Анна Кузина
Проект «Мини-музей шкатулочки» в старшей группе комбинированной направленности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Белоярский детский сад «Огонек»
«Музейная педагогика - 2022»
Проект «Шкатулочки»
Подготовили:
Учитель-логопед: Кузина Анна Александровна
с. Белый Яр, 2022 г.
ФИО автора Кузина Анна Александровна
Территория Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр
Место работы МБДОУ Белоярский детский сад «Огонёк»
Название проекта «Шкатулочки»
Тема проекта «Музейная педагогика»
Публикация «Проект „Мини-музей шкатулочки“ в старшей группе комбинированной направленности» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Тип проекта (по виду деятельности) Средней продолжительности (февраль, «педагог+родители», познавательно-творческий, информационный.
Сроки реализации проекта 14.11 - 18.11.2022г.
Цели и задачи педагога
Цель: создание условий для формирования представлений о шкатулках в процессе реализации проекта «Шкатулочки» в ходе взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников.
Задачи:
1. Познакомиться с историей возникновения шкатулки.
2. Узнать, из чего делают шкатулки.
3. Узнать, что прячется в шкатулке.
4. Послушать, о чем рассказывает шкатулка.
5. Собрать коллекцию шкатулок из различного материала и с разной функцией.
6. Сплочение семей воспитанников и детского сада.
7. Подготовить и провести экскурсию для детей детского сада.
(миссия педагога в семейном проекте) Миссия педагога заключается в том, что он является проводником между родителями и детьми для создания сплочённой команды по решению единых целей и задач, а именно развитие и обогащение представлений у родителей, и детей о шкатулках в разные времена.
Актуальность проекта
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
• Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
• Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Изучение истории шкатулки, ее производства, материалов изготовления расширяет кругозор детей и позволяет рассматривать шкатулку не только как аксессуар, предмет быта, но и как произведение искусства.
Еще одной из актуальных проблем современного общества становится отсутствие традиций семейного досуга в выходные дни: все больше родители прибегают к использованию гаджетов и все меньше играют с детьми в настольные игры или занимаются сотворчеством. Изготовление семейной шкатулки позволяет объединить родителей и детей за общим делом, раскрыть творческие способности каждого участника.
Этапы проекта, их содержание Этапы работы:
I этап. Подготовительный
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать детскую художественную литературу.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания о различных видах шкатулках, истории возникновения, фильмы и презентации по данной теме, дидактические и настольные игры).
4. Составить перспективный план мероприятий.
5. Совместная подготовка места для экспозиций, поиск и изготовления различных шкатулок (с привлечением родителей).
II этап. Планирование проекта
1. Разработка планов-конспектов, совместной деятельности с детьми. Подготовка экспозиций для итоговой выставки.
2. «Шкатулки разные нужны» - история возникновения шкатулок. Познавательное и речевое развитие. Формировать представления о различных видах шкатулок
3. Рассматривание сюжетных картинок с изображением шкатулок использование стихов, загадок на данную тему. Познавательное и речевое развитие. Формировать логическое мышление с помощью загадок
4. Описание деревянной шкатулки. Познавательное и речевое развитие. Продолжать давать представления о шкатулках, активизировать речь в играх. Знакомство детей с музыкальной шкатулкой. Познавательное и речевое развитие. Знакомить детей с работой музыкальной шкатулки, употреблять в речи слова: музыка, звук и др.
5. Создание поделки «шкатулки». Познавательное и художественно-эстетическое развитие. Развивать творческое начало, учить применять различные игровые материалы в игре. Закреплять представления о шкатулках путём ручного труда.
7. «Как нам шкатулка помогает». Речевое развиие. Показать роль шкатулки в жизни человека, закреплять в речи детей разновидности шкатулок, закреплять разное использование предлогов
8. Знакомство детей с музыкальной шкатулкой. Познавательное и речевое развитие. Знакомить детей с работой музыкальной шкатулки, употреблять в речи слова: музыка, звук и др.
9. Лепка «Шкатулка для мамы». Художественно-эстетическое развитие. Развивать мелкую моторику рук.
10. Выставка рисунков по теме «Шкатулки разные нужны». Художественно-эстетическое развитие. Закрепление навыков работы в изобразительной деятельности
III этап. Заключительный
Обмен опытом «Музейной педагогики» в детском саду.
Презентация «Проект - шкатулочки».
Фотоотчёт по проекту.
Итоговая выставка мини-музей «Шкатулочки».
Итоги проекта
Результат: Изготовление шкатулок детьми своими руками из природного и бросового материала совместно с родителями; выступление детей в роли экскурсоводов мини-музея перед воспитанниками других групп ДОУ. Цели и задачи, поставленные педагогами в начале реализации проекта, полностью выполнены. Воспитанники нашей группы в ходе проекта узнали историю шкатулки с древних времен до современности, материалы изготовления, научились делать подарок для близкого человека из подручных средств, используя свою фантазию и творческий потенциал. Во многих семьях появилась и поддерживается традиция совместного творчества в выходные дни. Работа над этим проектом оказалась очень интересной, познавательной и творческой. Совместная деятельность, направленная на решение единой цели помогла создать партнёрское взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ.
Продукт: фотоотчёт проекта, итоговая выставка мини-музей «Шкатулочки».
Презентация: Проект «Шкатулочки»