Папки-передвижки

Проект «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

Галина Куманикина
Проект «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

Куклы известны с глубокой древности. Сколько существует мир, столько существуют и куклы.

Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.

Задачи исследования:

• исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;

изучение классификации тряпичных кукол;

изучение традиций изготовления тряпичной куклы;

Публикация «Проект „Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы“» размещена в разделах

• освоение технологии изготовления кукол;

• изготовление образцов кукол-оберегов;

• закрепление на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

• воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол, а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.

В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.

Для меня эта тема тоже представляет особый интерес. Я люблю заниматься различными видами рукоделия. Впервые познакомившись на уроках технологии с русской народной куклой, я захотела как можно больше узнать о ней, освоить технологию изготовления обрядовых и обереговых кукол.

История возникновения русской куклы

Анализ литературы по теме показал, что, несмотря на достаточно высокий интерес к русской кукле, имеется ограниченное количество книг по данной теме. Большинство из них появились в последние годы.

В литературных источниках авторы знакомят с историей возникновения традиционной русской куклы, описываются уникальные приемы изготовления обрядовых и игровых кукол.

В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учё ных: археологов, искусствоведов, кукла – это любая фигурка человека.

История человечества с древнейших времен до наших дней – это и история кукол, которые на протяжении тысячелетий оставались неизменным спутником людей.

В древности куклы служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Многие народности верили, что все, производимое над куклой, произойдет с самим человеком. Куклам поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. У русского народа кукла имела особое значение – она олицетворяла силы плодородия земли русской.

В прошлом крестьянская кукла имела разные предназначения. Прежде всего, она была оберегом.

Для детей кукла была не просто игрушкой, а мудрым учителем в жизни, другом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Тряпичная кукла рассматривалась и как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

В крестьянских семьях кукол было много. Наши предки считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Кукол берегли. Как утверждают исследователи, такое отношение складывалось не потому, что игрушек было мало. Существовали строгие народные заповеди : игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души.

Виды и назначение русских традиционных кукол.

1. Обереговые куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые, игровые.

Обереговые куклы - это отражение той картины мира, в которой жили люди. По народным поверьям, кукла заключала в себе оберегающее начало, она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Ее так и называли: оберег или берегиня. Большинство кукол на Руси были оберегами. Каждая из них имела свое обережное значение и была связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Здоровьем, Счастьем, Достатком. Куклам-оберегам приписывались различные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь женщине в хозяйстве, способствовать достатку семьи, хорошему урожаю.

Обереговые куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Им отводили специальное место в доме.

Каждая из обереговых кукол выполняла свои «обязанности». Они сопровождали наших предков с самого рождения и даже принимали участие в судьбе еще не родившегося ребенка. За две недели до рождения ребёнка будущая мать скручивала куклу Куватку и клала ее в колыбель. Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его рождением должна была отгонять злых духов. После крещения младенца она вывешивалась над колыбелью. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка.

Пеленашка – это и кукла-оберег, и первая игрушка новорожденного. В колыбель к малышу клали куклу-пеленашку, которая должна была оберечь его от нечистых сил, болезней, недоброго глаза, от бессонницы. Кроме того, наши предки следили за тем, чтобы колыбель никогда не оставалась пустой. Поэтому, когда малыша вынимали из колыбели, всегда там оставалась кукла-замена. Дарили Пеленашку и женщине, желающей иметь детей. Также существовал обычай во время свадьбы класть Пеленашку невесте на колени, чтобы к ней пришла материнская сила.

Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница. Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка, приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой».

Кукла Берегиня имела особое значение. Она оберегала дом от несчастий и бед. Её наличие в доме отпугивало нечистую силу и злых духов. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок.

Толстушка-Костромушка – оберег от одиночества. Задачей этой куклы было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка делали куколку и выставляли её в спальню на видное место. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали.

Обрядовые куклы

Весьма значительная часть русских народных кукол – обрядовые. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны общеизвестны разнообразные и многочисленные деревенские праздники, подчиненные календарному циклу сельскохозяйственных работ.

Праздники были красочными и яркими, сопровождались различными обрядами. Обряды, совершаемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

В центре многих календарных и семейных обрядов была кукла. Она, как самый доступный и понятный образ, становилась посредником в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Обрядовые куклы изготавливали к определённому ритуалу. Посвящались они в основном женским божествам. Служили такие куклы только определенное время. Во время обряда наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры. Когда они выполняли свое назначение, их “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Только некоторых из обрядовых кукол хранились долго. Их почитали и ставили в избе в красный угол.

Примером таких кукол является кукла ангел. Она дарилась на Рождество и на Пасху. На Рождество Ангелов делали белых и голубых. Украшали золотыми и серебряными нитями, тесьмой. На Пасху делали красных, зеленых, белых. Также Ангел вешался над кроваткой ребенка, «охраняя» его сон от злых помыслов.

3. Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Стригушка – самая распространенная игровая кукла, сделанная из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Одевали и украшали таких кукол на свой вкус.

Многие игровые куклы считались обучающими. Через куклы дети знакомились с укладом жизни и учились взаимодействовать с миром. Куклы, которые сопровождали ребенка, во многом определяли, кем он вырастет. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке. Девочки-подростки делали кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали они это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

Одной из игровых кукол для ребенка являлась кукла Зайчик на пальчик. Это маленькая кукла одевалась на указательный палец. Ее делали для деток с 3-х лет, чтобы у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым он мог поговорить, поделиться своей бедой или просто поиграть. Рассмотренные нами куклы –это лишь малая часть многообразия русских традиционных кукол, бытовавших на Руси.

Вывод: куклы на протяжении веков сопровождали быт русского человека, отражали его мировоззрение, наиболее значимые события жизни. В жизни наших предков кукла играла огромную роль: она была участницей многих праздников и обрядов, выступала оберегом человека и его жилища, являлась главной игрушкой для детей. По своему назначению куклы можно разделить на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Многие куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Изучая историю русских кукол, я выяснила, что в разных уголках России существовали особые обычаи и традиции их изготовления.

Отличительной чертой народной куклы была ее безликость. Русская кукла не имела лица. Так как она исполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной: могла сглазить и принести несчастья. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, и безвредной.

Народные куклы просты в исполнении. На их изготовление шли в основном подручные материалы. На Руси кукол делали из золы, бересты, дерева, лыка, травы, льна, соломы. Большинство кукол были тряпичные.

Чаще всего для изготовления кукол использовались лоскутки, оставшиеся от старых платьев и рубах. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу. Если взять лоскуты старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Если куклу делали в подарок, то использовали кусочки новых тканей.

Я считаю, что это все может свидетельствовать о том, что и на сегодняшний день народная кукла не утратила своего значения. Этот вид народного творчества и традиции наших предков привлекают нас и сегодня.

Кукла-оберег Вепсская

Капустка - (Вепсская) – Одна из самых древних обереговых кукол, главная помощница женщины, берегиня ее судьбы. Это образ замужней женщины, матери-кормилицы, символ благополучия и достатка, а ее большая грудь – символизирует способность прокормить всех. В наряде Вепсской куколки всегда присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости (рис. 2 приложения 2). Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т. е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".

Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе. Кукла способствует обретению женской силы и семейного счастья.

Для работы понадобится:

• лоскут белой х\б ткани 20х20 см

• 3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см

• лоскут ткани для косынки и для фартука

• синтепон

• х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу).

Изготовление головы куклы

В середину белого лосута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки- это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.

Оформление ручек.

Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.

Подготовка груди.

Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.

Соединение груди с головой (туловищем).

Соединить детали груди с куклой, также примотав нитью.

Подготовка задней части сарафана.

Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.

Оформление сарафана куклы.

Соединить деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, примотать. Опустить юбку вниз.

Вот что получилось.

Подготовка фартука. Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью сделать закреп, нить можно оторвать.

Одеть косынку.

Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок.

Список литературы

1. Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество: Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству. 5 – 7 классы: работа с соленым тестом, аппликации из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток. - Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

3. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2007. – 120 с.

Прикреплённые файлы:

kukla_li1i5.pptx | 8011,54 Кб
 
Публикации по теме:

Изучение традиций родного края как потенциал патриотического воспитания Патриот…кто он? Может ли маленький человек быть патриотом? Можно ли воспитать патриотизм? Могут ли в этом помочь история и традиции родного.

Итог по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» Казакока В. З., Григоренко С. В. Цель: Повышение значимости роли семейного воспитания через приобщение дошкольников и их родителей к народной.

Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость»Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость» (пополнение коллекции). Русская народная кукла «Птица Радость», участвовала в обряде «Закликания весны». Считается, что эта кукла поворачивает.

Конспект занятия по проектной деятельности «Народная игрушка». Изготовление русской тряпичной куклы «Бабушкина кукла» Цель: Рассказать об игрушках – самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили. Задачи: Учить мастерить куклу из лоскутков.

Консультация для родителей «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка. Эти дети любознательны,.

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы-колокольчикаМастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы-колокольчика .

План кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа Уважаемые, коллеги!Хочу поделиться планом кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа. План разработан на.

План самообразования «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» (подготовительная группа) Воспитатели: Казакова В. З. Григоренко С. В. Задачи: -формирование у дошкольников личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью.

Тема самообразования «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы. Воспитание гармонично развитой.

Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный годТворческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»
Опубликовано: 19 октября 2017 в 21:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД