МААМ-картинки

Проект «Край мой родниковый. К 100-летию Удмуртской республики»

Елена Галкина
Проект «Край мой родниковый. К 100-летию Удмуртской республики»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №279 г. Ижевск

Проект «Край мой родниковый. К 100 -летию Удмуртской республики»

Воспитатель старшей группы № 2:Галкина Е. А.

г. Ижевск, 2020 г.

«…Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще сильней,

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей…»

Флор Васильев

Тип проекта : информационно-творческий.

Публикация «Проект „Край мой родниковый, К 100-летию Удмуртской республики“» размещена в разделах

Вид проекта : Групповой, краткосрочный (2 недели).

Возраст: дети 5-6 лет (старшая группа детского сада).

Участники проекта : педагоги ДОУ, дети, родители.

Актуальность проекта : Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Цель: Познакомить детей старшей группы с Удмуртией, обобщить их представления о Республике. Формирование у детей чувства любви к своей Родине и ее истории.

Задачи: 1. Дать детям знания о республике Удмуртия : (познакомить с географическим положением, символикой, столицей - городом Ижевском, с его достопримечательностями, промышленными объектами);

2. Познакомить детей с бытом и культурой удмуртского народа, с его сказками.

3. Приобщение к национальным обычаям, национальным видам одежды, кухни.

4. Воспитывать чувства уважения, гордости за свой народ.

5. Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ознакомлению детей с культурой Удмуртии;

6. Привлечь родителей к работе по ознакомлению детей с родным краем. Предполагаемый результат: Дети должны получить знания о родной республике, о достопримечательностях, уметь принимать участие в беседе по данной проблеме. Под руководством взрослых у детей должны постепенно сформироваться элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. В детях должна воспитываться любовь к своей малой Родине как к источнику патриотического начала.

Результат проекта :

- Выставка фотографий «Любимое место отдыха моей семьи».

- Выставка детских рисунков «По народным сказкам Удмуртии».

- Создание альбомов «Удмуртский национальный костюм», «Удмуртская национальная кухня», «Достопримечательности Ижевска».

- Проведение итогового мероприятия Викторина «Знатоки Удмуртии».

Словарная работа: Родина, столица, центр, Ижевск, герб, флаг, оберег, символ, Лопшо – Педунь, Тол Бабай.

План-график мероприятий

I этап Предварительный : мониторинг знаний детей, изучение литературы, подготовка материала и т. д.

II этап Практический:

День 1 и 2 (26,27 октября) Дни истории.

1. Беседы на темы «История г. Ижевска», достопримечательности Ижевска.

2. Знакомство с основными словами на удмуртском языке : бэн, тау, зеч буреч, корка.

3. Беседа «Старинная удмуртская изба»

4. Удмуртская народная подвижная игра «Водяной».

5. Прослушивание гимна УР.

День 3 и 4. (28,29 октября) День фольклора

1. Чтение удмуртских легенд, знакомство с Инмаром и Вукузе.

2. Чтение стихотворения Ф. Васильева «Хватает Волге широты и сини…»

3. Разучивание стихотворения В. Тяпнина «Край наш удмуртский…».

4. Знакомство с удмуртскими загадками.

5. Просмотр мультфильма по мотивам удмуртских народных сказок «Селта», обсуждение нравственной стороны мультфильма его главной мысли.

6. Чтение сказок «Лиса и петух», «Глупый котенок»

7. Прослушивание песни «Ялыке, ялыке».

День 5. (30 октября) День национальной одежды

1. Рассматривание и сравнение костюмов удмуртского и русского народов.

2. Просмотр презентации «Удмуртский костюм»

3. Аппликация из геометрических фигур «Передник»

4. Рисование по мотивам удмуртской сказки «Селта».

5. Сюжетно-ролевая игра: "На каникулы в Удмуртию"

6. Просмотр мультфильмов Удмуртская легенда «Идна батыр»

День 6 и 7(2,3 ноября) Дни национальной удмуртской кухни

1. Презентация блюд национальной кухни Удмуртии

2. Изготовление блюд удмуртской кухни на занятии по лепке из соленого теста «Угощение для кукол» – перепечи, кокроки.

3. Удмуртская народная подвижная игра «Ручейки».

4. Настольная игра «Угадай флаг и герб», «Кто узнает?», «Собери пазлы»

День 8 (5 ноября) Люди, прославившие республику.

1. Посещение музея.

2. Просмотр презентации «Люди, прославившие республику» (конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашников, композитор П. И. Чайковский, лыжница Г. А. Кулакова, фигуристка Алина Загитова, И. Черезов, чемпион мира по биатлону, М. Вылегжанин).

3. Знакомство со сказочными персонажами: Тол Бабай, Лопшо Педунь.

День 9 (6 ноября). Праздник День рождения Республики.

1. Викторина «Знатоки Удмуртии»

2. Чаепитие с перепечами, кокроками.

Итоговый этап

Обобщение результатов работы, подготовка отчета по проекту, выступление и защита проекта на семинаре ДОУ, публикации статьи на сайте МААМ.

Литература

1.«Мы в Удмуртии живём» под редакцией А. М. Комаровой. - Ижевск,2013

2. Я живу в Удмуртии : Книга для чтения по краеведению / Составитель Г. Г. Грязев. – Ижевск: Удмуртия, 2017. – 96 с.

3. Проект "Удмуртия край родниковый".Утробина Ольга Валерьевна- Образовательная социальная сеть. -Опубликовано 23.01.2020

Приложение к Проекту

Удмуртские загадки

1. Под елкой дом без углов. Что это? (Муравейник)

2. Без рук, без ног, на брюхе ползает. (Червяк)

3. Не рыба, не зверь, не птица, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

4. В углу потолка повешено сито, не руками свито. (Паутина)

5. Выпучив глаза сидит, по французки говорит, прыгает как блоха, плавает как человек. (Лягушка).

6. Рот есть не говорит, крылья есть, но не летает. (Рыба)

7. Кто с бородой родится (Козел)

8. Сама маленькая хвост большой. (Лиса)

9. Кто без топора, без ножа дом строит. (Птица)

• Желтый клубок за белым скок (лиса и заяц)

• Без рук, без ног, а сам бегает (мяч)

• В небе плавает, на воде блестит (луна)

• Голова - пилой, хвост – серпом (петух)

• За домом беленькая кудрявая девушка стоит (береза)

Стихотворение для разучивания

Край наш удмуртский, родные просторы -

лес, перелески, холмы да поля.

Как хороши твои ясные зори,

как ты прекрасна, родная земля!

Владимир Тяптин

Удмуртская народная игра «Вумурт» («Водяной»)

Описание игры:

Очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей – то много» Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловушками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяном.

Удмуртские народные сказки

ЛОПШО ПЕДУНЬ И ЕГО ТЕНЬ.

Жил-был в Удмуртии в стародавние времена один старый шаман. И было у этого шамана трое сыновей – Адями, Шамаш и Лопшо Педунь. Адями был самый старший и самый умный, Шамаш – средний, но самый сильный, а Лопшо Педунь – самый глупый. А ещё люди говорили, что Лопшо Педунь когда-то был гораздо мудрее своих старших братьев, да только потом сдурел после одной неприятной истории. Вот об этой истории далее и пойдёт речь.

Деревня, где жили братья, стояла на болоте, неподалёку от Большой реки. Болото было огромное, и водились в том болоте громадные звери и гады. И жители деревни любили ловить и кушать их (особенно, когда есть им, было больше нечего…

И вот однажды зимой отправились братья на охоту. Адями взял с собой лук и стрелы, Шамаш – копьё да дубинку, а Лопшо Педунь – маленькую верёвочку. Кого он хотел поймать этой верёвочкой, никто не ведает и теперь уже никогда не узнает, потому что сам её хозяин в тот день никого не поймал, а только ум свой потерял и теперь уже точно ничего не расскажет…

Итак, пошли братья на охоту до ближайшего болота. Идут, идут и вдруг видят – стоит посреди болота огромный зелёный заплесневевший камень-валун, прямую тропу перекрывает, и болото на три части делит. Остановились Адями и Шамаш возле этого камня и стали решать, в какую сторону пойти, чтоб зверей побольше поймать да всю семью накормить. Решали, решали, думали, думали, да так ничего и не придумали. А Лопшо тем временем осмотрел валун со всех сторон и увидел на самой его верхушке такие слова: «Кто направо пойдёт – тот обратно придёт, кто налево пойдёт – ничего не найдёт, а кто камень сдвинет да прямо пойдёт – большого зверя поймает и свой ум потеряет». Прочитав эту надпись, рассказал он о ней своим братьям, и решили тогда сыновья шамана, что Адями направо пойдёт, Шамаш – налево, а Лопшо Педунь – прямо.

И отправились братья в путь каждый по своей тропинке. Адями всё болото кругом обошёл, по пути трёх лягух для забавы пристрелил и обратно вернулся, Шамаш в топкое место попал, еле оттуда выбрался, ничего не нашёл и ни с чем пришёл, а Лопшо Педунь в это время всё пытался камень сдвинуть, да так и не смог – сил не хватило. И стал он тогда Инмару молиться. Услышал Инмар его молитвы и разломал камень, а потом утопил его в трясине. Обрадовался тогда Лопшо Педунь и пошёл вперёд. Долго ли, коротко ли шёл Лопшо Педунь, да только тропа всё не кончалась, и никто по пути ему не попадался.

И вот наступил вечер. Вышел на небо целый месяц, заслонил собою солнце и осветил всё болото. И тогда увидел оголодавший к тому времени Лопшо Педунь прямо на тропе огромного зверя. И решил поймать его и утащить с собой. Развернул верёвку свою, сделал петлю и попытался на зверя накинуть, да только поймать его не смог – зверь слишком большим оказался. И стал опять младший сын шамана Инмару молиться. Молился, молился, да так ничего и не добился – не услышал его Инмар. Присмотрелся тогда Лопшо Педунь к зверю, да и понял, что ошибочка вышла – принял он с голодухи за зверя свою тень.

Потом оглянулся по сторонам и вдруг заметил, что вдали мелькает чей-то хвост, поднял с тропы верёвку и поймал ею огромного зайца, запихал его в мешок и домой пошёл. А когда добрёл к утру до деревни, то братьям своим обо всём рассказал, а те разболтали всем остальным, как Лопшо Педунь тень свою ловил, и решил тогда народ, что сдурел Лопшо Педунь, да только про огромного зайца забыл и поэтому так и не понял, что оглупел не Лопшо Педунь, а его братья…

ЛИСА И ПЕТУХ

Посеял петух горох. Удался горох на славу, и петух стал готовиться к уборке. Однажды мимо гороха проходила лиса - мышей ловила. Увидела она петуха и надумала поймать его. Стала рвать горох, чтобы заманить петушка подальше. Рассердился петух на лису, а один гнаться за ней боится. Пошел искать себе товарища. Навстречу идет утка.

- Соседка утка, лиса крадет мой горох. Пойдем с ней посчитаемся. Я буду клювом долбить, а ты крыльями бить.

- Нет, не пойду, - говорит утка. - Летаю я тяжело, бегаю - спотыкаюсь, на грудь падаю. Лиса меня съест.

Побежал петух дальше. Навстречу идет гусь.

- Милый друг, белый гусь, лиса крадет мой горох. Пойдем поймаем ее. Я буду клювом долбить, а ты крыльями бить.

- Нет, не пойду,- говорит гусь. - Бегу я спотыкаюсь, а взлечу - сесть не могу. Лиса меня съест.

Рассердился петух, шпорами бьет. Побежал дальше. Навстречу идет собака.

- Друг собака, лиса крадет мой горох. Пойдем поймаем воровку. Я буду клювом долбить, а ты зубами грызть.

- Пойдем, - сказала собака. - Я ее схвачу за хвост и приволоку к своему хозяину.

Побежали вместе по следам лисы. Ищут, рыщут - не найдут никак. А лиса ждет петуха: притаилась под кустом, рассыпала горох перед собой - думает обмануть петуха. Петух идет, кричит:

- Острый клюв у меня - лисьи глаза выклевать, острые когти у меня - лисью морду исцарапать.

Лиса слышит петуха, готовится вкусного мясца поесть. Шагает петух, вот уже около самого носа лисы проходит. Лиса кинулась на петуха, а собака прыгнула на лису и подмяла ее под себя.

- А, попалась, воровка! - сказала собака. Схватила лису зубами и поволокла к своему хозяину. А петух собрал украденный горох и понес к себе домой.

Муха и пчела

Муха пожалела пчелу.

- Бедняжка! Работаешь, работаешь, все лето хлопочешь, а много ль сладкого сама ешь?

- Пчела возразила мухе:

- Эх ты, бездельница! Где тебя только не носит, всюду тебя стараются извести. А меня берегут и заботятся обо мне. Потому что я не заразу разношу, а пользу приношу.

Глупый котенок

Жила-была кошка с котенком. Котенок был маленький, глупенький. Однажды он увидел на крыше луч солнца.

- Должно быть, что-то вкусное-превкусное, - подумал котенок и полез на крышу.

Уж совсем было добрался до крыши, как вдруг откуда-то выпорхнул воробей.

- Нет, лучше сначала я воробья съем, а потом дальше полезу, - сказал про себя глупый котёнок и кинулся за воробьём.

Воробей улетел, а котенок упал на землю и сильно ушибся. Тогда кошка, утешая, сказала ему:

- Твое дело – мышей ловить.

Котенок выслушал наставления матери и обещал никогда его не забывать.

Прошло много времени. Однажды котенок поймал в лесу мышку и понес показать матери.

Ему надо было переходить через ручей по жердочке. Когда он переправлялся, заметил в воде свое отражение и подумал:

- Лучше я отниму у того котенка мышку!

Выпустил из зубов мышь и кинулся в воду. Мышь, конечно, он не поймал, едва сам спасся: мокрый, грязный, вернулся он к матери. Теперь кошка не стала утешать его, а наказала и снова повторила, что он должен делать только свое дело – ловить мышей, а не гоняться за тем, что попадается на глаза. Котенок с тех пор не забывал наставлений матери.

Вопросы детям:

• Что объясняет эта сказка?

• Вспомните случаи, когда ослушавшись взрослых вы попали в неприятную ситуацию?

• Как вы думаете, всегда ли мама права?

• Какую главную мысль доносит до нас эта сказка? (каждый должен делать свое дело)

• Как вы понимаете выражение «Мама плохого не посоветует»?

• Можно ли к этой сказке подобрать пословицу и какую?

• Похож ли котенок из сказки по своему поведению на человека? Чем похож?

При ответах на эти вопросы важно помочь детям дать развёрнутый ответ, постараться вспомнить, какими словами говорится об этом в сказке.

Кошка и белка

В старину кошка и белка вместе жили в лесу. Однажды они поссорились между собой из-за чего-то и подрались. Увидел это мужик и говорит:

— Идите жить ко мне, у меня драться не будете.

Белка вильнула хвостом, забралась на ёлку.

— Я не пойду к тебе, останусь жить в лесу, — ответила она.

— Если не пойдёшь, то я буду стрелять вас, белок, как рябчиков, — решил мужик.

Кошка замяукала, сама стала проситься:

Возьми меня с собой: здесь от зверей житья нет.

— Ладно, — сказал ей мужик. — Я сделаю тебя князем и судьёй над мышками и крысами.

Кошка пошла за мужиком, а белка в лесу осталась. С тех пор все люди кошек держат при себе, а белок стреляют, как рябчиков.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Люблю тебя, Карелия» — творческие работы к 100 летию Республики КарелияФотоотчет «Люблю тебя, Карелия» — творческие работы к 100 летию Республики Карелия В этом году наша Республика Карелия отмечает свой 100-летний юбилей! Карелия - это удивительный край лесов, озер и рек! У нас необыкновенно.

Краткосрочный проект «Мой край родной — Ямал» Паспорт проекта: Автор проекта : Абдулова Д. С Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, открытый Проблема: дети мало знают.

Фотоотчет о конкурсе «Мой родной Дальневосточный край», посвященном 75-летию Великой ПобедыФотоотчет о конкурсе «Мой родной Дальневосточный край», посвященном 75-летию Великой Победы Уважаемые коллеги,в предверии знаменательной даты,75 летию Великой Победы нашей старшей группе "Улыбка" было предложено принять участие.

Презентация «Ижевск — столица Удмуртской Республики». Часть 3 Предлагаю Вашему вниманию последнюю часть презентации. Повторюсь ещё раз – стихи не мои, а найденные на просторах Интернета. К сожалению,.

Презентация «Ижевск — столица Удмуртской Республики». Часть 1 Искала я как-то в Интернете материалы про Ижевск для занятия в рамках регионального компонента. Нашла замечательное стихотворение, и у меня.

Презентация «Ижевск — столица Удмуртской Республики». Часть 2 Уважаемые коллеги, предлагаю ознакомиться со второй частью презентации об Ижевске. Слайд 2 В музей Калашникова ты заглянешь, И об истории.

Проект «Мой край Грайворонский»Проект «Мой край Грайворонский» Проект «Мой край Грайворонский» Подготовила: Матчина С. А Город Грайворон 2016. Вид проекта: Познавательно-продуктивный. Время реализации:.

Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет» Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок»Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок» Проект " МОЙ КРАЙ - МОЙ ПОСЕЛОК" ТЕМА ПРОЕКТА: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем».

Тематический проект «Родной край зимою»Тематический проект «Родной край зимою» .

Автор публикации:
Проект «Край мой родниковый. К 100-летию Удмуртской республики»
Опубликовано: 29 октября 2020 в 07:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД