Проект «Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей»

Чудакова Ольга
Проект «Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей»

ПроектМетод пескотерапии в работе по развитию речи детей»

I. Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский,творческий, игровой.

По содержанию:естественно-научный, психолого-педагогический.

По числу участников проекта: группа (22 ребёнка).

По времени проведения: продолжительный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

II. Актуальность проблемы

Характерологическими особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость,рассеянность, возбудимость или вялость,безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.

Метод песочной пескотерапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:

• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;

• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;

• игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;

• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;

• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.

III. Цель проекта:

Обоснование эффективности использования метода пескотерапии в педагогической практике для развития речи детей.

Теоретически обосновать метод пескотерапии как технологию обучения развитию речи, коммуникативным умениям, развития тактильно-кинестетических ощущений, мелкой моторики и познания мира в целом.

• Приобрести знания и умения, выявить стиль ситуативной коммуникации как отражение общего характера взаимодействия «вокруг песочницы».

• Проследить динамику формирования коммуникативных навыков и развития социально-волевой сферы у воспитанников, в обучении которых применяется метод песочной пескотерапии.

Разработать перспективное планировать по песочной терапии для всех возрастных групп.

V. Обеспечение проектной деятельности

1. Методическое

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные. Развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2002.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. ,2002.

Школьный психолог. 2002. №33; 2003. №14.47; 2005. №14.

Дошкольная педагогика. 2005. Май, июнь.

Материалы Интернет.

Перспективное планирование.

2. Материально-техническое

Два деревянных ящика размером 50*70*15 см с бортиком 5 см,окрашенные внутри голубой краской. Журнальные столики, на которой ставятся песочницы.

Чистый,просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок.

«Коллекция»миниатюрных фигурок, отражающий мир. (Серии фигурок: куклы-человечки; домашние,дикие животные и птицы; животные жарких стран; пресмыкающиеся; транспорт; орудие труда – песочные наборы; объекты среды обитания – дома, заборы, деревья, детали для строительства; герои анимационных фильмов; сказочные персонажи; оружии –наборы солдатиков; естественные природные объекты – камни, ракушки, веточки;бросовые материалы – флаконы из-под духов, проволока; аксессуары – пуговицы,бусинки, брелки; пластмассовые буквы и цифры, различные геометрические фигуры).

Кувшин с водой для увлажнения песка. Опрыскиватель.

3. Диагностико – дидактическое

Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников.

Конспект занятия по песочной сказкотерапии «В сетях удачи».

Конспект занятия «Знакомство с Песочным человеком».

Игры,направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Игры,направленные на развитие фонематического слуха и коррекции звукопроизношения.

Диагностическая методика по определению уровня формирования коммуникативных умений и развития социально-волевой сферы.

VI. Предполагаемый результат

-Сформированные коммуникативные навыки общения,эмоционально-волевая сфера.

-Повышение уровня мотивации к занятиям.

-Развитость тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

-Получение первого опыта рефлексии (самооценки).

-Творческое самовыражение воспитанников.

VII. Предмет экспериментального исследования: педагогическое условия, необходимые для эффективного использования песочной игротерапии для развития коррекционно- развивающих навыков и социально-волевой сферы у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

VIII. Гипотеза проекта: если реализовать многогранные возможности песочной игротерапии, то возможна более качественная речевое развитие детей.

IX. Методы проекта: наблюдение; совместные игры; мониторинговые процедуры; обучающие, проективные игры; познавательные игровые занятия; игры-сказки; песочные спектакли.

X. Стратегия осуществления проектной деятельности. Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы детского сада: с детьми – в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.

XI. Этапы управления проектом

1. Концептуальный Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

2. Исходно-диагностический Разработка диагностического инструментария для отслеживания уровня коммуникативности и эмоционального состояния детей.

Организация и проведение диагностического исследования.

3. Коррекционно-технологический Формирующий этап. Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

4. Технологический Промежуточная диагностика.

5. Уточняющий Коррекция индивидуальных программ сопровождающей деятельности воспитанников в соответствии с их потенциальными возможностями.

6. Итогово-диагностический Заключительная оценка уровня сформированости коммуникативных умений и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

7. Катамнестический Сбор данных по результатам эксперимента.

Заключение.

За межаттестационный период с 2010 по 2013 год мною были созданы благоприятные условия для речевого развития детей: предметно-развивающая среда пополнена разнообразным нестандартным оборудованием. Количественные и качественные показатели развития воспитанников свидетельствуют об эффективности использования нетрадиционных методик в речевом развитии детей. О целесообразности экспериментальной работы свидетельствуют развитие речи детей, познавательного интереса, опыта поисковой деятельности, навыков речевого общения,коммуникативных качеств.

Созданная система работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, их заинтересованность в решении образовательно-воспитательных задач была продуктивной.

Взаимодействие со специалистами детского сада через реализацию технологии «Дидактический синквейн» способствовало положительной динамике в речевом развитии. Значит данное взаимодействие было эффективным.

Проектирование среды развития, рабочей программы педагога, тематического планирования,диагностических материалов способствовало повышению уровня аналитических и прогностических умений.

Таким образом педагогическая деятельность в межаттестационный период была эффективной и продуктивной. Опыт по реализации инновационных технологий в образовательномпроцессе может быть использован в работе других детских садов.

Публикации по теме:

Презентация по проектной деятельности с детьми 5–7 лет в группе с ЗПР «Мы весну встречаем!» Проект был разработан и осуществлён в дошкольном коррекционном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью. В проекте участвовали.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Автор публикации:
Проект «Метод пескотерапии в работе по развитию речи детей»
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 16:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...