МААМ-картинки

Проект «Мир дому моему»

Елена Никулина
Проект «Мир дому моему»

Авторы – составители:

Никулина Елена Аркадьевна, воспитатель ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»

Алексеевская Валентина Семеновна, воспитатель ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»

РЕЦЕНЗЕНТ:

Лыскова Ольга Алексеевна, зам. директора по общим вопросам ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»

Проект : развитие новых форм социальной работы «Мир дому моему».

Публикация «Проект „Мир дому моему“» размещена в разделах

Творческая область: приобщение проживающих к православной культуре, сущностными характеристиками методом проекта, внедрение инновационных форм работы в реабилитационный процесс.

Вид проекта : социально – ориентированный проект, средней продолжительности.

1. Актуальность темы:

Основной задачей социальных учреждений на современном этапе является оптимизация жизнедеятельности проживающих.

Цель работы – распространение положительного опыта работы по духовно – нравственному направлению, включающее развитие у проживающих нравственных чувств как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей.

Эти преобразования коснулись и нашего учреждения. Духовно – нравственное направление в работе социального учреждения подтверждает об успешной организации исследовательско – краеведческой работы: знакомство с деятелями Православия, изучение документов, встречи с интересными людьми (представители духовенства, паломники, сестры милосердия).

Но вместе с тем, анализ реабилитационной работы выявил недостаточную организацию работы по духовно – нравственному воспитанию с проживающими, недостаточное владение навыками:

- краеведческой работы (изучение документов, посещение памятных мест).

Таким образом, в нашем учреждении возникла необходимость в организации активно – деятельностных форм по проявлению патриотизма, духовного начала среди проживающих: почитание старшего поколения, духовно – патриотическая деятельность.

Таким образом, данный проект включает в себя разноплановую практическую и совместную занимательную деятельность, обеспечивающий частичную компенсацию утраченных функций проживающих.

Реализация данного инновационного проекта, в рамках которого исследуется педагогический аспект, предусматривает взгляд на проживающего как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Сложность заключается, прежде всего, в различных возрастных категориях, их опыте, умениях и способностях. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный подход к личности с ограниченными возможностями здоровья, я считаю возможным и необходимым приобщать проживающих к практическим видам деятельности с целью активной их организации. Считается возможным и необходимым включать проживающих в исследовательско – поисково – краеведческое пространство, обеспечивать им разноплановое поле деятельности, используя в работе специфические методы и приемы (выполнение практических заданий, выстраивание партнерских отношений, использование документальной информации и пр.).

Данная работа – это попытка движения от воспитания простых чувств к воспитанию нравственных чувств.

Становление социальной реабилитации в современных условиях, опирающееся на духовно – нравственное воспитание как средство коррекции развития поведения проживающих, ведет за собой возрождение традиций православного воспитания и уклада.

Вышесказанное можно сформулировать как способ к действию: сегодня для нашего общества важно воспитание личности различных социальных категорий, обладающей духовно – нравственными ценностями, нравственно – патриотическими чувствами, но их возможно и воспитать через активную проектную деятельность, где проживающий является исследователем, экспериментатором, а педагог должен создать условия для взаимодействия всех участников реабилитационно – воспитательного процесса: проживающих, педагогов, социума.

В качестве основного метода данного проекта взят практический метод развивающего обучения – метод «эмоционально – чувственный». Это созвучно концептуальным педагогическим идеям, в основу которых положены документальные факты.

Материал проекта построен так, что его можно использовать в процессе организации индивидуальных и групповых видов занимательной деятельности проживающих (коммуникативной, познавательно – исследовательской).

Выделены основные формы организации с проживающими:

- усвоение основных духовно – нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы (житие Оптинских старцев, поучения Серафима Саровского, предания Девеевского монастыря);

- усвоение основных духовно – нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие («О добродетелях», «О почитании родных и близких», «О милости», «О целемудрии» и пр.);

- формирование навыков почтительного отношения к старшим, воспитателям, попечителям, сверстникам, а также навыков заботы о младших («Кто наш ближний?», «Бог – есть любовь»);

- формирование благожелательного отношения к носителям религиозных культур, другого мировоззрения.

- проектная деятельность проживающих;

- аналитическая деятельность.

Задача педагога, работающего в социальном учреждении – донести через информационные, практические формы работы (знания, опыт, действия, чувства, выработать у проживающих положительные личностные качества, перспективы роста частичной компенсации знаний, заложить основы нравственности.

Обучать и воспитывать, направлять развитие и корректировать поведение без насилия, уважая свободную личность проживающего, внимательно и чутко выявляя, поддерживая, развивая коммуникативные способности – именно эти принципы учтены в проекте, что позволяет говорить о гуманитарном, личностно – ориентированном подходах. Проведение данной проектной деятельности предполагает для педагога: освоение эффективных форм работы с проживающими по формированию духовно – нравственных ценностей, этических чувств. Для проживающих: обязательное представление о социуме, как общественно значимом.

SWOT – анализ

Сильные стороны Слабые стороны

- Организация воспитательного процесса через разные формы деятельности (краеведческая, познавательно – практическая)

- Социальное партнерство Несформированность новообразований как необходимого запаса знаний, умений навыков в духовно – нравственном воспитании у проживающих

Активное участие в исследовательской работе Ограниченные возможности здоровья

Возможности Ограничения и риски

Участие педагогов в конкурсном движении Привлечение к воспитательному процессу средств передвижения

1. Содержание работы зависит от нескольких факторов:

- заинтересованность педагогов новыми формами работы;

- взаимодействие педагогов и проживающих;

- опыт поисковой работы.

Целью данной проектной деятельности «Мир дому моему» является обогащение содержания воспитательного процесса инновационными формами работы по духовно – нравственному направлению.

2. Задачи проекта :

1. Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной. Способствовать формированию и развитию морально – интеллектуальной компетенции проживающих, нравственно – этическим нормам и представлениям, духовно – нравственным отношениям и чувству сопричастности к родному дому, к культурному наследию своего народа.

2. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека, смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни). Расширять знания проживающих в области традиционной религиозной культуры России в исторической ретроспективе на современном этапе.

3. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием ( отношение к себе: а какой я) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви. Воспитывать в духе почитания традиций и культуры своего народа, нравственно – интеллектуальных черт личности, толерантного отношения к сверстникам, другим людям, традициям государства, общественным и церковным праздникам.

4. Апробировать в педагогической деятельности.

4. Партнеры проекта социального учреждения:

1. Воспитатели

2. Проживающие

3. Православная церковь (священнослужители)

Субъектами реабилитационного процесса следует считать проживающих, его «дом», в связи с тем, что «системообразующей основой духовно – нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является медицинское учреждение, работа которого направлена на просвещение проживающих, оказание помощи, поддержки.

Определяемый возраст проживающих от 18 лет и старше.

Значимость данного социального проекта определяется как правильная организация воспитательного процесса с проживающими в условиях их длительного проживания в социальном учреждении.

5. Механизмы реализации проекта :

Реализация поставленных задач проходит в три этапа:

I этап – подготовительный

II этап – реализационный

III этап – итоговый (аналитический)

I этап – подготовительный

Введение в информационное пространство проживающих определяет уровень социальных компенсаторских функций, овладение навыками групповой работы (включение в исследовательское пространство).

Предварительная работа включает в себя:

1. Знакомство проживающих с первыми шагами к вере (беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми).

2. Знакомство проживающих с православным этикетом (правила поведения в общественных местах).

3. Знакомство проживающих с ритуалами ( богослужение: утреннее, вечернее, всеношное).

4. Знакомство проживающих с обычаями и традициями Православия.

В связи с актуальностью данной проблемы организована краеведческая работа с целью: создание рационально организованной познавательной деятельности в ходе воспитательного процесса, осуществление возможностей вариативного подхода к духовно – нравственному воспитанию проживающих.

Культурное наследие создают и присваивают люди. Чем больше человек знает, умеет, тем бережнее относится к окружающему миру, к себе. Формировать верные представления о христианской системе ценностей невозможно без опоры на первоисточники. Именно в них воспитатель находит нужный к исследованию фактический материал. Задача воспитателя – подобрать фрагменты первоисточника. Как это сделать? Например, при знакомстве с темой «Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа (Богоявление)».

II этап – реализационный

На данном этапе проживающие в творческом процессе овладевают:

• чувством прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

• знанием достопамятных событий отечественной истории, имен и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

• умением видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

• приобщением к духовно – нравственным ценностям своего народа;

• усвоением нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении ее духовности и культуры;

• приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

• формирование потребности в нравственном совершенствовании.

III этап – итоговый (аналитический)

Содержательный компонент проекта включает – овладение проживающими доступным объемом представлений и понятий об окружающем мире: жизни народа, истории страны, Православной культуры, традициях народа.

Следовательно, правильная организация работы по духовно – нравственному воспитанию проживающих основана, прежде всего, на разноплановой совместной занимательной деятельности.

Практическая работа с проживающими представлена через:

посещение памятных мест

встречи с православными людьми города

сопричастие к обычаям и традициям Православия

Применяются разнообразные формы и методы работы с проживающими (наглядные, практические, словесные, репродуктивные, частично – поисковые, исследовательские). Проект средней продолжительности, этап реализации в течение двух месяцев. При необходимости, с учетом возникающих затруднений, в план работы вносятся необходимые коррективы.

6. Ресурсное обеспечение (кадровое, материально – техническое, методическое)

база имеется требуется

Кадровое воспитатели кадровый состав соц. партнерство православной церквью

Материально – техническое Молельная комната

Методическое Документы

миникабинет (видеофильмы, метод. пособия по духовно – нравственному воспитанию скерокопии архивных документов

7. Сроки реализации проекта (30.05.2016г. – 30.07.2016г.)

8. ПЛАН – ГРАФИК РАБОТЫ

№ Наименование мероприятия Дата проведения Краткое описание мероприятия

1. Тема: «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» май «Введение в Православие»

Цель: введение в православную культуру.

Задачи:

1. Познакомить проживающих с системой нравственных критериев Православия.

2. Способствовать развитию представлений у проживающего о значении нравственных норм и ценностей для каждого человека.

3. Воспитывать у проживающих любовь к родному дому, чувство гордости за место проживания.

Оборудование: иллюстрации, православные книги, иконы, фотоматериал.

2. Тема: «Основы православной культуры»

май «Культурное наследие: православные святыни, христианское искусство»

Цель: формирование у проживающих чувство гордости за историческое прошлое своей Родины, уважение к православным людям, их труду.

Задачи:

1. Познакомить проживающих с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной церкви.

2. Раскрыть содержание и смысл Православного искусства.

3. Воспитывать у проживающих чувство сопричастности к православному наследию.

Оборудование: иллюстрации, иконы, фотоматериал, видеоматериалы.

3. Тема: «История в лицах» июнь Круглый стол «Встреча с паломниками»

Цель: формирование значимости святых мест в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить с историческим прошлым нашего народа.

2. Расширять знания проживающих о святых местах как о нерукотворном создании духовного мира.

3. Приобщать у проживающих ценностно – ориентировочные отношения.

Оборудование: сувениры, фотоархив.

4. Тема: «Национально – региональный компонент» июнь

июль 1. «Экскурсия к памятным местам»

Цель: развитие положительных эмоций, нравственно – этических чувств.

Задачи:

1. Ввести проживающих в христианский мир посредством включения в краеведение.

2. Прививать чувство сплоченности, уважения к жизненному опыту своих предков.

3. Воспитывать любовь к наследию православной церкви, нравственное отношение к действительности.

Оборудование: фотоматериалы.

2.«Экскурсия по памятным местам»

Цель: включение проживающих в краеведческую работу.

Задачи:

1. Ввести проживающих в духовный мир посредством приобщения к Православию.

2. Показать роль Православной церкви в становлении личности человека.

3. Приобщить проживающих к нравственным ценностям, воспитывать уважение к православным традициям, чувство сопричастности и долга к обычаям русского народа.

Оборудование: фотоматериалы.

5. Тема: «Практическая деятельность» июнь - июль 1. «Звонарное дело»

Цель: приобщение к традициям Православной церкви.

Задачи:

1. Познакомить с историей создания колоколов.

2. Расширять знания проживающих о разных мелодиях колокольного звона, приемах работы с колокольными нитями.

3. Воспитывать чувство гордости за исторические реликвии.

Оборудование: церковные колокола.

6. Тема: «Презентация работы»» июль «Мир рядом»

Цель: формирование умений работы с документами.

1. Привести в систему документальные данные.

2. Показать значимость выполненной работы.

3. Воспитывать сопричастность к духовному культурному наследию.

Оборудование: фотоматериалы.

Все запланированные мероприятия направлены на формирование навыков краеведческой работы с проживающими от 18 и более лет. Составляется тематический перспективный план, помогающий педагогу, проживающим более гармонично сочетать серьезность содержания и занимательную деятельность. Используются такие формы и методы работы, как экскурсии, участие в исследовательской деятельности, практическое выполнение, сбор информации, краеведческая работа и др. Мероприятия приобретают форму сотрудничества, которая преимущественно и носит творческий характер. Эффективность такого сотрудничества во многом определяется доверительными, дружескими отношениями между педагогом, проживающими, служителями русской православной церкви. По результатам работы готовится презентация перед другими проживающими.

9. Ожидаемые результаты:

• Частичное формирование элементов культурологической компетентности проживающих в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;

• Частичная интеграция личности проживающего в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование элементов исторического сознания;

• Частичная выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;

• воспитание глубинных чувств привязанности к культуре своей страны, своему народу, к своей земле.

Результаты деятельности будут способствовать формированию открытого воспитательного пространства – возникновению новых социокультурных проектов.

Встреча с паломницей К. И. Ермаковой

У проживающего. происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. У проживающего с ограниченными возможностями здоровья формируется система обобщенных знаний о явлениях духовной жизни. В результате, данный факт имеет большое значение для воспитания духовных начал у проживающих, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств. Последние начинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с общественными интересами. Социальная мотивация проживающих способствует повышению эффективности их познавательной деятельности.

10. Оценка результатов:

Оценка качества овладения умениями и навыками педагога будут оцениваться при помощи доли участия в практическо – исследовательской деятельности.

Оценка качества деятельности будет оцениваться администрацией социального учреждения, зам. директора по общим вопросам О. А. Лысковой при непосредственном изучении материалов проекта. Уровень взаимоотношений педагога с проживающими будет оцениваться – через организацию просмотр презентации, как итоговой работы.

Разработанная методика («сопереживания ситуаций»«эмоционально – сердечное») легла в основу комплексно – тематического подхода. Проживающие получают возможность познать положительные примеры ценностного отношения к жизни. Например, использование темы: «Национально – региональный компонент»» предполагает знакомство с памятными местами сибирской земли, ее роли в Православии.

11. Дальнейшее развитие проекта

Социальное проектирование – новая воспитательно – реабилитационная модель, включает в себя комплекс знаний, направленных на развитие личности, нравственной культуры и механизмов сотрудничества с социальным окружением. Является наиболее эффективным способом развития социальной компетенции, активизации процесса планирования деятельности как метод социального проектирования – формирование проживающего, как субъекта социального действия. Поэтому так важен опыт участия проживающих в социальных проектах, акциях.

Для выполнения проекта проживающими необходимо решить несколько интересных и полезных задач, связанных с общественной жизнью. В его разработке проявляется умение координировать свои усилия с усилиями других людей. При исполнении конкретной работы по добыванию необходимых знаний появляется возможность решить комплекс социально – значимых проблем, присущих проживающим социального учреждения. Проектная деятельность в социальном интернате осуществляется в процессе организации общественно значимой социально приемлемой деятельности.

Проживающие должны знать:

место проживания: район, область, государство; местные достопримечательности;

православные традиции, обычаи (должны гордиться своим народом, его достижениями);

основные религиозные понятия, устройство православных храмов;

главные церковные праздники;

правила поведения в храме;

в доступной форме знать содержание заповедей Божиих.

Для педагогов переход на новый уровень отношений, практических умений, способности к моделированию станет единой системой комплексно – тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения проживающих в многообразный, многогранный и многоликий духовный мир с направленностью на формирование ценностного нравственно – духовного образа.

Следовательно, системность, преемственность и непрерывность в социально – реабилитационном процессе доказывает общую направленность на развитие возможностей, потребностей и качеств каждой личности проживающего на основе тесной взаимосвязи с другими видами воспитания.

Особенностью духовно – нравственного воспитания проживающих является обретение ими ценностно – ориентированных отношений и духовного опыта в различении добра и зла в их ближайшем социальном окружении и обращение их к духовной жизни, начиная с внутреннего (эмоционально – сердечного) нравственного самоопределения, к самосознанию и нравственному поведению, основанным на доверии и любви к близким и окружающим людям.

12. Материально – техническое обеспечение проекта

№ Наименование Количество Цена Общая сумма (руб)

1. Транспортные услуги 40х3 240

2. Фотоуслуги 15 15х10 150

Всего: 390

Список литературы

1. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст] : справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения // В. С. Близнецова. – 2009. № 9. С. 33 – 40.

2. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] : Управление ДОУ. Научно – практический журнал // О. В. Виноградова. – 2009. № 1. С. 63 – 65.

3. Киселева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода, Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности учреждения [Текст ] : метод. пособие / Авт. – сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. – С. 6 – 11, 22 – 27.

4. Крупин, В. Н. Святые царственные стратотерпцы. Царь Николай II и его семья [Текст] : пересказ / В. Н. Крупин. Минск: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – 160 с.

5. Микляева, Н. В. Инновации в учреждении [Текст] : метод. пособие / Н. В. Микляева. М. : ООО «ТМ «АРГО - ГРАФИКС», 2010. – 17 с.

6. Школа дошкольных наук [Текст] : справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения // М. С. Волкова. – 2010. № 9. С. 6 – 9.

7. Швец, В. П. История русской Православной церкви» на тему: «История становления Православия на территории Юрги. Храм Рождества Иоанна Предтечи: создание кафедрального собора, 1989 – 2012 годы» [Текст] : курсовая работа (выдержки) // В. П. Швец. Юрга, 2014. – 11 с.

8. Шевкунов, Т. Непознанный мир веры [Текст ] : метод. пособие / Авт. – составители М. Г. Жукова, М. Ю. Родионов, Л. Н. Иконникова, М. Ю. Мыскин. – М. : Изд-во Сретенский монастырь, 2012. – 423 с.

9. Интернетресурсы:

www.dosvozrast.ru

Использование проектного метода в организации работы по православию https://rusedu.ru //.

Азбука Православия

azbyka.ru

avarovo-hram.ru

www.vocerkovlenie.ru

ioann.ucoz.ua

Прикреплённые файлы:

proekt_7c8g2.ppt | 4477,5 Кб
 
Публикации по теме:

«По щучьему велению по моему хотению…» (атрибут к русской народной сказке)«По щучьему велению по моему хотению…» (атрибут к русской народной сказке) «По щучьему велению по моему хотению…» (атрибут к русской народной сказке)» Старые, добрые русские народные сказки, как много прекрасного.

Анкета для воспитателей «Посещение семей на дому» (младшая возрастная группа) 1. Имя, фамилия ребенка ___ 2. Год и месяц рождения ___ 3. С какого времени посещает.

Конспект родительского собрания по ПДД «Ребёнок учится тому, что у него в дому». Конспект родительского собрания по ПДД «Ребёнок учится тому, что у него в дому». Цель: Совместная организация родителей и воспитателей.

Мастер-класс «Открытка к 23 февраля моему папе»Мастер-класс «Открытка к 23 февраля моему папе» 23 февраля наша страна отмечает праздник день защитника Отечества. Это мужской праздник, так как в этот день мы поздравляем наших защитников:.

Посещение на дому ветеранов, вдов ветеранов: «Этих дней не смолкнет слава»Посещение на дому ветеранов, вдов ветеранов: «Этих дней не смолкнет слава» Цель: Воспитывать нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста; любовь к родине. Формировать чувство гордости и уважения.

Поздравление ветеранов на дому — фотоотчетПоздравление ветеранов на дому — фотоотчет 9 мая дети из нашего детского сада поздравляли ветеранов ВОВ на дому. Дети читали им стихи, пели песни военных лет. У ветеранов в некоторые.

Проект «Современная Мери Поппинс» посещение детей и их родителей воспитателем на домуПроект «Современная Мери Поппинс» посещение детей и их родителей воспитателем на дому ПРОЕКТ «Современная Мери Поппинс» посещение детей и их родителей воспитателем на дому Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней.

Проект «Этот День Победы!» (проект и планирование на неделю). Проект «Этот День Победы!» Подготовительная группа № 10. Вид проекта: - информационно-практико-ориентированный проект (по виду деятельности);.

Стихотворение «Моему деду» «Моему деду» Буянкину Георгию Васильевичу посвящается Дедуля, расскажи, как воевал! Как юным и неопытным мальчишкой Ты очередь большую.

Занятие по воспитанию любви к родному дому и природе малой Родины Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное - речевое развитие», «Физическое.

Автор публикации:
Проект «Мир дому моему»
Опубликовано: 10 августа 2016 в 06:47
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД