МААМ-картинки

Проект «Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей»

Чудакова Ольга
Проект «Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей»

ПроектМетод пескотерапии в работе по развитию речи детей»

I. Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности : исследовательский,творческий, игровой.

По содержанию:естественно-научный, психолого-педагогический.

По числу участников проекта : группа (22 ребёнка).

По времени проведения: продолжительный.

Публикация «Проект „Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей“» размещена в разделах

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

II. Актуальность проблемы

Характерологическими особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость,рассеянность, возбудимость или вялость,безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.

Метод песочной пескотерапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода :

• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;

• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;

• игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;

• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;

• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.

III. Цель проекта :

Обоснование эффективности использования метода пескотерапии в педагогической практике для развития речи детей.

Теоретически обосновать метод пескотерапии как технологию обучения развитию речи, коммуникативным умениям, развития тактильно-кинестетических ощущений, мелкой моторики и познания мира в целом.

• Приобрести знания и умения, выявить стиль ситуативной коммуникации как отражение общего характера взаимодействия «вокруг песочницы».

• Проследить динамику формирования коммуникативных навыков и развития социально-волевой сферы у воспитанников, в обучении которых применяется метод песочной пескотерапии.

Разработать перспективное планировать по песочной терапии для всех возрастных групп.

V. Обеспечение проектной деятельности

1. Методическое

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные. Развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2002.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. ,2002.

Школьный психолог. 2002. №33; 2003. №14.47; 2005. №14.

Дошкольная педагогика. 2005. Май, июнь.

Материалы Интернет.

Перспективное планирование.

2. Материально-техническое

Два деревянных ящика размером 50*70*15 см с бортиком 5 см,окрашенные внутри голубой краской. Журнальные столики, на которой ставятся песочницы.

Чистый,просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок.

«Коллекция»миниатюрных фигурок, отражающий мир. ( Серии фигурок: куклы-человечки; домашние,дикие животные и птицы; животные жарких стран; пресмыкающиеся; транспорт; орудие труда – песочные наборы; объекты среды обитания – дома, заборы, деревья, детали для строительства; герои анимационных фильмов; сказочные персонажи; оружии –наборы солдатиков; естественные природные объекты – камни, ракушки, веточки;бросовые материалы – флаконы из-под духов, проволока; аксессуары – пуговицы,бусинки, брелки; пластмассовые буквы и цифры, различные геометрические фигуры).

Кувшин с водой для увлажнения песка. Опрыскиватель.

3. Диагностико – дидактическое

Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников.

Конспект занятия по песочной сказкотерапии «В сетях удачи».

Конспект занятия «Знакомство с Песочным человеком».

Игры,направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Игры,направленные на развитие фонематического слуха и коррекции звукопроизношения.

Диагностическая методика по определению уровня формирования коммуникативных умений и развития социально-волевой сферы.

VI. Предполагаемый результат

-Сформированные коммуникативные навыки общения,эмоционально-волевая сфера.

-Повышение уровня мотивации к занятиям.

-Развитость тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

-Получение первого опыта рефлексии (самооценки).

-Творческое самовыражение воспитанников.

VII. Предмет экспериментального исследования: педагогическое условия, необходимые для эффективного использования песочной игротерапии для развития коррекционно-развивающих навыков и социально-волевой сферы у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

VIII. Гипотеза проекта : если реализовать многогранные возможности песочной игротерапии, то возможна более качественная речевое развитие детей.

IX. Методы проекта : наблюдение; совместные игры; мониторинговые процедуры; обучающие, проективные игры; познавательные игровые занятия; игры-сказки; песочные спектакли.

X. Стратегия осуществления проектной деятельности. Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы детского сада: с детьми – в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.

XI. Этапы управления проектом

1. Концептуальный Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

2. Исходно-диагностический Разработка диагностического инструментария для отслеживания уровня коммуникативности и эмоционального состояния детей.

Организация и проведение диагностического исследования.

3. Коррекционно-технологический Формирующий этап. Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

4. Технологический Промежуточная диагностика.

5. Уточняющий Коррекция индивидуальных программ сопровождающей деятельности воспитанников в соответствии с их потенциальными возможностями.

6. Итогово-диагностический Заключительная оценка уровня сформированости коммуникативных умений и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

7. Катамнестический Сбор данных по результатам эксперимента.

Заключение.

За межаттестационный период с 2010 по 2013 год мною были созданы благоприятные условия для речевого развития детей : предметно-развивающая среда пополнена разнообразным нестандартным оборудованием. Количественные и качественные показатели развития воспитанников свидетельствуют об эффективности использования нетрадиционных методик в речевом развитии детей. О целесообразности экспериментальной работы свидетельствуют развитие речи детей, познавательного интереса, опыта поисковой деятельности, навыков речевого общения,коммуникативных качеств.

Созданная система работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, их заинтересованность в решении образовательно-воспитательных задач была продуктивной.

Взаимодействие со специалистами детского сада через реализацию технологии «Дидактический синквейн» способствовало положительной динамике в речевом развитии. Значит данное взаимодействие было эффективным.

Проектирование среды развития, рабочей программы педагога, тематического планирования,диагностических материалов способствовало повышению уровня аналитических и прогностических умений.

Таким образом педагогическая деятельность в межаттестационный период была эффективной и продуктивной. Опыт по реализации инновационных технологий в образовательномпроцессе может быть использован в работе других детских садов.

Публикации по теме:

Презентация по проектной деятельности с детьми 5–7 лет в группе с ЗПР «Мы весну встречаем!» Проект был разработан и осуществлён в дошкольном коррекционном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью. В проекте участвовали.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей»
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 16:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД