Лидия Рахибовна Кондратьева
Проект «Мини-музей музыкальных инструментов и музыкальных игрушек в условиях ДОУ»
Тип проекта :
практический, творческий, самостоятельный,
двухгодичный, средний - старший дошкольный возраст,
при участии родителей и педагогов ДОУ.
Автор проекта : музыкальный руководитель Кондратьева Л. Р.
ПЛАН СОЗДАНИЯ МИНИ – МУЗЕЯ
1. Методика организации мини – музея музыкальных инструментов в условиях ДОУ.
1.1 Фонд музея.
1.2 Формы работы.
2. Воспитательно – образовательная работа с детьми.
2.1 Цели мини – музея.
2.2 Задачи.
2.3 Перечень музыкальных инструментов.
Публикация «Проект „Мини-музей музыкальных инструментов и музыкальных игрушек в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
2.4 Перечень музыкальных игрушек.
2.5 Использование методического сопровождения по программе «Синтез» К. В. Тарасовой:
- фонотека;
- видеотека
2.6 Перспективный план проведения мероприятий.
3. Перспективы.
1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ – МУЗЕЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСИРУМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ.
1. 1 Давно известно: именно эстетическое воспитание позволяет решать главную задачу развития ребёнка – формирование его эмоциональной сферы, которая является ведущей сферой психического развития дошкольников.
Педагоги призваны воспитывать эмоциональную отзывчивость (способность понимать язык интонаций – как речевых, природных, так и искусственных – музыкальных) и эмоциональную выразительность.
Нет ни одного современного методического пособия, в котором бы не отмечалось значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости ребёнка, его культуры чувств. Сегодня это провозглашается важнейшей задачей личностно – ориентированного эстетического воспитания.
В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется музыкальному воспитанию дошкольников. Одной из интереснейших идей в этом направлении является создание в ДОУ мини – музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.
1.2 Формы работы.
Занятия в мини – музее, в основном, проводятся в форме экскурсий. В роли экскурсовода выступает взрослый, но иногда эту роль можно дать ребёнку подготовительной группы, хорошо эрудированному в данном вопросе.
При знакомстве с инструментом нужно обращать внимание на его форму, из какого материала сделан, рассмотреть иллюстрации с изображением инструмента, показать способы звукоизвлечения и продолжить самим извлечь звук. Попросить сочинить сказку об этом экспонате, о том, как он попал в наш музей. Учить детей правильному и бережному хранению инструментов, чтобы сохранить их внешний вид и звучание как можно дольше. Объяснить детям, что музыкальные инструменты не любят, когда с ними грубо обращаются, и отвечают на сильный удар резким, неприятным пронзительно – громким звуком.
После каждой экскурсии у детей есть возможность задать вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.
Занятия могут быть интегрированными и тогда на основе синтеза искусств дети в разнообразных видах деятельности получают и закрепляют знания о музыкальных инструментах. Так же можно проводить развлечения различной содержательной направленности:
- познавательно – тематические (викторины, беседы);
- концерты;
- театрализованные представления.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.
ЦЕЛИ МИНИ – МУЗЕЯ :
1. Познакомить дошкольников с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками в мини – музее.
2. Создавать условия для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от инструментального исполнения и потребности в нём.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и воображение дошкольников посредством ознакомления с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками (их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения).
2. Воспитывать любовь и интерес к музыке и музыцированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.
3. Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников через посещение мини – музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ИГРУШЕК
1. Аккордеон
2. Пианино
3. Гармонь
4. Домра
5. Металлофоны (диатонические)
6. Ксилофон
7. Колокольчики
8. Бубны
9. Барабан
10. Маракасы 11. Губная гармошка
12. Деревянные ложки
13. Погремушки
14. Дудочки
15. Свистульки
16. Флейта
17. Кларнет
18. Саксофон
19. Неваляшка
20. Шарманка
Нетрадиционные музыкальные инструменты шумелки (маракасы) изготовлены родителями.
ФОНОТЕКА
- Аудиокассеты «Беседы о музыкальны инструментах» (Деревянные, медные и духовые инструменты - О. П. Радыновой, Ударные и клавишные инструменты, Струнные смычковые и щипковые инструменты» Ансамбль, оркестр)
- Аудиокассеты к программе «Синтез» К. В. Тарасовой (фортепиано, баян, гусли, музыкальные молоточки, перезвон колоколов, лютня, ансамбль ударных инструментов, орган, клавесин, симфонический оркестр)
- Аудиокассеты с танцевальными ритмами (от кадрили до самбо и рокнл – рола)
- Аудиокассета (симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьего)
ВИДЕОТЕКА
1. Слайды к программе «Синтез» К. В. Тарасовой:
- фотографии «Звонари на звоннице»;
- фотография: ложки, трещотки, русские балалайки;
- комод часы;
- картины: А. Васнецова «Гусляры» - 1899г., Н. Рериха «Баян», Б. Кустодиева «Масленица» (парень, играющий на гармошке) – 1916г., В. Смирнова «Праздник – 1983г.
- фреска Софийского собора в Киеве «Скоморохи»;
- фотографии: колокола, гусли, гармоники, музыканты, Дымковская игрушка. ;
- 14 слайдов «Знакомство с органом»;
- Т. Хельблинг. Портрет В. А. Моцарта за клавесином - 1796г.
- ананим таблица музыкальных инструментов 17 века,
- инструмент В. А. Моцарта. Музей г. Зальцбург;
- сцена из оперы «Волшебная флейта»;
- лютня – 1696г. Музей музыкальных инструментов г. Гамбург;
- ударные инструменты (колокольчики, оркестровые колокола, вибрафон);
- деревянные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны, тубы);
- скрипки работы А. Страдивари – 1667г. ;
- Ф. Р. Матушка. Виолончелист – 1960г. ;
- старинная виола. Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки;
- аноним. Музицирующее общество в парке – 15 век г. Москва;
- рояль М. И. Глинки. Музей музыкальных инструментов в Петербурге
ВИДЕОСЮЖЕТЫ
- Симфония при свечах (симфонический оркестр);
- две дукции (ансамбль ударных инструментов М. Пекарского);
- две прелюдии (И. Каллош, лютня);
- Симфония при свечах 2 и3 части (симфонический оркестр);
- С. С. Прокофьев «Петя и волк» (знакомство с симфоническим оркестром);
- три прелюдии И. Баха (клавесин);
- орган Токката ре минор И. Баха;
- орган Хоральная прелюдия И. Баха;
- Сицилиана И. Баха.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Занятия в мини – музее проводятся 1 раз в квартал по мере знакомства с музыкальными инструментами.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
№ п/п ТЕМА Методическое сопровождение
1 квартал «Музыкальный музей и его обитатели».
Цель: познакомить с музеем, воспитывать культуру поведения. Музыкальные инструменты (ложки, трещотки, свистульки, жалейки)
Программа «Синтез» : слайды – 34, 47,46
Игра на музыкальных инструментах.
2 квартал «Звонницы и колокола».
Цель: познакомить с изображением различных колоколен и звучанием колоколов. Слайды: 53 - 60
3 квартал «Русские народные образы».
Цель: познакомить детей с гуслями, дать понятие о скоморохе Просмотр видеослайдов:
33, 42 – 44, 45 – 47.
СТАРШАЯ ГРУППА
№ п/п ТЕМА Методическое сопровождение
1 квартал «Колокольчики и колокола»
Цель: рассказать детям об устройстве, многообразии и назначении колоколов и колокольчиков. Пьеса «Звонили звоны». Свиридов (аудиозапись).
Просмотр видеослайдов: 50 – 60
«Праздничные звоны» (аудиозапись)
«Играй, гармонь»
Цель: познакомить детей с гармонью, дать представление о связи этого инструмента с русской природой и образом русского человека. Пьеса «Парень с гармошкой». Г. Свиридов.
«Мужик на гармонике играет» П. И. Чайковский.
Просмотр видеослайдов – картин Б. М. Кустодиева: «Масленица», «Праздник в деревне»
«Старинные музыкальные инструменты»
Цель: познакомить детей с лютней, клавесином – внешним видом и звучанием. Просмотр видеослайдов: 21, 32, 33, 30, 40.; видеокассет со звучанием лютни, клавесина, ударных инструментов.
2 квартал «Орган – король музыкальных инструментов»
Цель: познакомить детей с музыкой И. С. Баха, с особенностями звучания органа, дать наглядное представление о способах игры на нём, характере исполняемой музыки. Показ слайдов с комментариями: 1 -14.
Просмотр видеосюжетов: «Токката», «Хоральная прелюдия», «Сицилиана»
«Симфонический оркестр»
Цель: познакомить детей с симфоническим оркестром, закрепить слуховые и визуальные представления об основных музыкальных инструментах из четырёх групп симфонического оркестра. Просмотр видеофильма симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»
3 квартал «Симфония при свечах»
Цель: формировать у детей представление о симфонии, закреплять знания об инструментах симфонического оркестра. Видеокассета с исполнением 1 части симфонии и Гайдана.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ
1. Мини – музей музыкальных инструментов и игрушек является частью предметно – развивающей среды музыкального зала и помогает реализовать художественно – эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно.
2. Мини – музей – это своего рода информационный центр, культурно – просветительную работу музея необходимо вести для дошкольников, проживающих в сельской местности, где отсутствуют государственные музеи.
3. Мини – музей музыкальных инструментов окажет практическую помощь педагогам дошкольного учреждения при закреплении знаний о музыкальных инструментах в свободное время.
4. Программа «Синтез» К. В. Тарасовой содержит исторические сведения о старинных музыкальных инструментах и инструментах симфонического оркестра, а так же ценные информационные художественные материалы.
5. По ходу ознакомления детей с музыкальными инструментами и игрушками разработать конспект обобщающего, интегрированного занятия «В гостях у Феи музыки».
6. Подготовить материалы, разработать конспект для занятий родительского клуба «Сударушка» по ознакомлению детей с инструментами.
7. Организовать семинар – практикум для родителей по изготовлению «Музыкальной библиотеки» для детей.
8. Привлечь родителей в пополнении мини – музея.
9. Создать презентацию «Экспонаты мини – музея музыкальных инструментов».
10. Мини – музей открылся, но это только начало по сбору и накоплению материалов и информации по музыкальному воспитанию детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (к 7 годам)
1. Дети знакомы с детскими музыкальными инструментами (бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушки).
2. Даны дополнительные знания о старинных музыкальных инструментах (гусли, лютня, клавесин, орган).
3. Знают группы инструментов симфонического оркестра (духовые, ударные, струнно-смычковые).
4. Проявляют интерес к экранным, звуковым и аудиовизуальным сопровождениям при знакомстве с музыкальными инструментами.
5. Исполняют несложные попевки на звуковысотных музыкальных инструментах (металлофон).
6. Используют шумовые инструменты в плясках и музыкальных играх.
7. Различают звучание инструментов (скрипка, фортепиано, гусли, орган, лютня, флейта).
Вывод: Использование в работе проектной технологии позволили мне обогатить социально – личностный опыт дошкольников путем погружения их в атмосферу экскурсий по музею музыкальных инструментов. Проект предусматривает плановость и систематичность в образовательной деятельности, в частности при ознакомлении дошкольников с разными инструментами (народными, старинными, оркестровыми и т. д.).
БИБЛИОГРАФИЯ
1.«Мини – музей» в детском саду» Н. Рыжова, Л. Логинова, 2008г приложение к журналу «Обруч»;
2. «Пути педагогического творчества» Т. Боровик ж – л «музыкальный руководитель 2004г. № 7.8;
3. «Мини – музей музыкальных инструментов» Е Бусаргина, ж-л «Музыкальный руководитель», 2006г № 5. ;
4 «Вот какой у нас оркестр» Е. Матвиенко, ж-л «Музыкальный руководитель» 2008г. № 9;
5. «Русские народные музыкальные инструменты» Г. Науменко ж-л «Музыкальный руководитель» 2004г. № 1;
6. «Инструменты симфонического оркестра» В. Симукова. ж-л Музыкальный руководитель» 2004г. № 3;
7. «Методические рекомендации к программе «Синтез» К. В. Тарасова.