Получи документы

Проект «Коррекция нарушений устной речи у младших школьников»

Ольга Егошина
Проект «Коррекция нарушений устной речи у младших школьников»

1. Дети с нарушением речи.

Человек совершенствует свою речь всю жизнь, овладевая богатством родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в формирование его речевой деятельности. Наиболее важными ступенями в овладении речью являются – дошкольный и школьный периоды. В этой главе мы более подробно рассмотрим развитие речи в младшем школьном возрасте. Современная периодизация психического развития младшего школьного возраста выделяет период от 6-7 до 9 – 11 лет.

Публикация «Проект „Коррекция нарушений устной речи у младших школьников“» размещена в разделах

Л. С. Выготский характеризует этот возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет.

"Младший школьный возраст - период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" - так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.

К семи годам, дети уже владеют основными важными средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Дети овладевают языком через восприятие речи и говорение. Вот почему важно создать условия для успешного развития речи детей, для общения и выражения своих мыслей. Но если нарушается одно из условий, то нарушается и речь ребенка.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Нарушения речи многообразны, они могу проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

Если у ребенка нарушен речевой слух ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом -сложная педагогическая проблема.

Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда

2. Цели и задачи проекта.

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и литературному чтению обучающимся 1- 4 классов.

Задачи:

• Предупреждение (профилактика) трудностей в обучении и адаптации детей к школе

• Развитие и совершенствование мелкой моторики рук.

• Развитие артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключение движений, объема, темпа, точности, координации).

• Развитие слухового восприятия и внимания.

• Развитие зрительного восприятия и памяти.

• Развитие ритма.

• Формирование произносительных умений и навыков.

Коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков.

Коррекция слоговой структуры слова.

• Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

• Совершенствование лексических и грамматических средств языка

• Развитие навыков связной речи.

Коррекция дисграфии, дислексии.

3. Участники проекта

Учащиеся 1-4 классы с речевыми нарушениями, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Формы работы:

1. Обследование:

• групповое;

• индивидуальное.

2. Диагностика.

3. Коррекционные занятия :

• индивидуальные занятия;

• групповые занятия по темам, указанным в программе.

Формы контроля:

• анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);

• проверочные работы и диктанты в течение года (в группе и индивидуально);

• тестирование;

• диагностика.

4. Условия организации коррекционно-развивающей работы.

Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основе обследования речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Также обследуются вновь поступившие дети. На каждого учащегося, зачисленного на логопедические занятия, логопед заполняет речевую карту. Выпуск детей производится в течение всего года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с детьми проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 20-30 минут. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Выбор количества часов определяется уровнем сложности речевого нарушения, индивидуальными особенностями детей, скоростью усвоения материала.

Групповые занятия проводятся:

- с учащимися, имеющими нарушения устной речи и нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее 3 раз в неделю;

- с дисграфией-2-3 раза в неделю (в зависимости от сложности);

-с дизорфографией -не менее 2 раз в неделю;

Индивидуальные занятия проводятся в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20-30 минут. Логопед проводит занятия с учащимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по русскому языку, обусловленной первичным речевым нарушением по следующим направлениям:

1. Развитие звуковой стороны речи.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

3. Формирование связной речи.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

5. Формирование полноценных учебных умений.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

5. Описание проекта

В процессе реализации проета используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий.

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой, И. Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, Н. Г. Андреевой, Е. В. Мазановой, программой дошкольных образовательных учреждений Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. ,Тумановой Т. В. и др. Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

-преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

6. Система мониторинга достижений воспитанников.

Логопедическое обследование ребенка направлено на выявление нарушений компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

Задачи этапа диагностики:

• Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы и анализа сопровождающих документов, сбор статистических данных;

• Определить степень овладения компонентами языковой системы в соответствии с возрастными нормами речевого развития;

Требования к процедуре диагностики:

• Каждый ребенок обследуется индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения;

• Использование в полном объеме системного подхода и комплексности;

• Схема обследования никогда не бывает самодостаточной и широко варьируется в зависимости от цели.

Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о речевом развитии ребенка будет недостаточным для его описания. В качестве инструментария диагностики речевого развития детей используются: модифицированный пакет диагностических материалов по Т. Б. Филичевой, Г. Р. Чиркиной и тестовая методика диагностики устной речи Т. А. Фотековой. Эта диагностика предназначена для качественной и количественной оценки нарушения, получения анализа структуры дефекта и речевого профиля. В методике использованы пробы, предложенные Е. В. Лалаевой, Е. В. Мальцевой. Кроме этого исследуется понимание сложных лексико-граматических отношений с использованием заданий, разработанных А. Р. Лурия.

Коррекционно-воспитательная работа

Строится с учетом психической деятельности детей по планам работы в зависимости от заключения: дислалия, ОНР,ФН,ФНР,дизартрия, ,дисграфия, дислексия, дизорфография и др.

Логопедическая документация.

Правильное ведение логопедической документации необходимой для наблюдения за процессом коррекционной работы и оценки эффективности используемых приемов.

В течение учебного логопеда оформляет:

• Речевые карты на каждого учащегося, зачисленного на занятия

• Тематическое планирование групповых и индивидуальных занятий

• Индивидуальные планы

• Годовой план

• Отчеты

• Журнал учета посещаемости

• Список учащихся, зачисленных на занятия

• Расписание занятий

• График работы

• Циклограмма рабочего времени

7. Результаты проекта.

Предполагаемые результаты.

Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами коррекционной работы являются : умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются : овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые результаты

По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:

- различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;

- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:

- различать предложение, словосочетание, слово;

-анализировать слова по звуковому составу;

-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

-подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);

-писать под диктовку предложения и тексты;

-правильно читать вслух целыми словами;

-соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

-устно рассказывать на темы, близкие их интересам.

По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:

-производить звукобуквенный анализ и синтез слов;

-дифференцировать звуки по акустическому сходству;

-подбирать к слову родственные слова;

-владеть навыками словообразования и словоизменения;

-подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;

-дифференцировать предлоги и приставки;

-составлять распространенные предложения;

-определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;

-составлять план связного высказывания.

По окончании 4 класса:

-должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);

-учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

-учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

-учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

-учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

-учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

-учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно,

-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию,

-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Реализация проекта способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной, а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.

Литература

1. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М., 1998 г. .

2. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. -М. : "Творческий центр" 2005г.

3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.

4. Каше Г. А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М. : "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г.

5. Козырева Л. М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

6. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

7. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.

8. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л. С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.

9. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.

10. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М. ,1999 г.

11. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.

12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.

13. Филичёва Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989. г.

14. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Коррекция нарушений устной речи у младших школьников»
Опубликовано: 23 августа 2020 в 07:56
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД