предмете, материале, явлении и т. д., найти самостоятельно ответы на интересующие вопросы, чтоб развить умения усваивать способ познания и применять его на другом материале.

5. Поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности. Содержательная часть исследования должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технология проблемного обучения 2 слайд - Проблемное обучение. Что это такое? Как Вы понимаете? Есть два определения: что такое проблемное обучение. Первое определение.

Использование активных методов обучения на физкультурных занятиях в ДОУ Использование активных методов обучения на физкультурных занятиях в ДОУ Цель физического вocпитaния - фopмирование с помощью средств физкультуры.

Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях Презентация. Тема: «Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях в соответствии.

Использование технологии проблемного обучения с дошкольниками в образовательном процессе Технология проблемного обучения является одной из современных педагогических технологий, которые обогащают субъективный опыт детей, обеспечивают.

Конспект контрольного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние животные» (2 год обучения) Тема: «Домашние животные» Программные задачи: Проверить умение детей различать и называть домашних животных, подкладывать парные таблички.

Консультация «Формирование творчества в процессе проблемного обучения» Консультация" Формирование творчества в процессе проблемного обучения" Работа с детьми,мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия.

Мастер-класс по изготовлению пособия «Солнечная система» для использования на занятиях по ознакомлению с окружающим миромМастер-класс по изготовлению пособия «Солнечная система» для использования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром Цель: создать макет Солнечной системы, для использования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром Материал: проволока, плоскогубцы,.

Проект для детей ясельного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Маленькая птичка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 45 ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ФИЛИАЛ № 2.

Проект по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Птицы весной» МДОУ детский сад № 226 ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ ВЕСНОЙ» Средняя группа Воспитатели : Воронкова А. Д. Жорина Л. Е. Этапы проекта.

Проект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Птицы» ПРОЕКТ «ПТИЦЫ» Составитель: воспитатель старшей группы Суганджиева С. С. Актуальность: Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром»
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 09:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД